Прыткова Наиля Фаритовна
Методический семинар «Формирование навыков освоения понятийного аппарата на уроках истории»
▼ Скачать + Заказать документы
Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным. В докладе президента Международной комиссии ЮНЕСКО по проблемам образования в XXI веке Жака Делора «Образование: скрытое сокровище», сформулировано «4 столпа, на которых основывается образование: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться быть».
Публикация «Методический семинар „Формирование навыков освоения понятийного аппарата на уроках истории“» размещена в разделах
- История. Уроки истории
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход и уроки должны строиться в соответствии с новыми требованиями. Я, изучив основные документы ФГОС, дополнительную педагогическую литературу сначала растерялась в таком огромном количестве информации. Задалась вопросом: действительно ли мои уроки соответствуют современным требованиям?
Через некоторое время пришла к выводу, если системно-деятельностный подход базируется на семи дидактических принципах (принцип деятельности, принцип непрерывности, принцип целостности, принцип минимакса, принцип вариативности, принцип психологической комфортности, принцип творчества, то я должна каждый свой урок анализировать через призму этих принципов. Если я на уроках буду придерживаться данных принципов, то мои уроки будут отвечать современным требованиям.
Неслучайно на первом месте стоит принцип деятельности, как самый основной и важный. Поэтому процесс обучения я строю на основе деятельности ученика, что в дальнейшем позволит сформировать его как личность.
Имея хоть и небольшой, но всё же определённый опыт работы в школе, я пришла к выводу, что кроме академических знаний по предмету, должна обладать совокупностью методических приемов, которые позволили бы вовлечь обучающихся в активную познавательную деятельность.
С какими трудностями ученики сталкиваются на уроках истории? Они слабо владеют понятиями, а это фундамент знаний. Мне важно работать в русле формирования и развития у учащихся понятийного мышления. Обратимся к определению термина «понятие» психологами и педагогами. Педагогическая энциклопедия даё т следующую трактовку: «Понятие – форма научного и обыденного мышления; результат обобщения свойств предметов некоторого класса и мысленного выделения самого этого класса по определённой совокупности общих для предметов этого класса отличительных признаков». Таким образом, понятие – это прежде всего форма и средство мышления, элемент знания.
Как сделать так, чтобы ребёнок смог не только успешно усвоить понятие, но и легко оперировать им в учебной и внеучебной практике?
Являясь учителем «Школы Превосходства», я систематически в своей практике использую технологию развития критического мышления учащихся. Что же она из себя представляет?
Технология развития критического мышления появилась в российском образовании в 1997 году, ее авторы – американские ученые Ч. Темпл, К. Мередит, Д. Стилл. Она развивалась при поддержке Консорциума демократической педагогики и Международной читательской ассоциации. Проект, предложенный российским педагогам американскими коллегами, первоначально назывался «Чтение и письмо для развития критического мышления». Совместная работа идеологов технологии, педагогов-практиков и российских ученых позволила адаптировать предложенную модель для российской педагогики, подробно рассмотреть дидактические, психологические и философские основы предложенного подхода, дополнить практическую часть проекта, обогатив ее новыми приемами, и создать модель, которая в педагогической литературе получила название «Технология развития критического мышления» (ТРКМ).
Данная технология представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с текстом. Особенность технологии – работа с информацией – чтение и письмо.
Структура педагогической технологии развития критического мышления посредством чтения и письма стройна и логична, так как ее этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности.
Важным в данной технологии является следование трем фазам: вызов, реализация смысла, рефлексия и соблюдение определенных условий: активность участников процесса, разрешение высказывать разнообразные «рискованные» идеи и т. д.
Первая фаза – вызов, когда ставится задача не только активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания либо создать ассоциации по изучаемому вопросу, что само по себе станет серьезным активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшей работы.
Формируя понятийное мышление, на стадии вызова я использую следующие методические приёмы :
1. «Картинки». Это могут быть иллюстрации к различным историческим событиям, портреты выдающихся личностей. Вчера на открытом уроке использовала рисунки учащихся моей школы для мыслительного приема СИ-ФИНК–ВАНДЕР. (посмотри – подумай – задайся вопросом) Что вы видите? Что вы об этом думаете? Чтобы Вам хотелось узнать? Дети поняли, что будет битва. Я, конечно, понимаю, что ответ очевиден, но у меня была и другая цель, эмоциональное воздействие.
