Надежда Валентиновна Щуклова
Методические рекомендации «Развитие волевых качеств дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
В многочисленных исследованиях показано, что от года к году растет число детей с признаками недостаточной зрелости сферы волевой регуляции поведения, деятельности, с низким уровнем развития волевых качеств. Дефицит подобных качеств искажает адекватное личностное развитие и социализацию ребенка, в дальнейшем приводит к появлению заметных проблем в обучении и адаптации к дисциплинарным требованиям школы.
Публикация «Методические рекомендации „Развитие волевых качеств дошкольников“» размещена в разделах
Специалисты называют основные причины подобной ситуации: рост числа детей со «стертой» неврологической патологией, отклонения в воспитательном процессе и изменение среды развития детей (отсутствие «уличного игрового пространства», способствующего коррекции и компенсации полученных при рождении отклонений).
Действительно, система воспитания детей в большинстве современных семей тормозит формирование волевых качеств ребенка. Типичны такие отклонения воспитательного процесса:
• как гиперопека,
• неустойчивый стиль воспитания,
• воспитательная неуверенность родителей.
Чаще родители уделяют большое внимание развитию творческих способностей детей, умению предъявлять себя, свое индивидуальное своеобразие миру, тем самым помогают реализации девиза ребенка: «Я хочу», а понятия: «надо» и «нельзя» формируются слабее. Это наблюдение особенно уместно в отношении детей дошкольного возраста : взрослым кажется, что ребенок еще очень маленький, да и проблемы, связанные с незрелостью сферы произвольной регуляции поведения еще не столь видны. Заметными они становятся с началом обучения в школе.
В научной психологии понятие воли является одним из наиболее сложных понятий.
Так что такое воля?
Воля — это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.
Выделяют две основные функции воли: побудительную (стимулирующую) и тормозящую.
Под влиянием волевых процессов человек может приложить усилия к тому, чтобы активизировать свои действия и поступки, добиться их успешного завершения. Главные качества волевого поведения — волевые качества. Каждое волевое качество характеризует определенные проявления. Волевое поведение проявляется через следующие качества :
• целеустремленность — когда человек готов приложить свои силы, чтобы достичь намеченной цели. И ребенок способен осуществить цель.
• самостоятельность – когда самостоятельного человека невозможно заставить выполнять что-то, чего он не хочет. Но он готов прислушаться к чужим советам и указаниям, оценивает их. Следующим волевым качеством является :
• решительность – когда человек вовремя принимает решения, и они устойчивы и обоснованы, не раздумывая долго, выполняет их, то мы имеем дело с решительным человеком. Теперь скажем несколько слов о:
• настойчивости. Проявление настойчивости позволяет человеку доводить принятое решение до завершения, до достижения цели. При этом он, будет встречать препятствия и трудности, но будет их преодолевать ради поставленной цели. Еще одним волевым качеством считают
• выдержку, или самообладание. Данное качество показывает, умеет ли человек останавливать себя от выполнения ненужных действий. Человек, обладающий самообладанием, всегда терпелив, стойко переносит любые невзгоды, даже боль, и т. д. Последними, но от этого не менее важными волевыми качествами считаются :
• мужество и смелость. Благодаря этому качеству человек готов выполнять даже очень опасные действия. Мужественный и смелый человек всегда уверен, что поступает правильно.
Когда возникают волевые качества? Волевые качества проявляются уже в дошкольном возрасте. Этот тот жизненный период, когда у маленького человека наблюдается проявление саморегуляции поведением. Ребенок находится под влиянием взрослого человека, родителей, воспитателей, других людей. Взрослые всегда чего-то требуют от ребенка, просят его что-то сделать. И в таких ситуациях у ребенка начинает складываться волевая сфера.
Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, ребенок вырабатывает в себе волевые качества, характеризующие его как личность и имеющие большое значение для него. В дошкольном возрасте дети учатся управлять своими психическими процессами. Они ставят цель, например, запомнить стихотворение, задание воспитателя, поручение родителей и т. д. В этом возрасте начинают складываться новые отношения, новые виды детской деятельности, формируется самооценка детей. Дети соревнуются, соперничают, у них появляется мотивация на достижение успеха в деятельности. В 7 лет начинает появляться «внутренняя позиция». Дети уже умеют переживать, осмысленно ориентируются в своих переживаниях, которые имеют определенный смысл для ребенка. Поэтому в конце дошкольного возраста появляются предпосылки для развития волевого поведения. И вот тут начинаются негативные проявления в волевом поведении ребенка. Негативное проявление — своеволие — наблюдается у детей дошкольного возраста, которые стремятся выполнять все самостоятельно, не принимая помощь со стороны.
Из-за этого часто разрастаются конфликты, у ребенка появляется обида, он ссорится, показывает свои агрессивные наклонности. Особенно это характерно детям, которые являются единственным ребенком у родителей. Неусидчивые дети испытывают большие трудности на занятиях, у них наблюдается расстройство внимания. Дети дошкольного возраста с такими проявлениями волевого поведения не могут сосредоточиться на заданиях, они тревожны. Многие из таких детей страдают недостаточными умственными способностями, депрессией. Дети с чрезмерной активностью и недостаточной сосредоточенностью внимания называются гиперактивными детьми. Это тоже негативное проявление, так как такому ребенку не просто управлять своим поведением, контролировать свои действия.
