Юлия Паначева
Методические рекомендации родителям по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
1. Предисловие. 3
2. Пояснительная записка. 4
3. Основная часть. 7
4. Заключение. 9
5. Используемая литература 10
6. Приложение 11
Домашние птицы (По выбору детей и их родителей) 11
Осень, признаки осени. Деревья осенью 12
Овощи, огород 17
Сад, фрукты 20
Лес, грибы, лесные ягоды 22
Одежда 24
Обувь 37
Игрушки 46
Посуда 43
Зима. Зимующие птицы. 48
Домашние животные зимой. 53
Дикие животные зимой. 55
Новый год. Каникулы 59
Мебель 62
Грузовой и пассажирский транспорт 64
Профессии на транспорте 66
Темочки:
- Консультации для родителей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Детский сад. Профессии 67
Профессии. Швея. 74
Наша армия 80
Профессии на стройке 82
Весна. Мамин праздник. 84
Комнатные растения 88
Пресноводные и аквариумные рыбы 90
Наш город 92
Продукты питания 95
Весенние работы на селе 110
Космос 115
Хлеб 122
Почта 124
День Победы 127
Правила дорожного движения 128
Насекомые 132
Лето 136
1. Предисловие.
Авторская разработка «Методических рекомендаций родителям по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР». В этой разработке представлен материал, продолжающий закрепление в домашних условиях развития речевых способностей дошкольников с общим недоразвитием речи 5 - 6 лет. Весь материал направлен на формирование и развитие внимания, памяти, воображения, аналитико-синтетических функций, ориентировку в пространстве, обогащение словарного запаса и развитие графо-моторных навыков.
Создавая этот материал, автор-составитель учитывала индивидуальность дошкольников в этом возрасте, их речевые и психофизические способности и возможности, а так же, подбирала задания в системе от простого к сложному, но таким образом, чтобы вызванный интерес не был утрачен.
Методическую разработку можно использовать учителям-логопедам, воспитателям в качестве материала по работе с родителями.
Автор:
Паначева Юлия Алексеевна, учитель – логопед МБДОУ ДСКВ № 25 г. Ейска МО Ейский ра
2. Пояснительная записка.
Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются…
Это весьма полезно, а потому не только не следует
этому мешать, но нужно принимать меры к тому,
чтобы всегда у них было что делать.
Я. А. Коменский
Исследования современной коррекционной педагогики подтверждают, что важным средством взаимосвязи логопеда с родителями является индивидуальная тетрадь ребенка. Особое значение родителей в исправлении речевой патологии заключается в том, что используя предложенный материал, они получат возможность закрепления с ребенком речевых умений и навыков в свободном речевом общении. Только тесный контакт в работе учителя-логопеда и родителей ребенка с тяжелыми нарушениями речи может способствовать устранению речевых нарушений у детей дошкольного возраста, а значит, и дальнейшему успешному обучению в школе.
Исходя из этого, актуальность данной методической разработки состоит в том, что учитель-логопед систематизирует, дифференцирует и контролирует работу родителей, направленную на формирование лексико-грамматических категорий и связной речи.
Цель методических рекомендаций – систематизация речевого материала, повышение эффективности коррекционно-образовательного процесса.
Задачи:
• Способствовать устранению речевых и интеллектуальных нарушений у детей 5 - 6 летнего возраста;
• Расширить активный словарь;
• Формировать связную речь;
• Формировать все психические процессы (память, внимание, мышление и т. д.);
• Совершенствовать графо-моторные навыки;
• Воспитывать у детей желание самостоятельно добывать новые знания;
• Привлечь к участию в коррекционно-образовательном процессе родителей, для повышения интенсивности педагогического воздействия на детей с речевыми нарушениями и систематизации полученных знаний у детей.
Выявленные трудности у детей 5 – 6 летнего возраста, привели к необходимости создания авторской разработки с готовым комплектом игр и упражнений, объединенных между собой одной лексической темой. Материал, собранный в этой разработке, предназначен для совместной деятельности детей и взрослых, заинтересованных в развитии ребенка посредством игры.
Данные методические рекомендации будут полезны для учителей-логопедов, воспитателей и родителей. Они представляет собой систему логопедических игр и графических упражнений для детей 5 - 6 летнего возраста.
