Татьяна Сердюк
Методический материал для использования во время экскурсий
▼ Скачать + Заказать документы
ЗАГАДКИ
На всех садится, никого не боится. (снег)
С неба пришел, в землю ушел. (дождь)
Средь темна леса красная девушка стоит. (рябина)
Много рук, а нога одна. (дерево)
В золотой клубочек, спрятался дубочек. (желудь)
По синему небу белые гуси плывут. (облака)
Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает. (дерево)
В колыбельке подвесной летом житель спит лесной,
Осень пестрая придет – на зубок он попадет (орех)
Белые цветочки вечером расцветают, а утром увядают. (звезды)
Ну-ка, кто из нас ответит: не огонь, а больно жжет
Публикация «Методический материал для использования во время экскурсий» размещена в разделах
Не фонарь, а ярко светит и не пекарь, а печет? (солнце)
Ночью на небе один золотой апельсин – миновали две недели,
апельсина мы не ели, но осталась в небе только апельсиновая долька. (месяц)
Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали,
а пошли искать их днем – ищем, ищем – не найдем. (роса)
Он всюду в поле и в саду, а в дом не попадает.
и никуда я не пойду, покуда он идет. (дождь)
Красное коромысло над рекой повисло. (радуга)
Без рук безног, а ворота открывает. (ветер)
Летом бежит, а зимой стоит. (река)
Без рук, без ног, а рисовать умеет. (мороз)
На дворе горой, а в избе водой. (снег)
Растет она вниз головой, не летом растет, а зимой,
но солнце ее припечет – заплачет она и умрет. (сосулька)
Она приходит с ласкою и со своею сказкою,
волшебной палочкой взмахнет,
в лесу подснежник расцветет (весна)
Ежегодно приходят к нам в гости один седой, другой молодой,
Третий скачет, а четвертый плачет. (времена года)
Запорошила дорожки, разукрасила окошки.
Радость детям подарила и на санках прокатила (зима)
Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья (осень)
Зарумянилась вишня и слива налилась золотистая рожь,
И как море, волнуется нива, и в траве на лугу не пройдешь (лето)
Пушистая вата плывет куда-то, чем вата ниже, тем дождик ближе. (туча)
Двенадцать братьев друг за другом бродят, друг друга не обходят. (месяцы)
Дорого – любо, кормилица – нива, видеть, как ты колосишься красиво,
Как ты янтарным зерном налита, гордо стоишь, высока и густа. (пшеничное поле
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
Зиме и лету союзу нету.
Зима вошла в свои права.
Зимой солнце светит, но не греет.
Нет зимы, которая бы не кончалась.
Такую зиму и старики не помнят.
Заковал мороз реки да не навеки.
День дню рознь: нынче тепло, а завтра мороз.
В зимний холод каждый молод.
Мороз не велик, а стоять не велит.
Не шуба грет, а хлеб.
Лето припасиха – зима подбериха.
Летом каждый кустик ночевать пустит.
Весенний день год кормит.
Пришла весна, тут уже не до сна.
Кто поздно встает у того и хлеба не достает.
Весной день долог, да ночка коротка.
И летом не лето, когда солнца нету.
Летний день год кормит.
Дела мастера боится.
Умелые руки не знают скуки.
Спасибо мороз, что снег нанес.
Муравей не велик, а горы копает.
Береги нос в большой мороз.
Весенний дождь лишним не бывает.
Май леса наряжает, лето в гости ожидает.
Хочешь, есть калачи – не лежи на печи.
Умелые руки не знают скуки.
Кто любит трудиться, тому на месте не сидится.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Дерево знают по плодам, а человека по делам.
Терпенье и труд все перетрут.
Счастье и труд рядом идут.
Без труда и отдыха нет.
Чтобы рыбку съесть надо в воду лесть.
Чтоб из ручья напиться, надо в воду наклониться.
Сидя на печи не заработаешь на калачи.
Для кого труд в радость, для того жизнь не в тягость.
Хлеб – всему голова.
Своя земля и в горсти мила.
Лето со снопами, осень с пирогами.
