Ирина Тучина
Консультация для преподавателя по музыке «Работа над хоровым произведением»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Фряновская детская школа искусств
городского округа Щёлково
Статья: «Работа над хоровым произведением»
Автор:
Тучина Ирина Николаевна
2023
Прежде, чем приступить к разучиванию хорового произведения с вокальным ансамблем, преподаватель должен сам хорошо изучить это музыкальное произведение.
Публикация «Консультация для преподавателя по музыке „Работа над хоровым произведением“» размещена в разделах
Он должен отчетливо представить себе все этапы, которые он пройдет, работая над партитурой, от выучивания нотного и литературного текста до момента исполнения его на эстраде.
Работа преподавателя над партитурой хорового произведения, следовательно, имеет два периода: первый — предварительное изучение партитуры педагогом лично и второй — разучивание данного произведения с ансамблем или хором.
Чтобы усвоить музыку изучаемого произведения, нужно не только знать музыкальный и литературный текст произведения. Весьма полезно познакомиться также с творчеством данного композитора (а если это народная песня, то и с песенным творчеством данного народа). Необходимо усвоить стиль, приемы письма и творческое направление автора изучаемого произведения, ознакомиться с историческими данными об авторах как музыки, так и текста.
К музыкально-теоретическому анализу произведения следует переходить лишь после детального изучения его литературного текста.
Музыкально-теоретический анализ должен включать следующее: нужно сделать музыкально-тематический разбор произведения и установить связь его музыкального и литературного текстов, разобрать его музыкальную форму, ладотональный план, метр и ритм. Определить темп или темпы, подробно познакомиться с гармонией и голосоведением, установить цезуры между музыкальными фразами и т. д.
После этого музыкальное произведение следует изучить с вокально-хоровой точки зрения.
Вокально-хоровой анализ должен коснуться всех сторон произведения. Сюда относится: изучение вокальных особенностей каждой партии — объем, диапазон, тесситура, степень использования каждого голоса, трудности интонирования со стороны интервальной или ритмической. Надо проверить фразировку со стороны дыхания и сделать нужные обозначения в голосах партитуры. Разобрать литературный текст со стороны его вокальности и дикции. Определить тип ансамбля между хоровыми партиями как со стороны технической (тесситурные условия, так и со стороны музыкальной (значение партии по музыкально-тематическому материалу) и т. д.
Словом, данная хоровая партитура должна быть разобрана настолько подробно, чтобы были предусмотрены все ее вокально-хоровые особенности.
Когда будет сделан музыкально-теоретический и вокально- на столько подробно, чтобы были предусмотрены все ее во-художественного исполнения произведения, продумать содержание литературного текста и его связь с музыкой, установить темпы, динамические оттенки, приемы исполнения, продумать музыкальную фразировку в связи с фразой литературного текста, определить приемы дирижирования и т. д. И, наконец, педагог должен составить план репетиций по разучиванию данного произведения с учетом их количества и содержания.
Этим заканчивается изучение партитуры педагогом и наступает период разучивания произведения ансамблем или хором.
РАЗУЧИВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
С АНСАМБЛЕМ
Этот период можно разделить в основном на две фазы. Первая фаза — это «выучка» произведения с ансамблем со стороны технической: разучивание нотного и литературного текста, работа над чистотой интонации, четкостью ритма, дикцией, звуком, ансамблем и т. д.
Вторая фаза — это работа с ансамблем в художественном плане, освоение произведения хором как художественного целого. Это — фаза творческой работы как педагога, так и коллектива. Если первую фазу можно как-то расчленить по отдельным звеньям работы, то художественный период в работе над произведением совершенно нельзя разбить на какие-то разделы. Не следует, однако, думать, что фаза технического разбора и фаза художественной работы могут быть разделены механически. Нельзя, проработав произведение с технической стороны, отбросить эту сторону в период художественной обработки произведения, и, обратно, в период технического изучения — забыть о содержании произведения, Это было бы совершенно неправильно.
Предложенное расчленение на техническую и художественную фазу дается лишь для того, чтобы указать, на что следует обратить внимание на данном этапе разучивания произведения с ансамблем.