Разработаны 28 лексических тем. Раскрытие тем происходит с постепенным последовательным усложнением материала, учитывающим своевременное усвоение лексики родного языка. Каждая лексическая тема включает в себя следующие формы работы:
• дидактические игры и упражнения, позволяющие расширить словарный запас, уточнить представления об окружающем мире, закрепить правильное употребление грамматических категорий;
• задания на развитие связной монологической и диалогической речи, слухового и зрительного восприятия, логического мышления, памяти;
• графические задания, направленные на развитие мелкой моторики и психических процессов.
Для повышения мотивации у ребенка, рекомендуется оценивать правильность выполненных заданий. Это делает сам ребенок на индивидуальных занятиях с учителем-логопедом. Если ребенок выполнил задание без ошибок, проговорил и ответил на вопросы полным ответом, то номер задания ребенок обводит в красный кружок; если в задании были незначительные ошибки или неточности, то ребенок обводит номер задания в зеленый кружок; если, при проверке задания, отмечается много аграмматизмов и неточностей, ребенок обводит номер задания в синий кружок; затем, оценивается вся тема.
Методические рекомендации :
Учитывая, что у дошкольников с ОНР имеются отклонения в формировании всех структурных компонентов речи (фонетико-фонематической стороны речи, лексики и грамматики, отмечаются нарушения в психических процессах: слабо развита логика, память, нарушено зрительное и слуховое восприятие, недостаточно развита общая и мелкая моторика, необходимо регулярно заниматься с детьми по развитию лексико-грамматической правильной речи. Эту возможность имеют родители, которые являются непосредственными участниками образовательного процесса.
Перед выполнением домашнего задания необходимо:
• Занятия рекомендуется проводить в одно и то же время.
• Проветрить комнату и выключить телевизор.
• Приготовить для выполнения задания: тетрадь, цветные карандаши.
• Занятия проводятся в первую половину дня.
• Длительность занятий 10 –15 минут.
• Сделайте в тетради пометку для педагога, если, какое-то из заданий вызвало затруднение у ребенка.
Чтобы процесс усвоения шел интенсивнее, нужно как можно чаще применять в разговорах с ребенком данный лексический материал.
Алгоритм выполнения задания:
• Прочитайте задание для ребенка вслух.
• Графические задания дети могут выполнять самостоятельно.
• В конце занятия поинтересуйтесь, что у ребенка вызвало затруднение.
• Поощряйте своего ребенка за хорошо выполненное задание, хвалите его, радуйтесь его результатам, связанным с положительной оценкой. Формируйте положительную мотивацию выполнения домашнего задания, его дальнюю перспективу.
3. Основная часть.
Методические рекомендации построены на основе лексических тем, изучаемых в старшей логопедической группе детского сада и соответствуют «Комплексной образовательной программе дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет» Нищевой Н. В. Задания рассчитаны на весь учебный год и образуют систему упражнений и игр по уточнению и расширению словаря.
Комплексно-тематическое планирование в старшей группе компенсирующей направленности
Месяц Неделя Темы занятий
сентябрь 1-4 Обследование
5-я Домашние птицы (По выбору детей и их родителей)
октябрь 1-я Осень, признаки осени. Деревья осенью
2-я Овощи, огород
3-я Сад, фрукты
4-я Лес, грибы, лесные ягоды
ноябрь 1-я Одежда
2-я Обувь
3-я Игрушки
4-я Посуда
декабрь 1-я Зима. Зимующие птицы.
2-я Домашние животные зимой.
3-я Дикие животные зимой.
4-я Новый год. Каникулы
5 -я Новый год. Каникулы
январь 2- я Мебель
3-я Грузовой и пассажирский транспорт
4-я Профессии на транспорте
февраль 1-я Детский сад. Профессии
2-я Профессии. Швея.
3-я Наша армия
4-я Профессии на стройке
март 1-я Весна. Мамин праздник.
2-я Комнатные растения
3-я Пресноводные и аквариумные рыбы
4-я Наш город
5- я Продукты питания
апрель 1-я Весенние работы на селе
2-я Космос
3-я Хлеб
4-я Почта
май 1-я День Победы
2-я Правила дорожного движения
3-я Насекомые
4-я Лето
4. Заключение.
Таким образом, считаю, что разработанные мной методические рекомендации являются своеобразным учебником для детей, имеющих речевые нарушения. Они обеспечивают непрерывность коррекционного воздействия на ребенка в дошкольной организации и семье, повышают эффективность устранения речевых недостатков.
