Баринова Людмила Николаевна
ФГОС дошкольного образования — основные компетенции педагогического работника дошкольного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы
МЕТОДИЧЕСКИЙ ЧАС
ТЕМА: «ФГОС дошкольного образования : основные компетенции педагогического работника дошкольного учреждения»
Дата проведения: ___
Цель: Создание условий для активного творческого развития педагогов, актуализация профессионально-психологического потенциала личности педагога ДОУ.
План проведения педсовета:
1. Вступительное слово.
Публикация «ФГОС дошкольного образования — основные компетенции педагогического работника дошкольного учреждения» размещена в разделах
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2022
2. ФГОС : основные компетенции педагогического работника дошкольного учреждения. «Портрет современного педагога».
3. Игра «Продвинутый педагог»
4. Мастер класс «Речевой этикет»
5. Принятие решения педсовета.
6. Рефлексия.
Ход педсовета
1. Вступительное слово
К работе дошкольных учреждений сегодня предъявляются всё более высокие требования, так как уровень и характер достижений ребёнка зависят, прежде всего, от профессиональной компетентности педагога, его умения работать над собой, постоянно совершенствоваться профессионально.
Сегодня учреждению необходим педагог, владеющий новыми технологиями организации педагогического процесса с детьми, ориентированными на личность ребенка. Педагог, способный прогнозировать результаты своего труда, умеющий реализовать на практике обновленные требования к содержанию и качеству образования, а также способный воплощать свои педагогические ожидания и мотивированный на профессиональное самосовершенствование, постоянно повышающий свое педагогическое мастерство.
В период внедрения ФГОС, одной из целей повышения профессионального уровня и компетентности педагога является формирование новых профессиональных качеств.
Принятые на уровне дошкольного образования «Федеральные образовательные стандарты дошкольного образования» являются основой к необходимому уровню квалификации педагогических работников, определяют основные компетенции, которыми должны обладать педагоги для создания социальной ситуации развития детей дошкольного возраста :
• обеспечение эмоционального благополучия детей через непосредственное общение с каждым ребенком, уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
• поддержку индивидуальности детей через создание условий для свободного выбора детьми деятельности, для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
• не директивную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, развитие коммуникативных способностей детей;
• построение вариативного развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого ребенка;
• взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность.
В связи с тем, что ФГОС содержит требования к кадровым условиям, то одной из главных задач дошкольного образования является повышение мастерства педагогов, соответственно и повышение качества образования в ДОУ. Требования образовательных стандартов представляют возможность каждому педагогу для профессиональной самореализации.
2. ФГОС : основные компетенции педагогического работника дошкольного учреждения (презентация, обсуждение).
С 2017 года ввелся «Стандарт педагога» - документ, где отражены основные компетенции педагога, необходимые ему для работы на современном этапе.
Каков же портрет современного педагога?
«Портрет современного педагога» ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Ведущий: Педагог 21 века – это :
1. Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
2. Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;
3. Открытый к общению с детьми и их родителями;
4. Способный организовать рефлексивную деятельность;
5. Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов;
6. Обладающий высокой ответственностью за психологическое благополучие ребенка.
Формирование этих компетенций предполагает развитие умений педагога :
• проектировать содержание образования в рамках основной образовательной программы;
• применять педагогические технологии взаимодействия с воспитанниками, родителями;
• создавать и обогащать культурно-информационную предметно-развивающую образовательную среду;
• проводить педагогическую диагностику развития детей;
• осуществлять экспериментальную деятельность по внедрению современных подходов, моделей, технологий дошкольного образования и оценивать их результативность;
• владеть ИКТ-компетенциями.
Воспитателем-профессионалом становится тот, кто в практической работе с детьми стремиться проявлять творческую инициативу, использовать новые методы и технологии; кто постоянно занимается самообразованием, саморазвитием и самовоспитанием, совершенствует свои профессиональные навыки, расширяет кругозор и рамки своих интересов.
В связи с введением ФГОС перед педагогами дошкольного образования возникла проблема, которая выражается в необходимости смены способов общения и взаимодействия с ребенком, родителями, друг с другом.