Педагог выучивает музыку с коллективом певцов. Поэтому и дирижирование его будет отличным от того, какое он будет применять в дальнейшем — в фазе художественной работы и в момент исполнения этого произведения на эстраде.
В фазе художественной работы у дирижера преобладает исполнительская сторона его дарования. Он, как режиссер, «ставит музыкальную пьесу». Поэтому и приемы дирижирования его будут такими, какими дирижер будет управлять исполнением произведения на эстраде.
Завершением всего сложного процесса работы над партитурой является исполнение произведения на эстраде перед аудиторией слушателей, в котором и педагог и хоровой коллектив выступают в качестве исполнителей.
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПЕДАГОГА НАД ПАРТИТУРОЙ
А. Изучение партитуры дирижером
1) Анализ содержания литературного текста, на который написана музыка хорового произведения. Исторические сведения об авторах музыки и текста.
2) Анализ музыки и музыкально-теоретический разбор произведения.
Музыкальная форма, музыкальные темы, ладотональный план, метр, ритм, темпы (агогика, динамика, интервалика, гармония, голосоведение, музыкальная фраза в связи с фразой литературного текста и т. д.
3) Анализ вокально-хоровой. Тип и вид хора— однородный, смешанный, на сколько голосов. Ансамбль.
Строй (интонирование, диапазон каждой партии, степень использования каждой партии и тесситура, особенности дыхания, характер звука, вокальность текста и особенности дикции и т. д.
4) План художественного исполнения. Музыкальная фразировка и связь текста с музыкой. Приемы дирижирования.
5) Составление плана хоровых репетиций и метода их проведения.
Б. Разучивание музыкального произведения с хором
1) Вступительная беседа о композиторе, о его жизни, творчестве и данном музыкальном произведении.
Краткое сообщение об авторе литературного текста.
2) Технический разбор произведения :
а) раздельно по голосам каждой партией (если занятия можно организовать в разных помещениях одновременно, или занимаясь с каждой партией в специально отведенное время);
б) группами: мужской и женской или сопрано с тенорами в одной группе, альты с басами в другой (такое деление зависит от фактуры произведения); в) на общем хоре по отдельным закопченным музыкальным построениям (порядок прохождения партий на общем хоре также зависит от фактуры музыкального произведения).
3) Работа над строем и ансамблем.
4) Работа над дикцией. Чтение текста с хорошей артикуляцией в ритме музыки под дирижирование. Проработка отдельных построений, слогов и слов в целях выработки ясной дикции. Связь проработанного с пением.
В течение всех занятий необходимо следить за качеством звука поющих и не допускать крикливого пения. Правило — экономить голосовые средства—должно всегда иметь в виду при работе с хором, особенно в период технического разбора произведения.
В. Работа с хором в художественном плане
1) Художественная обработка произведения. Разбор с хором содержания литературного текста в целях осознания художественных задач в исполнении.
2) Установление плана художественного исполнения на основе синтеза содержания литературного и музыкального текстов : динамические оттенки, темп (темпы, характер звука, нюансировка отдельных партий, звуковое равновесие, музыкальная фразировка в целом.
3) Генеральные репетиции (не менее двух) и исполнение разученного произведения на
эстраде.
Задача 1. Разберите партитуры двух хоровых произведений, намеченных вами к разучиванию с хором, и опишите процесс вашей личной предварительной подготовки, как дирижера. Описание должно содержать: а) анализ литературного текста; б) музыкально-теоретический разбор партитур; в) вокально-хоровой разбор партитур; г) план художественного исполнения произведения.
Задача 2. Составьте план репетиционных занятий по разучиванию намеченных вами к исполнению хоровых произведений (см. задачу 1) с подробным указанием содержания каждой из репетиций.
Задача 3. Заведите дневник хоровых занятий по разучиванию намеченных по задаче 1 произведений, занесите в него весь процесс выполнения намеченного плана. Когда произведения будут готовы к исполнению их на эстраде, сопоставьте данные предварительного плана и дневника. Установите расхождения в них и объясните их причину.
Список литературы
1. Гонтаренко Н. Б. Сольное пение. Ростов – на – Дону. Феникс 2007.
2. Дмитриев Л. Б. Основы музыкальной методики. Москва. 1970.
3. Менабени А. Г. Методика обучения сольному пению. «Просвещение»,
1987;