Холоден сентябрь да сыт.
Весной дождик растит, а осенью гноит.
Весна красна цветами, а осень пирогами.
Что летом родится – зимой пригодится.
Зернышко к зернышку будет мешок.
Талан без труда не стоит и гроша.
Работай до поту, так и поешь в охоту.
Всякому мила родная сторона.
СТИХОТВОРЕНИЯ ДЛЯ ЧТЕНИЯ И ЗАУЧИВАНИЯ
ПЕРВЫЙ СНЕГ
Что такое за окном? БЕРЕЗА
Сразу в доме посветлело После долгой зимней стужи
Это снег лежит ковром, На снегу синеют лужи
Самый первый, самый белый. И березка ожила
Вот о чем всю ночь свистел От весеннего тепла
За моим окошком ветер! Дышит, стоя на пригорке,
Он про снег сказать хотел. Прилетают к ней тетерки
И про то, что зиму встретил. Полно, белая тужить
На заборах, на крылечке Хорошо на свете жить!
Все блестит и все бело!
Нет свободного местечка ЛЕТО
Всюду снега намело.
Нарядилась и рябинка Ярко солнце светит
В белый, праздничный наряд, В воздухе тепло
Только гроздья на вершине И, куда ни глянешь
Ярче прежнего горят. Все кругом светло
По лугу пестреют
ПЕСНЯ О ВЕСНЕ Яркие цветы
Уходи, мороз космат! Золотом облиты
Слышишь старый или нет? Темные листы
И над садом и над хатой Дремлет лес: ни звука,
Голубой весенний свет. Лист не шелестит,
Солнце ласково смеётся Только жаворонок
Светит ярче, горячей. В воздухе звенит.
И с пригорки звонко льется
Разговорчивый ручей. ОСЕНЬ
Он лучистый, серебристый,
Он сверкает и дрожит.
А другой, такой же чисты, Ходит осень по дорожке,
Рядом весело бежит Промочила в луже ножки
Льют дожди, и нет просвета
ВЕСНА Затерялось где-то лето.
К нам весна шагает быстрыми шагами, Ходит осень, бродит осень
И сугробы тают под ее ногами. Ветер с клена листья сбросил
Черные проталинки на полях видно Под ногами коврик новый
Верно очень теплые ноги у весны. Желто – розовый- кленовый.
СОЛНЫШКО
Вышло солнце из-за тучи
И нагрело снег скрипучий.
Снег задумался чуть-чуть
И ручьем пустился в путь.
Снег устал лежать в сугробах
Догони его попробуй!.
СТИХИ О ПТИЦАХ ЗИМОЙ
ВОРОБЕЙ ВОРОНА
Среди белых голубей Вот ворона сидит на заборе
Скачет шустрый воробей, Все амбары давно на запоре
Воробушек-пташка, Все обозы прошли, все подводы
Серая рубашка. Наступила пора непогоды
Откликайся,воробей, Суетится она на заборе
Вылетай-ка, не робей! Горе ей. Настоящее горе!
Ведь ни зернышка нет у вороны
И от холода нет обороны
ВОРОБУШКИ
СИНИЦЫ
Бела крупа Жили-были две синицы.
Сыплется в сад Чем же будем мы кормиться
И воробьи обедать летят. Ведь кругом белым -бело
Стайкою сели, Все полянки замело
Стали клевать… Позабыли вы, синицы,
Что за еда,не могут понять. Что ваш друг живет в станице
Это не крупка, не творожок, Вон мой дом, мое окно
Это холодный белый снежок. Там отборное зерно.
ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ Покормите птиц зимой
Что вы ищете под снегом, Пусть со всех концов
Может быть, большого червяка К нам слетятся, как домой
Глупые,ну разве он под снегом, Стайки на крыльцо
Он уж под землей наверняка Не богаты их корма
Горсть зерна нужна
СНЕГИРИ Горсть одна- и не страшна
На ветвях, украшенных Будет им зима
Снежной бахромой, Сколько гибнет их – не счесть
Яблоки румяные Видеть тяжко.