2. Таблица «ПМИ» и «ПМ?» – таблица «Плюс – минус – интересно» либо модификация данной таблицы «Плюс – минус – вопрос» (создатель Э. де Боно). Например, нам необходимо выяснить, как ордынское иго повлияло на Русь? Занесем имеющуюся у нас информацию в таблицу «ПМ?». Учащиеся систематизируют свой информационный запрос в виде вопросов и заносят их в третью графу.
«+» «-» «?»
Культурный обмен, влияние на русский язык Русь отстала в развитии от Европейских государств почти на 200 лет. Что было написано и построено в этот период?
Татаро-монгольское нашествие и иго положило конец феодальным войнам и заставило начать поиск объединения Руси Усиление феодальной раздробленности, рост княжеских междоусобиц Какое княжество стало центром объединения?
Заполнение таблицы помогает организовать работу с информацией и на стадии осмысления содержания. По ходу чтения параграфа или прослушивания лекции новая информация заносится в таблицу : заполняются соответствующие графы. При чтении текста предлагается фиксировать в соответствующих графах таблицы информацию, отражающую: положительные стороны явления – П «+», отрицательные стороны явления – М «—», а также информацию, которая просто заинтересовала – «И». Или вопросы, возникающие по ходу чтения текста. Этот прием можно использовать и на стадии рефлексии. Так или иначе, пошаговое знакомство с новой информацией, увязывающей ее с уже имеющейся, – это способ активной работы с текстом. Данный прием нацелен на актуализацию эмоциональных отношений в связи с текстом. При использовании данного приема информация не только более активно воспринимается (прослушивается, записывается, систематизируется, но и оценивается. Подобная форма организации материала позволяет провести обсуждение, дискуссию по спорным вопросам.
3. Таблица «Верные – неверные утверждения». Как организовать работу в режиме технологии, если в опыте учащихся информации по изучаемой теме нет? Началом урока по теме «Возникновение Монгольской империи. Завоевания Чингисхана и его потомков» могут быть следующие высказывания:
• курултай - съезд монгольской знати;
• «Великая Яса» - первое литературное произведение у монголов;
• Тумены - единица монгольского войска XIII - XV веков, численность которого составляла обычно десять тысяч всадников;
• Улус - удел, область Монгольской империи;
• Баскаки - сборщики дани.
Работа с этим приемом может быть оформлена в таблицу «Верные –неверные утверждения».
Утверждения До После
чтения текста
Курултай - съезд монгольской знати
«Великая Яса» - первое литературное произведение у монголов
Тумены - единица монгольского войска XIII - XV веков, численность которого составляла обычно десять тысяч всадников
Улус - удел, область Монгольской империи
Баскаки - сборщики дани
После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) возвращаемся к данным утверждениям и просим учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию, и заполнить графу таблицы «После чтения текста». Можно расширить задание на стадии рефлексии, попросив учащихся дополнить список утверждений, которые могли бы стать основой таблицы, если бы учителями были они сами. Таким образом, мы вернем учащихся к тексту, сделав его чтение более внимательным, и усилим рефлексивные умения учащихся. Таблица «Верные – неверные утверждения» – универсальный прием технологии развития критического мышления, позволяющий работать с любыми видами текста. Аналогия этого приема – обучающая структура Сингапура ЭЙ АР ГАЙД для связи новых знаний с предыдущими знаниями. Можно также отдельных учеников попросить сделать карточки заранее.
Применяя выше перечисленные методические приёмы на своих уроках, я формирую такие УУД, как умение работать с понятиями, систематизировать и анализировать информацию, планировать собственную учебную деятельность.
Понятийное мышление на стадии реализации смысла помогают формировать такие методические приёмы, как:
1. «Денотатный граф» («denoto» – обозначаю, пишу) - это весьма эффективный приём технологии развития критического мышления. Часто мы спрашиваем учеников поняли они или нет тот или иной материал. Они хором кричат «Да!», но в результате мы видим обратное. «Понимание – это способность объяснить самому себе», - утверждал К. Д. Ушинский. Одним из инструментов понимания на стадии осмысления и является денотатный граф. Перед вами на слайде схема и вариант заполненного денотатного графа, который я использовала вчера на открытом уроке.