Родители используют их в качестве наглядного учебного материала по организации коррекционно-развивающей деятельности с ребенком в домашних условиях.
Все задания доступны и интересны детям. Дети охотно выполняют задания, а родители регулярно интересуются успехами детей, то есть логопедические задания служат «диалогом с родителями».
Опыт работы показал, что данная форма взаимодействия логопеда с родителями ускоряет коррекционный процесс и приводит к положительным результатам речевого развития ребенка.
Данные методические рекомендации будут полезны для учителей-логопедов, воспитателей и родителей. Они представляют собой систему логопедических игр и графических упражнений для детей 5 - 6 летнего возраста.
5. Используемая литература
Н. В Нищева Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. — СПб. «Детство – Пресс», 2019.
Н. В. Нищева Занимаемся вместе. Старшая группа компенсирующей направленности для детей с ТНР : Домашняя тетрадь. Часть 1, 2- СПб. : «Детство – Пресс», 2019
Т. Ю. Бардышева, Е. Н. Моносова Тетрадь логопедических заданий. Старшая группа
М. : Издательство «Скрипторий 2003» 2010
Т. А. Алтухова, Н. А. Егорова Занимательные игры и упражнения для речевого и интеллектуального развития детей 5-6 лет с общим недо-развитием речи. Тетрадь1,2,3. — М. : АРКТИ, 2005
З. Е. Агранович Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. — СПб., «Детство – Пресс», 2002.
О. И. Крупенчук Тренируем пальчики – развиваем речь! Старшая группа детского сада. – СПб. : Издательский дом «Литера», 2009
6. Приложение
Домашние птицы
1. Родителям рекомендуется :
Выясните, названия, каких домашних птиц знает ребенок. Помогите ему правильно произнести и запомнить: ПЕТУХ, КУРИЦА, ЦЫПЛЯТА. Расскажите, какую пользу приносят домашние птицы, как человек за ними ухаживает, чем кормит. Объясните, что домашние птицы дают мясо, яйца, а человек за это кормит их зерном, поит водой.
2. Дидактическая игра «Где, чья мама?» Подбор притяжательных прилагательных.
3. Дидактическая игра «Кто как разговаривает». Образование глаголов.
Петух –
Курица –
Цыплята –
4. Предложите ребенку поиграть в игру «Индюшата». Предварительно выучите с ним текст, покажите и расскажите, как нужно выполнять движения. Объясните, что индюшата – птенцы индюка, ушат – посуда. Делайте упражнения вместе с ребенком, проговаривая текст хором. Развитие памяти, внимания, мелкой моторики рук.
Индюшата, индюшата Хлопать опущенными руками по бокам.
Пили воду из ушата. Делать ритмичные наклоны головой.
Ой! Не видно индюшат! Присесть.
Опрокинули ушат. Лечь на спину.
5. Предложите ребёнку раскрасить картинку. Развитие мелкой моторики рук
.
Осень, признаки осени. Деревья осенью.
1. Рекомендую побеседовать о том, какое сейчас время года. Обратить внимание ребенка на осенние изменения погоды (стало холоднее, дует ветер, идет дождь). Сравнить погоду летом и осенью. Также сравнить погоду ранней и поздней осенью.
2. Обратить внимание на сезонные изменения в жизни растений: завяли цветы, пожухла трава, некоторые деревья стоят уже без листьев, под ногами лежит ковер разноцветных опавших листьев. Перечислить как можно больше признаков осени.
3. Вспомнить названия перелетных птиц, почему они так называются.
4. Во время прогулки обратить внимание на то, как одеты люди осенью.
5. Уточнить знание названий осенних месяцев и их признаков. Пополнить знания детей дополнительной информацией. Материал для рассказа может быть таким:
Сентябрь - первый месяц осени. Название месяца произошло от латинского слова, которое в переводе означает седьмой. Новый Год у древних римлян начинался 1 марта, поэтому сентябрь был седьмым месяцем. В сентябре начинается листопад у берез, кленов, осин, вяз, лип. За ночь лужи иногда подергиваются первым тонким ледком. К концу сентября лиственный лес стоит голый.