Выросли зимой. А ведь в нашем сердце есть
Яблоки на яблоньке И для птиц тепло
Весело снуют, Разве можно забывать
Гусениц мороженых Улететь могли
Яблоки клюют. А остались зимовать
Заодно с людьми
СОРОКА
Скачет сорока по ельничку
Бьет хвостом по метельничку.
Холодно сороке без шубки скакать
Плачет сорока, да негде взять
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА
«УГАДАЙ, КАКОй НАШ ДОМ»
ЗАДАЧА. Описать деревья и найти их по описанию
ХОД ИГРЫ. Игра проводится во время экскурсии. Из группы детей выбирают водящего, остальных воспитатель делит на две подгруппы. Каждая подгруппа вбирает себе дерево, описывают его водящему, а он должен узнать растение и назвать «дом», в котором «живут» дети. Например, дети говорят хором:»Угадай, какой наш дом. Все расскажем мы о нем». Затем они дают описание: называют цвет ствола, вспоминают о высоте дерева, форме, величине листьев, плодах, семенах (воспитатель если нужно, напоминает последовательность описания).
ДИД, ИГРА «КТО, ГДЕ ЖИВЕТ»
ЗАДАЧА. Группировка растений по их строению (деревья, кустарники)
ХОД ИГРЫ. Игра проводится во время экскурсии. Воспитатель говорит детям: «Сейчас поиграем. Вы будите белочки и зайчики, а кто-то один из вас – лисой. Белочки ищут растение, на котором могут укрыться, а зайчики- под которым могут спрятаться». В ходе игры воспитатель помогает детям уточнить, что белки живут и прячутся на деревьях, а у зайцев дома нет, они прячутся в кустах. Выбирают водящего лису. Зайчики и белочки бегают по поляне. По сигналу:»Опасность – лиса»! – белочки бегут к дереву, зайцы – к кустам. Кто не правильно выполнил задание, лиса тех ловит.
ДИД, ИГРА «ОПИШИТЕ, Я ОТГАДАЮ»
ЗАДАЧА. Найти предмет, растение по описанию.
ХОД ИГРЫ, Игра проводится во время экскурсии. Воспитатель описывает растение предмет, что окружает детей вокруг. Дети должны найти его по описанию, а если оно им знакомо, то назвать.
ДИД. ИГРА НАЙДИ, О ЧЕМ РАССКАЖУ»
ЗАДАЧА, Описать и назвать признаки растения в ответ на вопросы воспитателя.
ХОД ИГРЫ. Одного ребенка воспитатель просит выбрать растение и описать его, а дети должны узнать его по описанию. Педагог задает им вопросы о наличии стебля, формы и окраске листьев,называет оттенки зеленого цвета. О поверхности листа (гладкий, негладкий, о том, есть ли цветы, сколько их на ветке, какой они окраски.
ДИД, ИГРА «НАЙДИ В БУКЕТЕ ТАКОЙ ЖЕ ЛИСТОК».
ЗАДАЧА. Найти предмет по сходству.
ХОД ИГРЫ. Дети собирают букет из листьев, или полевых цветов в зависимости от места экскурсии. Воспитатель показывает им какой – нибудь лист, цветок, растение и предлагает:»Раз, два, три – такой лист покажи!» Дети поднимают руку с таким же листом.
Игра повторяется несколько раз с остальными растениями в букете
РАССМАТРИВАНИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА,
Воспитатель просит оглядеться вокруг, полюбоваться окружающей красотой, назвать виды растений и показать их. (кусты, деревья, травы). Найди основные части растений (ствол,стебель, листья, корни, ветки, у цветущих – цветы).Назвать и показать их. Найди различные формы, их отличия. Рассмотреть, состояние растений.
Воспитатель обращает внимание детей на растительный покров земли, на разнообразие растительного мира. Рассмотреть травянистые растения – внешний вид, разнообразие. Найти части растения, какого цвета трава, что отцвело, а что еще будет цвести.
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СОЛНЦЕМ.
