Татьяна Куныгина
Методический семинар «Формирование сенсорного восприятия с использованием ИКТ»
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование сенсорного восприятия у детей с ОВЗ с использованием ИКТ»
В дошкольном возрасте непосредственное, чувственное познание – основной источник знаний об окружающем. Очень важно заботиться о формировании у детей представлений о предметах и вещах, о существовании их сенсорного опыта.
Сенсорное развитие детей с ЗПР значительно отстает по срокам формирования, проходит неравномерно и имеет свои особенности: они испытывают трудности в обследовании предметов, выделении нужных свойств, в обозначении этих свойств, словом. Процессы восприятия у них замедленны, недостаточно избирательны, часто фрагментарны и не обобщены. Недостаточность процессов восприятия задерживает развитие всей познавательной деятельности ребенка.
Публикация «Методический семинар „Формирование сенсорного восприятия с использованием ИКТ“» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Актуальность – на слайде.
Таким образом, тема формирования и развития сенсорного восприятия занимает немаловажную роль в познавательном развитии детей с ЗПР.
Для примера я взяла тему формирование представлений о величине предметов, а именно формирование и закрепление понятий узкий – широкий (уже, шире).
Так как в теме моего выступления звучит аббревиатура ИКТ, подразумевается здесь использование интерактивных игр. За основу я взяла игры по развитию зрительных способностей разработанной Самарским институтом коррекционной педагогики, а в частности Ремезовой и Буковцовой. Эта развивающая программа была разработана для детей с нарушение зрения, но мы её адаптировали под детей с ЗПР, а именно – используем в работе только первоначальные этапы (игры).
Полностью, разумеется, эта замечательная программа не может заменить весь процесс формирования сенсорных представлений, но сыграть роль мотивационного и поощрительного стимула – вполне.
Но начнем по порядку.
Формирование сенсорного восприятия проходит по определенному плану, можно сказать, поэтапно.
В самом начале, мы подбираем такой дидактический материал, предметы, которые бы отличались друг от друга только одним признаком. Причем этот признак должен выступать контрастно. – мы использовали браслеты, одного цвета, одного материала – которые сопровождали детей в течение одной недели. (рассказать про браслеты)
Уточнение или формирование признака должно проходить на раздаточном материале, натуральных предметах, причем таких, у которых этот признак рельефно выступает и по которому эти предметы отличаются друг от друга (все остальные признаки одинаковы). Например, широкая и узкая линейка (длина, толщина одинаковы). Мы использовали шарфы, линейки, коробки из под карандашей (различные по ширине).
Затем к подбираемому материалу добавляется ещё несколько признаков, например различный цвет и уже закрепленное понятие (длина). Используется наглядность с предметными изображениями.
Использовать практическую деятельность - Детям предлагается раскрасить ( например: раскрась узкий шарф синим цветом, а широкий – красным, вырезать узкую и широкую полоски из бумаги и, например, выложить забор.
Очень важно научить учащихся сравнивать предметы, прикладывая их друг к другу или накладывая один на другой. – метод приложения и наложения.
Не менее важно, я считаю, необходимо создать такую жизненную ситуацию, благодаря которой дети поняли бы, что перед ними предметы, разные по размерам, и что этот признак надо учитывать при решении конкретной жизненной задачи. Например, река, два моста – узкий и широкий. По какому мосту поедет грузовая машина? Конечно по широкому, так как если она поедет по узкому мосту, то она упадет и водитель и машина утонут.
И, наконец, все полученные знания мы закрепляем посредством интерактивной игры, соблюдая, конечно, охранительный режим.
Я использую компьютер только в индивидуальной работе с детьми.
Они уже знают, что в конце недели они будут закреплять пройденный материал либо с использованием интерактивных игр, либо интерактивных презентации.
Прогресс не стоит на месте и мы, педагоги, должны приспосабливаться к этим условиям, к новым девайсам и гаджетам. Но всё в пределах разумного.
Немного о программе – играх.
Можно запустить игру и показать.
Можно показать видео
При использовании данной технологии :
• Повышается мотивация детей, все упражнения выполняются в занимательной и игровой форме, а известно что для детей с ОВЗ характерны быстрая утомляемость и истощаемость.
• Отсутствие необходимости в изготовлении большого количества раздаточного материала;
• Повышается эффективность обучения, уменьшается время выполнения заданий.
• Научают детей работать по образцу, способствуют развитию наблюдательности;
• Может быть использовано как средство педагогической диагностики.
Спасибо за внимание.