Олеся Данилова
Методический материал: Основные направления и формы работы ДОУ с семьей
▼ Скачать + Заказать документы
Под взаимодействием ДОУ с семьей понимается способ организации совместной деятельности родителей и педагогов на основе общения. Результатом
взаимодействия должны стать положительные, искренние отношения, построенные на открытости ДОУ как системы. Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы: нехватка времени, ощущение несостоятельности, этнические стереотипы, чувство обиды — все это может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей. Поэтому воспитатели должны проявить инициативу и понять, каким образом
Публикация «Методический материал: Основные направления и формы работы ДОУ с семьей» размещена в разделах
взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка. Используя
принцип индивидуального подхода к участию родителей, можно разработать
разнообразные способы вовлечения в работу большей части семей.
Выделяют пять уровней участия родителей:
1) оказание разовой помощи;
2) способности родителей время от времени используются при проведении занятий;
3) родители становятся добровольными помощниками на постоянной основе;
4) родители помогают определять основные направления работы в группе;
5) родители участвуют в обсуждении более широких вопросов, решение
которых должно благотворно отразиться на работе детского сада и жизни микрорайона в целом.
При каждом из вариантов у родителей есть возможность обмениваться
опытом, обучаясь друг у друга определенным навыкам, поэтому по мере продолжения работы возможности родителей будут увеличиваться. Воспитатель
должен быть всегда готов оказать поддержку родителям, независимо от того, в
какой степени они или другие члены семьи ребенка предпочтут принять участие в работе группы.
Основные направления работы ДОУ с семьей :
Первое направление — повышение уровня педагогической компетентности родителей через специальные лекции, семинары, пособия, родительские
уголки, индивидуальные беседы, групповые консультации, дискуссии, круглые
столы.
Второе направление — привлечение родителей к работе детского сада по-
средством организации досуговых мероприятий.
Основные принципы организации работы с семьей :
- открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается
возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
- сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
- отсутствие формализма в организации работы с семьей;
- создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности.
Организация взаимодействия детского сада и семьи предполагают :
- изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию
своих детей и детей детского сада;
- группировку семей по принципу возможности их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, детей группы;
- составление программы совместных действий педагога и родителей;
- анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной деятельности.
Основными задачами сотрудничества ДОУ с родителями являются следующие:
|1. Работать над обогащением среды социального развития ребенка путем:
-повышения активности и ответственности родителей и педагогов в решении задач социального развития;
-вовлечение в образовательное пространство детского сада потенциальных субъектов социального развития;
- повышение уровня компетенции родителей.
2. Способствовать активному вовлечению семей воспитанников в образовательное пространство детского сада и привлечению их к сотрудничеству в вопросах развития детей.
3. Разработать критерии профессиональной деятельности педагогов, учитывающие уровень развития, их способности к самореализации в профессиональной деятельности.
4. Способствовать развитию толерантности сознания родителей, педагогов и детей.
5. Способствовать выработке у педагогов уважительного отношения к
традициям семейного воспитания детей и признания приоритетности родительского права в вопросах воспитания ребенка.
6. Определять и удовлетворять потребности семей дошкольников, не охваченных системой дошкольного образования.
Положительные результаты в воспитании детей достигаются при умелом
сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении всех членов
ДОУ и членов семей воспитанников.
Все формы работы с семьей можно разделить на традиционные и нетрадиционные.
К традиционным относятся такие формы работы, как родительские собрания, конференции, дни открытых дверей, посещение педагогом семьи.
Педагогические консультации — одна из традиционных форм работы ДОУ
с семьей. Встречаются высокий, средний и низкий уровень педагогической
просвещенности родителей. В зависимости от уровня педагогической просвещенности родителей воспитатель выбирает групповую форму для высокого и среднего. Для низкого уровня — индивидуальную консультацию в форме советов, инструкций, вопросов к родителям, совместного анализа проблем данной
семьи.
Нетрадиционные формы сотрудничества ДОУ с семьей : семейные посиделки, вечера, вернисажи, день семьи (2 раза в год, телефон доверия, клуб выходного дня, клуб «Хозяюшка», нетрадиционный праздник «Моя родословная»,
(для старших дошкольников, конверт откровений, где родители описывают
свои проблемы, организация библиотеки для родителей, выпуск газеты, журнала, организация творческих мастерских, студий, секций для родителей и детей.