Октябрь - второй месяц осени. В переводе с латинского языка означает восьмой. В октябре исчезают грачи. В воздухе кружатся первые снежинки. К концу месяца окончательно замерзают водоемы и уже могут появляться первые сосульки.
И последний месяц осени - предзимье - ноябрь. В переводе с латинского языка означает 9. В этом месяце уже ложится снег и раздается первая веселая песенка большой синицы.
Помочь запомнить информацию.
6. Упражнение "Подбирай, называй, запоминай". Подбор определений и глаголов.
Небо осенью (какое) - хмурое, серое, унылое.
Солнце осенью (какое) -.
Ветер осенью (какой) -.
Дождь осенью (какой) -.
Листья осенью (какие) -.
Осенью листья (что делают) - краснеют, желтеют, вянут, сохнут, опадают, кружатся, шуршат. Осенью дождь (что делает) -.
Осенью солнце (что делает) -.
Осенью птицы (что делаю) -.
7. Словарная работа. Уточнить у ребенка, знает ли он значение слова
"листопад". От каких двух слов оно произошло?
8. Упражнение "Назови ласково". Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Туча - тучка.
Солнце -.
Дождь -.
Ветер -.
9. Упражнение "Закончи предложение" Согласование глаголов настоящего времени с существительным в единственном и множественном числе.
Дождь идет, дожди. (идут)
Лист падает, листья.
Цветок вянет, цветы.
Птица улетает, птицы.
Ветер дует, ветры.
Дожди идут, дождь. (идет)
Листья падают, лист.
Цветы вянут, цветок.
Птицы улетают, птица.
Ветры дуют, ветер.
10. Упражнение "Ответь на вопросы" Образование прилагательных от существительных.
День, когда идет дождь, какой? -. (дождливый)
День, когда дует ветер, какой? -.
Дождик, который идет осенью, какой? -.
Погода, когда часто идут дожди, какая? -.
Погода, когда часто дуют сильные ветры, какая? -.
Погода, которая бывает осенью, какая? -.
11. Упражнение "Посчитай" Согласование числительных с существительным.
1 лужа, 2. , 3., 4., 5.
1 лист, 2. , 3., 4., 5.
1 туча, 2. , 3., 4., 5.
12. Упражнение "Найди ошибки" Развитие слухового внимания.
Определи, чего не бывает осенью.
-Дети загорают, купаются, носят легкую одежду.
-Под ногами шуршат сухие, разноцветные листья.
-Набухают почки, распускаются листья.
- Люди собирают урожай овощей и фруктов.
- Дикие животные не делают запасы корма.
13. Упражнение "Скажи наоборот" Употребление антонимов.
Летом солнце яркое, а осенью.
Летом небо светлое, а осенью.
Летом день длинный, а осенью.
Летом тучи ходят высоко, а осенью.
Летом люди растят урожай, а осенью.
Летом деревья стоят одетые, а осенью.
14. Словарная работа. Знакомство с пословицами.
Объяснить значение пословиц и помочь ребенку их запомнить.
- Лето - со снопами, осень- с пирогами.
- В ноябре зима с осенью борется.
- Холоден сентябрь, да сыт.
14. Упражнение "Найди ошибки" Развитие слухового внимания.
Определи, чего не бывает осенью.
- Дети загорают, купаются, носят легкую одежду.
- Под ногами шуршат сухие, разноцветные листья.
- Набухают почки, распускаются листья.
- Люди собирают урожай овощей и фруктов.
- Дикие животные не делают запасы корма.
15. Упражнение на развитие слуховой памяти.
Выучить стихотворение (любое).
Осень
Опустел скворечник, улетели птицы,
Листьям на деревьях тоже не сидится.
Целый день сегодня все летят, летят.
Видно, тоже в Африку улететь хотят.
(И. Токмакова)
Осень
Скучная картина! Тучи без конца,
Дождик так и льется, лужи у крыльца.
Что ты рано, осень, в гости к нам пришла?
Еще просит сердце света и тепла.
(А. Плещеев)
16. Развитие логического мышления.
А) Учимся отгадывать загадки.
Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает. Когда это бывает?
(Осенью)
Летом вырастают, а осенью опадают.
(Листья)
Кто всю ночь по крыше бьет да постукивает,
И бормочет и поет, убаюкивает?
(Дождь)
Б) Упражнение "Правильно - неправильно" Развитие понимания причинно-следственных связей.