Когда дети дошкольного возраста выполняют творческие задания, другие виды деятельности, им необходимо принимать определенные решения, делать выбор, и это поможет им выработать важные волевые качества. Интересные занятия привлекают детей дошкольного возраста, они внимательны, сосредоточены. Даже если появляется отвлекающий фактор, но ребенок очень увлечен, он сознательно проявляет над собой волевое усилие, чтобы не отвлекаться, и продолжает заниматься интересным делом. В процессе формирования волевого поведения дошкольников большое значение имеет организация коллективных форм деятельности. Ребенок сравнивает свои действия с действиями товарищей, он хочет выполнять задание лучше и качественнее. Поэтому ему приходится собрать волю «в кулачок» и достигнуть цель в начатом деле. В любом коллективе есть дети с сильной и слабой волей. Именно это и является двигателем для преобразования воли. Когда ребенок участвует в коллективным делах, то учится управлять своим поведением, контролируя свои поступки, сдерживаясь от негативных проявлений. Дети дошкольного возраста очень любознательны. Если подавать положительный пример, то и волевые качества будут формироваться правильные. Чтобы предотвратить негативные проявления волевого поведения, важно не смотреть на них «сквозь пальцы», вовремя направлять усилия на их предотвращение. В игровой, творческой и другой увлекательной для детей дошкольного возраста деятельности будет несложно привить ребенку те волевые качества, которые в дальнейшем будут ему полезны и при обучении в школе, и на всех этапах жизненного пути.
Приемы воспитания воли.
Приемы воспитания воли разнообразны, но все они включают соблюдение следующих условий:
1. личный пример взрослого человека (родителя, педагога). Следует обязательно объяснять ребенку, что взрослым людям тоже приходиться преодолевать трудности, показывать возможность такого преодоления;
2. рассказы о людях, литературных персонажах, проявивших мужество и героизм. Обязательны комментарии, обсуждение, создание рисунков на тему сюжета. На психологическом уровне активизируются процессы рефлексии, осознания нужных и полезных волевых качеств;
3. приобретения привычки преодолевать сравнительно незначительные трудности. Систематически преодолевая сначала небольшие трудности, а со временем и значительные, ребенок тренирует и закаляет свою волю;
4. совместная работа в коллективе. Ребенок подражает лучшим в группе, старается не отстать от детей, стремится воспитать у себя те волевые качества, которые особенно ценятся в коллективе;
5. предъявление к ребенку требований, соответствующих его возрасту, с обязательным контролем за их выполнением. Отсутствие контроля создает привычку бросать начатое, не доводя до конца;
6. проявление силы воли обусловлено нравственными мотивами человека. Поэтому важно развивать нравственные убеждения и мотивы детей. Почему нельзя?
7. преодоление трудностей и препятствий совершается для достижения определенных целей. Чем значительнее цель, чем выше уровень волевых мотивов, тем большие трудности способен преодолеть человек;
8. принятое решение должно быть исполнено. В этом случае формируется психологический стереотип волевого поведения. Всякий раз, когда решение принимается, но исполнение снова и снова откладывается, воля человека дезорганизуется;
9. строгое соблюдение режима дня, домашних ритуалов, обязанностей, правильного распорядка всей жизни человека (мыть руки, чистить зубы, переодеваться в домашнюю одежду, своевременно говорить «спасибо», «извините»). Ребенок должен усвоить нормы и правила поведения в семье, группе, основные принципы ролевого взаимодействия;
10. обогащение среды жизни ребенка разнообразными играми (лото, классики, вышибалы, танцы, «крестики-нолики», «морской бой», шашки, шахматы, эстафеты);
11. благоприятные условия для преодоления трудностей и для развития воли, создают занятия спортом.
Рекомендации для развития волевых качеств дошкольника :
1. Не делать за ребенка то, чему он должен научиться, а лишь обеспечить условия для успеха его деятельности.
2Активизировать самостоятельную деятельность ребенка, вызвать у него чувство радости от достигнутого, повышать веру ребенка в его способность преодолевать трудности;
3. Даже маленькому ребенку полезно объяснять, в чем заключается целесообразность тех требований, приказов, решений, которые взрослые предъявляют ребенку, и постепенно учить ребенка самостоятельно принимать разумные решения.
Актуальность данной темы обусловлена возрастающим значением дошкольного воспитания в современной системе образования, в связи с повышенным вниманием к этой проблеме со стороны не только теоретиков психологии, но и практикующих психологов.
Заключение
Подводя итоги всему вышесказанному, хочется в очередной раз
подчеркнуть всю значимость дошкольного детства как периода, определяющего весь дальнейший процесс личностного развития человека. Особую роль в данном периоде приобретает формирование таких личностных характеристик как воля.