Алена Борисова
Методические рекомендации по развитию зрительной и слуховой памяти младших школьников с умственной отсталостью
▼ Скачать + Заказать документы
Результаты исследований указывают на недостаточный для успешной учебной деятельности уровень развития как зрительной, так и слуховой памяти младших школьников с умственной отсталостью.
В ходе реализации процесса коррекции слуховой и зрительной памяти важно учитывать следующие положения.
1. Начинать проведение коррекционных занятий при наличии четкого плана действий.
2. Излагаемый материал должен стимулировать не только память, а также развивать сенсорно-перцептивные процессы, моторику, мышление. Следовательно, коррекционное воздействие должно быть комплексным.
Темочки:
- ЗПР. Задержка психического развития
- Консультации для родителей
- Начальная школа. 1-4 классы
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Память. Развитие памяти у детей
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Развитие памяти. Консультации
- Умственная отсталость (УО). Материалы для занятий с детьми
- Темочки
3. Осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода при развитии мнемической деятельности путем учета индивидуальных особенностей каждого ребенка.
4. Осуществлять коллегиальное сотрудничество как со специалистами, курирующими ребенка с умственной отсталостью, так и с его родителями.
5. Ставить перед детьми задачи, которые бы опирались как на зону актуального развития, так и на зону ближайшего развития.
6. Постоянное разнообразие в содержании, и технике представляемого материала.
7. Школьникам с умственной отсталостью необходима смена деятельности.
8. Не стремиться обучать активно детей с умственной отсталостью незнакомым упражнениям, а постоянно направлять действие на усвоение и закрепление изученных упражнений.
9. Этапы коррекции предполагают изложение материала от «простого к сложному».
Вне зависимости от того, какой вид памяти (двигательная, слухо-речевая и т. д.) корригируется, необходимо придерживаться опре-деленного порядка. Сначала формируются процессы узнавания, затем воспроизведения объема, наконец избирательности памяти.
При коррекции узнавания алгоритм следующий: ребенок запо-минает 2-6 изображений предметов (животных, растений, игрушек и т. п., тактильных или двигательных образцов, цифр, букв, слов. Затем эталонные стимулы убираются; ему надо узнать (найти) их среди 10-15 аналогичных. Вначале эталонные стимулы «прячутся» среди резко отличающихся от них, потом среди похожих.
В ходе формирования избирательности любого вида памяти ре-бенку предлагается запоминаемый материал, затем следует:
показать ему такой же ряд, но с расположением эталонных стимулов в другом порядке; ребенку необходимо восстановить нужный порядок;
показать ребенку такой же ряд, но с искажениями (фигуры с недорисованными фрагментами или развернутые, слова со сходным звучанием, те же движения, но с несколько измененными позами и т. п.). Он должен указать, что неправильно, и заменить ошибочный вариант верным.