Одной из основной задачи педагогов дошкольного учреждения является выбор методов и форм организации работы с детьми, инновационных педагогических технологий, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
И сейчас мы проверим ваши знания современных технологий в деловой игре «Продвинутый педагог». Будем играть в группах, на которые мы разделились. Будут заданы вопросы в виде определенных характеристик технологий, вам необходимо будет назвать эту технологию. Отвечает та команда, которая первой подымет флажок. За правильный ответ получает фишку.
Игроки той команды смогут носить звание «Продвинутого педагога», которая наберет больше фишек.
3. Игра «Продвинутый педагог»
Вопрос № 1: В какой технологии используются данные методы и приемы:
• постановка и решение вопросов проблемного характера;
• наблюдения;
• дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;
• опыты;
• фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
• …. (технология исследовательской деятельности).
Вопрос № 2: При внедрении какой технологии педагогами допускаются данные типичные ошибки:
• Недостаточная методическая подготовленность педагога;
• перегруженность занятия демонстрацией;
• бесплановость, случайность применения;
• неправильное определение дидактической роли и места технических средств на занятиях.
(Информационно коммуникационные технологии).
Вопрос № 3: В какой технологии характерна следующая структура занятия:
вводная часть: создаётся проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску её решения (н-р, что произойдёт, если на планете не будет воды)
Основная часть : новые задания на основе содержания различных областей с опорой на наглядность; обогащение и активизация словаря.
заключительная часть: детям предлагается любая практическая работа (дидактическая игра, рисование, конструирование и т. д.)
Каждое занятие может вести 2 или более педагогов.
(технология интегрированного занятия)
Вопрос № 4: Какой технологии присущи данные формы организации:
• Пальчиковая гимнастика;
• Артикуляционная гимнастика;
• Релаксация;
• Динамические паузы;
• Музыкотерапия ….
(здоровьесберегающие технологии).
Вопрос № 5: Какая технология должна отвечать следующим критериям, помимо других:
• психологически обоснованное использование игровых ситуаций в обучающем процессе;
• создание возможности ребенку принятия на себя роли действующего персонажа в игровой ситуации;
• четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.
(игровые технологии)
Вопрос № 6: Какая технология включает в себя следующие этапы работы :
• Подготовительный этап-определение проблемы, уровня знаний детей, совместное определение темы, сбор информации, планирование, определение предполагаемых результатов.
• Основной – реализация запланированных действий через различные виды деятельности, направленное на решение существующей проблемы;
• Заключительный – презентация.
(технология проектной деятельности).
Вопрос № 7: Какая технология направлена на решение данных задач, помимо существующих других:
• Приоритет личностных отношений;
• Индивидуальный подход к воспитанникам;
• Субъект-субъектное взаимодействие.
(личностно-ориентированные технологии).
Итог игры: подсчет фишек, присвоение звания «Продвинутый педагог», вручение бейджиков.
4. Принятие решения методсовета -
Современный педагог – это, прежде всего грамотный и эрудированный специалист, как многие сегодня себя показали, который прекрасно разбирается в многообразии программ и технологий. Также современный педагог должен быть хорошим психологом, способным вникнуть в сложную систему взаимоотношений детей и их родителей.
И хороший педагог – это ещё и чуткий педагог, умеющий работать в коллективе и вовремя откликнуться на просьбу коллег. Также профессионал своего дела должен постоянно заниматься самообразованием, искать новые пути и методы работы с детьми и при этом стараться использовать лучший педагогический опыт. И если всё это у нас будет, и мы будем соответствовать всем вышеперечисленным требованиям, то мы достойны звания современного профессионального педагога.
Ведь педагог – это человек, профессионально принимающий на себя ответственность за развитие другого человека. И если мы к детям будем относиться с добром, без равнодушия к ним, то они вырастут такими же добрыми и чуткими.
5. Рефлексия.
Метод «Солнышко и дождик»
Цель: подвести итоги, рефлексию.
Материалы: солнышко и лучи желтого цвета, тучка и капли синего цвета, фломастеры.
Проведение: На желтых лучах написать положительные моменты встречи «Что удалось», на синих каплях – «Что не получилось», какие были упущения, как со стороны ведущего, так и со стороны участников.