Я взял зонт, потому что пошел дождь. Пошел дождь, потому что я взял зонт.
Птицы улетели на юг, потому что наступила осень. Осень наступила, потому что птицы улетели на юг.
17. Развитие связной устной речи.
А) Учимся отвечать на вопросы полным, распространенным предложением.
Какая погода осенью?
Какой идет дождик осенью?
Где завяли цветы?
Листья опадают откуда?
Какие птицы улетели? Куда?
Что собрали колхозники.
Б) Пересказ с опорой на вопросы.
Осень.
Солнце светит реже, стало прохладнее. Пасмурно, часто идут дожди. Дни становятся короче, ночи длиннее. Листья краснеют, желтеют, и начинается листопад. В садах и огородах собирают урожай фруктов и овощей. Перелетные птицы улетают в теплые края.
Сначала поговорить с ребенком о том, что в каждом рассказе есть зачин (первое предложение, основное содержание (2-7 предложений) и окончание (последнее предложение). Предложите ребенку в прочитанном рассказе найти зачин, основное содержание и конец.
Вопросы:
- Как светит солнце?
- Какие стали дни, а какие ночи?
- Что происходит с листьями?
- Что делают люди осенью в садах и на огородах?
- Куда улетают перелетные птицы?
18. Развитие мелкой моторки.
Нарисовать рисунок к рассказу "Осень". Желательно, чтобы ребенок сделал несколько рисунков (по одному рисунку на каждое предложение) и использовал эти рисунки для пересказа.
19. Ознакомление с художественной литературой
Прочитать и обсудить содержание рассказов Н. Сладкова "Осень на пороге", "Кто куда". Развитие связной речи.
20. Ознакомление с музыкальными произведениями.
Желательно предложить ребенку послушать (на ваш выбор) :
А. Вивальди. Концерт "Осень" ("Сбор урожая") из цикла "Времена года".
П. И. Чайковский "Осенняя песня (октябрь) из цикла "Времена года".
В. А. Моцарт "Рондо" из "Маленькой ночной серенады".
21. Ознакомление с репродукциями картин.
Предложить ребенку рассмотреть репродукции картин, побеседовать по содержанию. Помочь малышу увидеть ту красоту природы, которую старался передать художник. М. Н. Воробьев. "Осенняя ночь в Петербурге".
Овощи, огород
1. Родителям рекомендуется :
- Спросить у ребенка, какие он знает овощи, где и как они растут;
- Повторить обобщающее слово «Овощи»;
- Обратить внимание на цвет, форму, вкус овощей;
- Рассказать ребенку, какие блюда можно приготовить из овощей.
2. Игра «Назови ласково» Образование существительных уменьшительно-ласкательной формы.
Огурец – огурчик помидор - …
Картошка - … капуста - …
Перец - … баклажан - …
Тыква - … лук - … редиска - …
Свекла - … морковь - …
3. Игра «Один – несколько» Образование существительных мн. числа Именительного падежа.
Огурец – огурцы помидор - …
баклажан -. тыква - …
Кабачок - … перец - …
4. Игра «Из чего сок? Какой?» Образование относительных прилагательных.
Сок из огурцов – (какой) огуречный
Сок из помидор - … - из картошки - …
- из тыквы - … - из моркови - …
- из свеклы - … - из капусты - …
5. Игра «Вершки и корешки». Развитие памяти, мышления.
Перечисли овощи, у которых мы едим то, что растет над землей - «вершки» - И овощи, у которых мы едим то, что растет в земле - «корешки»
6. Игра «Закончи предложение» Составление предложений с союзом «чтобы».
- Мама почистила картошку, чтобы …
- Мама помыла овощи, чтобы…
7. Выучить любую загадку о любом овоще. Развитие памяти, внимания
8. Игра «Составь предложение» Работа с деформированной фразой (из данных слов составить правильное предложение)
Огурцы, грядка, на, расти – Огурцы растут на грядке.
Собрать, дети, урожай, большой - ….
Кусты, на, краснеть, помидоры - …
Лежать, тыква, большая, грядка, на - …
9. Рекомендуется прочитать сказку «Вершки и корешки», рассказ Н. Носова «Огурцы»
10. Вырезать и вклеить в тетрадь картинки с изображением овощей
11. Раскрась только те предметы, которые нужны для приготовления борща.
12. Выполнить штриховку в заданном направлении.