Светлана Дубова
Методические рекомендации «Секреты флористики»
▼ Скачать + Заказать документы
Секреты флористики
«Прекраснее всего сама природа. В нее-то и вглядитесь
как можно пристальнее. Для начала возьмите цветок,
или лист, или узор мороза на стекле… Всё это
произведения искусства величайшей художницы
природы»
/К. С. Станиславский/
Активно используя в своей работе с детьми нетрадиционные способы рисования и аппликации, я стараюсь уделять внимание и «флористике». ФЛОРИСТИКА –(производное от латинского «флора»- совокупность всех видов растений) – в соответствии с «Толковым словарем» Ефремовой Т. Ф. - «Область прикладного искусства, занимающаяся созданием художественных произведений из растений, цветов и т. п.» Данная работа имеет большое значение для всестороннего развития детей и охватывает все области ФГОС: * Расширяется представление детей об окружающем мире: они знакомятся с различными растениями, их цветом, формой, местом произрастания. Развивают умственную активность, наглядно-образное мышление, активизируется внимание. *Создаются условия для развития планирующей функции речи и речевой регуляции поведения. * Дети учатся бережному отношению к природе (нельзя вырывать растения с корнем, собирать цветы огромными охапками, ломать ветки деревьев, собирать растения, занесенные в «Красную книгу») * Флористика способствует развитию сенсорных навыков, совершенствованию координации движений, точности в выполнении действий. *Развивается творческая активность, фантазия, эстетический вкус. Одним из направлений флористики является «Лепестковая живопись»- плоские и ли объемные панно из засушенных растений, позволяющая по- новому взглянуть на знакомые цветы, кружева листьев, их оттенки и рельефы. Имея определенный опыт работы в этом направлении, мне бы хотелось поделиться некоторыми её тайнами и тонкостями с коллегами.
Публикация «Методические рекомендации „Секреты флористики“» размещена в разделах
ПРАВИЛА ОТБОРА РАСТЕНИЙ: *Собирая материал для работы, следует помнить, о бережном отношении к растениям, соблюдать правила поведения в природе.
* Растения собирают в сухую, солнечную погоду (т. к. при засушивании влажных растений, на них появляются темные пятна, на них не должно быть дырочек, пятен, постороннего налета. * Цветы собирают на 1-2 день, после того, как они распустились. Важно помнить, что синие, бледно- розовые и иногда белые цветы при засушивании теряют свой цвет, становясь блёклыми и невыразительными. * Хорошо переносят засушивание мелкие цветы: лютики, анютины глазки, герань, жасмин, зонтичные. У георгинов, тюльпанов, пиона, цинний, подсолнуха используют лепестки. * В разгар лета природа щедро окрасила листья растений в разные тона: от бело-серебристого, до фиолетово- зеленого цвета, что поможет создать композиции яркость и неповторимость. Хорошо использовать в работе листья серебристого тополя, малины, бузины. Великолепны в букете и легкие, резные листья растений, малозаметные в природе (зонтичных, полыни, пижмы и т. д., георгинов, бархатцев, космеи.
СПОСОБЫ ЗАСУШИВАНИЯ РАСТЕНИЙ: * Сухие, неповрежденные цветы и листья раскладывают в мягкую, легко впитывающую бумагу, между ними прокладывают несколько слоёв газет, затем лист фанеры, на который помещают груз. Или сушат знакомым с детства способом: в старых журналах и книгах, так же поместив их под груз. Таким способом сушат листья, цветы с небольшим количеством лепестков (лютики, жасмин, зонтичные) и отдельные лепестки (тюльпанов, георгинов, пионов, роз, мака, подсолнуха и т. п.) * Для быстрого засушивания растений, можно положить их на несколько слоев мягкой бумаги, сверху накрыв так же бумагой или тканью и прогладить, не слишком горячим утюгом. Но у этого способа есть свои недостатки: иногда растения прилипают к бумаге и могут затем сломаться. Часто меняется цвет растений, и они становятся бурыми и непригодными для работы. * Для создания объемных работ подойдёт способ засушивания цветов в сухом, мелком песке. Для этого берут или коробку с раскрывающимся дном, насыпают слой песка, ставят на него цветы вниз головками, затем осторожно засыпают песком весь цветок, оставив стебли. Ставят в сухое место. Растение считают высохшим, если его стебель сухой. После этого осторожно открывают дно, высыпав песок. Так можно засушивают раскрывшиеся 1-2 дня назад бархатцы, розы, циннии, мелкие георгины.
* Возможен способ засушивания цветов с использованием ватных дисков, между которыми помещают цветы. Таким способом можно сушить анютины глазки, космею, шиповник.
ПРИЁ МЫ РАБОТЫ ПРИ СОЗДАНИИ ПАННО: * Для фона работы следует использовать плотный, тонированный или обклеенный фактурной бумагой или обоями картон, плотную ткань, натянутую на рамку, мешковину и другие плотные материалы. * Для работы используют только клей ПВА, т. к. он нетоксичен для детей и не меняет цвет растений при нанесении. Клей наносят мелкими точками по изнаночной стороне растений, ближе к краю. Приклеенные растения осторожно прижимают мягкой тканью или салфетками. * Работа ведется в определенной последовательности: сначала составляется контур панно, для этого раскладывают элементы, обрамляющие картину
(хорошо подходят легкие, ажурные листья зонтичных растений, космеи, мелкие цветы, это придает ей легкость, воздушность. * Внутренняя часть картины заполняется к центру. Элементы центральной части более выразительные, яркие, крупные. При этом следует помнить, что не стоит сразу прикреплять растения на фон, их приклеивают, только убедившись, что композиция удалась. * Готовую аппликацию сушат под небольшим грузом. * Чтобы аппликация дольше сохранилась, её следует поместить под пленку, или покрыть «латексом» (клей ПВА наполовину разбавленный водой, который осторожно наносят мягкой кисточкой на всю работу. Одновременно в работе под руководством воспитателя участвует 3-5 детей, в зависимости их навыков и сложности решаемых задач. Ребята должны быть не просто пассивными наблюдателями, а творцами, участвующими в процессе превращения природного материала в художественное изделие, радующее глаз, создающее хорошее настроение. «Детское сердце чутко к призыву творить красоту… Важно только, чтобы за призывом следовал труд» (В. А. Сухомлинский) Хочется надеяться, что мои рекомендации помогут в интересной и увлекательной работе по флористике!