Инна Смолякова
Опыт работы «Создание детского объединения дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный период детства сензитивен для формирования у ребенка основ коллективистских качеств, а также гуманного отношения к другим людям. Если основы этих качеств не будут сформированы в дошкольном возрасте, то личность ребенка может стать ущербной, и впоследствии восполнить этот пробел будет чрезвычайно трудно. В старшем дошкольном возрасте при целенаправленном педагогическом воздействии взрослых людей происходит переход от эгоцентрической позиции к децентрации. Отсутствие видов детской деятельности, где ребёнок решает реальные проблемы окружающего его социума, испытывая гордость за свой вклад, заставило педагогов детского сада взяться за разработку системы работы по включению детей в социально-значимую деятельность.
Темочки:
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2018
Развитие личности дошкольников происходит под влиянием личностей окружающих взрослых людей – родителей, педагогов детского сада.
Однако, многообразие современного поликультурного пространства, в котором живёт и развивается ребёнок, приводит к осознанной необходимости построения открытого образовательного пространства, в котором общение «взрослый – ребёнок» будет происходить в соответствие с личностными потребностями и запросами воспитанников с различными взрослыми и общественными объединениями.
На решение данной проблемы было направлена деятельность по организации открытого взаимодействия, сотворчества детей детского сада и взрослых, представителей различных организаций, объединений, движений, волонтёров.
Организации детских волонтёрских объединений дошкольников является большим проблемным полем. Кому может помочь ребёнок 6-7 лет, что сделать полезного для себя, семьи, друзей, общества? Активная работа по организации детского движения «Добрята» основывается на обучении детей видеть проблемы, находить пути решения выявленных проблем, в коллективе сверстников осуществлять собственную добровольческую деятельность, привлекая к взаимодействию взрослых. Выбор взрослых социальных партнёров происходит в соответствие с целями и задачами детской деятельности.
В основе работы детского объединения лежат идеи :
Доверие – тебе доверяют, ценят, уважают.
Ответственность – ты думаешь о том, к чему могут привести твои действия или бездействие.
Благодарность – я учусь дарить благо всем, кто в этом нуждается.
Развитие – помогая другим – растёшь и сам.
Яркость – согревая других, ты светишься сам.
Товарищество – ты готов к взаимовыручке и взаимопомощи.
Авторитет – ты побуждаешь других творить добро.
Применение деятельностного подхода к формированию социально-коммуникативных компетенций детей старшего дошкольного возраста посредством включения их в исследовательскую, проектную, специально организованную игровую деятельность в рамках сотрудничества детей и взрослых в детском объединении основывается на следующих научных положениях ведущих учё ных:
1) теории деятельности А. Н. Леонтьева, состоящей в том, что позитивно влиять на процесс развития - значит управлять ведущей деятельностью, в данном случае воздействуя на ведущую деятельность дошкольника - игру;
2) Д. Б. Эльконина о том, что потенциал игры заключается в практике новых социальных отношений, в которые включается ребенок в процессе специально организованных игровых занятий;
3) разработанных в теоретической концепции В. Н. Мясищева, согласно которым личность является продуктом системы значимых отношений;
4) в работах ведущих отечественных психологов (Л. С. Выготского, В. П. Зинченко, В. В. Рубцова, Д. И. Фельдштейна и др.) сформулированы теоретические положения о том, что при условии успешного развития уже в 6-9 лет ребенок способен осознавать свое место в системе общественных отношений и у него формируется осознанное творческое отношение к действительности, что характеризует его как субъекта.
5) теории Пиаже о том, что одна из линий развития ребенка по представлена движением (переходом) от эгоцентризма к децентрации. Эгоцентрическая позиция характеризуется тем, что ребенок-дошкольник при анализе окружающей действительности рассматривает ситуацию со своей точки зрения, которую он не осознает в качестве собственной, и которая выступает для него как абсолютная.
6) методические материаламы А. И. Савенкова по организации исследовательской деятельности дошкольников. Элементарные исследовательские работы в системе «человек – человек» позволяют увидеть ситуацию не только с собственной позиции, но и с точки зрения другого человека, что позволяет детям в игровой деятельности учитывать мнения других участников процесса, что делает взаимодействие более эффективным, приобретает положительную эмоциональную окраску.
-методические материалы Е. Н. Веракса, А. Н. Веракса «Проектная деятельность в детском саду». Позитивный опыт реализации собственных замыслов, внесение в своё социальное окружение позитивных изменений стимулирует личностный рост и самореализацию дошкольника.
-методическое пособие Ассоциации волонтёрских центров, Федерального института развития образования «Волонтёрское добровольческое движение в общеобразовательной организации».
Дети являются участниками акций "Друга за руку возьму и ему я помогу", "Ромашковое поле доброты", "Покормите птиц зимой", "Где живёт радость", "Покормите бездомных животных", участвуют воспитанники объединения в концертах, посвящённых Дню пожилого человека, Дню двора, Дню защиты детей.
Таким образом, участие детей в деятельности детского объединения помогает ребятам научиться трудиться на благо других людей.