2. «Кластеры» - это наиболее известный приём технологии развития критического мышления. Прием заключается в выделении смысловых единиц текста и графическом оформлении их в определенном порядке в виде «грозди». «Грозди» (кластеры) могут стать как ведущим приемом на стадиях вызова и рефлексии, так и стратегией урока в целом. Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто интуитивно распределяем их особым образом, компонуем по категориям. «Грозди» – графический прием систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», то есть располагаются в определенном порядке. Правила очень простые. Рисуем модель Реформ и преобразований Петра I. В центре – это наша тема, вокруг нее – крупные сферы, в которых произошли экономические реформы. Соединяем каждую сферу прямой линией с центром и отмечаем определённые преобразования для каждой сферы. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем вы получаете при обычной письменной работе. Данный прием отражается в обучающей структуре Сингапура ФИНКИН МЭПС (интеллект – карты 7 видов).
3. Одним из главных и простых считаю приём «Карточки». Вчера на уроке обучающимся 6 класса было предложено такое задание: внимательно просмотрев видео о Куликовской битве, расположить иллюстрации в хронологической последовательности. Такого рода задания развивают внимательность, память, учат рассуждать. Работа с карточками позволяет разнообразить деятельность учеников. Например, я предлагаю в начале почти каждого урока в течение буквально одной минуты назвать события, которые произошли в годы, указанные на карточках. Также предлагаю дать определение терминам (баскаки, ….) Поднимаю готовые карточки. Или предлагаю узнать по портрету личность и коротко о ней рассказать. Карточки можно использовать для мыслительного приема СОРТ КАРДС. Рассортировать карточки по категориям, например политики, деятели искусства и т. д.
4. Таблица «толстых» и «тонких» вопросов. Большое значение в технологии развития критического мышления отводится приемам, формирующим умение работать с вопросами, как основной движущей силой мышления. Учащихся необходимо обращать к их собственной интеллектуальной энергии. Мысль остается живой только при условии, что ответы стимулируют дальнейшие вопросы. Только ученики, которые задают вопросы, по-настоящему думают и стремятся к знаниям. Уровень вопросов определяет уровень нашего мышления. Начнем с простых приемов. Таблица «толстых» и «тонких» вопросов может быть использована на любой из трех фаз урока. А конкретно на стадии осмысления это способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении – демонстрация понимания пройденного. По ходу работы с таблицей в левую колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа. В правую колонку – вопросы, требующие подробного, развернутого ответа.
«Тонкие» вопросы «Толстые» вопросы
Что такое ассамблея?
Когда платился бородовой знак?
Было ли, что царь собственноручно обрезал боярам полы кафтанов?
Дайте объяснение, почему дворянам приходилось изучать иностранные языки?
Почему вы считаете некоторые предписания книги «Юности честное зерцало» смешными?
В чем разница между одеждой дворян 17 и 18 века?
Применение методических приёмов «Денотатный граф», «Кластеры», «Карточки», таблицы «толстых» и «тонких» вопросов способствует формированию таких УУД, как умение работать с понятиями, систематизировать и анализировать информацию, формулировать и решать проблемы, осознанно «вдумчиво» читать.
Я считаю, что работа с понятиями на стадии рефлексии эффективна благодаря следующим методическим приёмам :
1. «Синквейн». Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк». Это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении. Синквейны полезны для синтезирования сложной информации. На следующих слайдах представлена композиция синквейна и вариант написанного учащимися стихотворения.
2. «Диаманта» - это стихотворная форма из 7 строк, первая и последняя из которых - понятия с противоположным значением. Вашему вниманию представлена композиция и вариант написанной обучающимися диаманты.
3. «Продолжи начатое предложение». Данный приём так же был представлен вчера на открытом уроке. Несмотря на то что приём более простой, чем все остальные, он не менее эффективный. Обучающиеся, продолжая начатые предложения, учатся анализировать свою деятельность на уроке, систематизировать знания, выделять главное, делать выводы.
Приёмы, используемые мной на стадии рефлексии, формируют следующие УУД : умение интерпретировать, творчески перерабатывать новую информацию, давать рефлексивную оценку пройденного.
Как вы видите, каждый прием, используемый в технологии развития критического мышления, многофункционален, работает на развитие интеллектуальных и личностных умений, а выстроенные в логике «вызов – осмысление – рефлексия», они способствуют развитию рефлексивных способностей, помогают овладеть умением учиться самостоятельно. Моя задача копить приемы, внедрять в мою работу. Если учеников надо «учить учиться», то я понимаю, что мне как учителю надо «учиться учить»!