Елена Литвинова
Методические рекомендации по развитию внимания дошкольников с задержкой психического развития
▼ Скачать + Заказать документы
Внимание в психологии - это сознательное или полусознательное сосредоточение человека на одной информации, поступающей через органы чувств, при игнорировании другой.
Внимание активизирует нужные в данный момент психологические процессы человека и тормозит ненужные, способствует отбору информации, которая представляет интерес на данный момент. Обеспечивает длительную и избирательную сосредоточенность на одном и той же информации или виде деятельности.
Для памяти процесс внимания выступает как фактор, помогающий удерживать информацию в кратковременной памяти.
Публикация «Методические рекомендации по развитию внимания дошкольников с задержкой психического развития» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Для мышления человека внимание является основой для правильного понимания и решения задач.
Как было выявлено в экспериментальном исследовании, уровень внимания дошкольников с ЗПР крайне низкий.
1. Уровень развития зрительного произвольного внимания у детей с ЗПР резко снижен по сравнению с нормально развивающимися дошкольниками, при этом нарушенными оказались все основные свойства внимания.
2. Нарушения концентрации проявляется в ситуации длительного удержания внимания на одном объекте.
3. У дошкольников с ЗПР отмечается замедленное переключение внимания с одного объекта на другой.
3. Внимание детей с задержкой психического развития крайне неустойчиво, часто перемещается с одного объекта на другой и характеризуется сокращением времени сосредоточения на задании.
4. Нарушение распределения внимания дошкольников с ЗПР выражается в трудностях при одновременном распределении внимания на два или более объектов.
Следовательно, необходимо развивать у дошкольника способность как можно дольше удерживать внимание на одном и том же объекте (или задаче, быстро переключать внимание с одного объекта на другой, научить подчинять свое внимание сознательно поставленной цели (или требованиям деятельности) и подмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные свойства.
В связи с этим, в процессе коррекционной работы необходимо решать следующие задачи:
1. Выработать мотивацию и интерес к коррекционно-развивающим занятиям и к заданиям, имеющим познавательный характер;
2. Научить детей преодолевать трудности и находить выход в сложной ситуации;
3. Формировать у детей навыки самоконтроля и самостоятельного исправления ошибок;
4. Развивать устойчивость внимания, стремление довести работу до конца.
Предлагаю несколько упражнений по развитию внимания у детей с задержкой психического развития.
Упражнение 1.
Цель: упражнять детей в сосредоточении внимания на нескольких объектах.
Материал – листок бумаги со схематично нарисованными на нем человечками, стоящими, сидящими, лежащими, с разведенными, поднятыми, опущенными руками.
Методика проведения : ребенку дается для рассмотрения листок бумаги, дефетолог просит его указать на фигурки человечков, стоящих по стойке «смирно» и объяснить, как он определил позу этих человечков.
Упражнение 2.
Цель: сформировать у дошкольников сосредоточенность внимания на объекте на основе активизации их познавательной деятельности.
Материал – рисунки, имеющие много сходных и резко отличающихся деталей, например, два перевертыша или две ярко украшенных елки и т. п.
Методика проведения : ребенку предлагается перечислить сходные и различающиеся детали изображения. Нужно добиться того, чтобы ребенок назвал как можно больше признаков объектов.
Упражнение 3.
Цель: упражнять детей в сосредоточении внимания на нескольких объектах в условия активизации познавательной деятельности.
Оборудование - 7 предметов, разложенных в ряд и прикрытых бумагой.
Методика проведения : приоткрываются закрытые предметы и предлагается детям посмотреть на них в течение 10-15 секунд, затем закрываются, снова и ребята называют, что находится под бумагой.
Методика проведения : приоткрываются и снова закрываются через 1-10 секунд снова эти же предметы, дефектолог спрашивает ребят, в какой последовательности они расположены.
Методика проведения : меняют местами два- три предмета, показывают все их детям, спрашивают их, что изменилось в порядке следования предметов друг за другом.
Методика проведения : полагается семь предметов друг на друга. Показывают их детям в течение 10-20 секунд, просят их перечислить эти предметы и указать порядок следования снизу вверх и сверху вниз.
Упражнение 4.
Цель: упражнять детей переключать внимание.
Методика проведения : дефектолог описывает один- два раза пять различных движений, не показывая их. Затем предлагает ребенку проделать движения в той последовательности, в какой они были названы ими.
Упражнение «Ищи безостановочно».
Детям предлагается в течение 10-15 сек. Увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, формы, материала и т. п.). По сигналу один ребенок начинает перечислять. Другие дополняют.
Цель: упражнять детей в сосредоточении внимания.
Материал – картинки с изображением разных предметов.
Методика проведения : детям показываются картинки с изображением различных предметов, которые они должны узнать по описанию ведущего:
- длинный, прямоугольный. Бывает маленький и круглый, оставляет белый след на доске.
- белая, легкая, тонкая, гладкая, меняется, шуршит
- белое, жидкое, холодное или теплое, полезное.
Упражнение «Цветочная полянка».
Цель: развитие устойчивости внимания.
Материал – картинка с изображением полянки, на которой много цветов, бабочек, жуков.
Методика проведения : ребенку предлагают найти одинаковых бабочек, жуков, цветы.
Упражнение «Зеваки».
Цель: развитие произвольного внимания.
Методика проведения : дети идут по кругу. По хлопку ведущего останавливаются, топают одной нагой, поворачиваются кругом и продолжают движение. Таким образом, направление движения меняется после каждого сигнала ведущего.
Упражнение «Карлики и великаны».
Цель: развитие переключения внимания.
Методика проведения : детям дается инструкция: «Если ведущий говорит «карлики» - они должны сесть на корточки, а если «великаны, встать и поднять руки вверх.
Упражнение «Нарисуй».
Цель: развивать навык внимательно слушать и выполнять указания взрослого.
Инструкция: Раскрась шары так, чтобы большой шар был между зеленым и синим, а зеленый был рядом с красным (на листе бумаги нарисовать схематически четыре шарика, один из них большой).
А также:
- раскрашивать по образцу (штриховка в определенном направлении) и рисование элементарных узоров по образцу:
- выкладывание из счетных палочек (спичек) фигур, предметов по образцу :
- играми на развитие зрительного и слухового внимания : «Чем отличаются 2 картинки?», «Что изменилось в комнате?», «Слушай хлопки».
Упражнение "Раскрась вторую половинку".
Задания подобного типа родители могут придумывать сами. Это могут быть рисование и устное решение несложных примеров; запись слов и прослушивание кусочка стихотворения и т. д. Важно сформировать такое качество, как помехоустойчивость у ребенка.