ЦЕЛЬ: расширять кругозор, развивать мыслительные операции, анализ, сравнение, установление связей между явлениями природы, воспитывать любознательность.
ЗАГАДКА. Большой подсолнух в небе, цветет он много лет.
Цветет зимой и летом, а семечек все нет (солнце)
Загадка: Уселись на ветках весной пичужки
И что-то лопочут при встрече друг дружке.
Весной и летом сидят, не слетая,
Зимой посмотришь – исчезла вся стая. (листья)
Нам в дождь и в зной
Поможет друг,
Зеленый и хороший,
Протянет нам десяток рук
И тысячи ладошек (дерево)
СТИХОТВОРЕНИЕ:
Если в небе ходят грозы,
Если травы расцвели,
Если рано утром росы
Гнут былинки до земли,
Если в рощах над калиной
Вплоть до ночи гул пчелиный
Если солнышком согрета
Вся вода в реке до дна,
Значит, это уже лето!
Значит, кончилась весна!.
ПОГОВОРКИ И ПОСЛОВИЦЫ: «Сломать дерево – секунда, вырастить – года»; «Не бывает ветке толще ствола».
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Где что растет?»
ЦЕЛЬ: учить понимать происходящие в природе процессы; дать представление о значении растений; показать зависимость всего живого на земле от состояния растительного покрова.
ХОД ИГРЫ. Воспитатель называет разные растения и кустарники, а дети выбирают только те, что растут на том участке, где они находятся. Если растут, дети хлопают в ладоши или прыгают на одном месте (движение можно выбирать любое, если нет – дети молчат.
РАССМАТРИВАНИЕ ЦВЕТОВ
ЦЕЛЬ. Воспитывать доброе, милосердное, ответственное отношение к природе, сформировать у детей убеждение, что природа бесценна, поэтому ее надо охранять и беречь
Обратить внимание детей на цветущий луг. Рассмотреть растения. Сравнить цветы по форме, цвету, величине, по запаху. Рассказать детям о назначении цветов. Почему нельзя рвать цветы бесцельно.
СТИХОТВОРЕНИЯ. ОДУВАНЧИК
Весной и летом тут и там Золотое солнышко прямя у дорожки
На радость всем цветы цветут Листья – треугольнички на зеленой ножке
В лесу лесные, в поле полевые Озорной, веселый мальчик – это рыжий одуванчик
Душистые, красивые, живые,
Поэтому не рву цветы, А ты?
Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты, если мы сорвем цветы,
Опустеют все поляны и не будет красоты.
ЗАГАДКИ:
Стоят в поле сестрички – желтый глазок, белые реснички. (ромашка)
Белым шариком пушистым я красуюсь в поле чистом.
Дунул легкий ветерок, и остался стебелек (одуванчик)
Цветок с лепестками различной окраски, с красивым названием. (анютины глазки)
ОПЫТ С ЦВЕТКОМ. В начале прогулки сорвать один цветок, а в конце посмотреть, что с ним стало. Цветок завял, погиб. Сравнить его с цветущим цветком и сделать выводы.
РАССМАТРИВАНИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ РАСТЕНИЙ.
ЦЕЛЬ, продолжать расширять знания о лекарственных растениях, дать знания о простейших способов использования некоторых лекарственных растений для лечения, о правилах их сбора, формировать умение узнавать и правильно назвать лекарственные растения.
Рассмотреть с детьми лекарственные растения, которые растут на лугу (земляника, пустырник, тысячелистник, подорожник, чабрец). Сравнить их по форме, цвету, величине. Цветки собирают, сушат. Применяют как лекарственное средство.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА. «ЧТО Я ВИДЕЛ НА ЛУГУ».
ЦЕЛЬ. Упражнять в умении классифицировать и называть цветы.
ХОД ИГРЫ. Дети становятся перед чертой. Один из играющих отправляется в путешествие. Стоя на месте он произносит слова:»Я иду по лугу и вижу….».
Здесь он делает шаг вперед и говорит : траву, одуванчик и т. д. Победителем считается тот, кто дошел финиша первым или прошел дольше.