МААМ-картинки

Методические рекомендации для педагогов по развитию речи у детей 4–5 лет

Гульназ Гарипова
Методические рекомендации для педагогов по развитию речи у детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Методические рекомендации по развитию связной речи у детей 4-5 лет.

Проблема развития речи, воспитания и обучения у детей 4-5 лет решается комплексно, совместными усилиями логопеда, воспитателей, психолога при осуществлении тесного контакта с родителями. Развитие речи становится актуальной проблемой и в современном обществе. Формирование речи подрастающего поколения - это огромная ответственность педагогов, занимающихся развитием речи. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования среди направлений развития и образования детей выделена образовательная область «Речевое развитие», которая предусматривает овладение детьми «… речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте». Организация работы и основные методы развития речи детей дошкольного возраста определены образовательной программой. Традиционно в существующих программах дошкольного образования выделяются две основные формы обучения речи: работа по развитию речи детей в свободном общении с педагогом и сверстниками, а также специальные речевые занятия. Свободное речевое общение ребенка происходит в различных видах деятельности - игре, познавательно-исследовательской деятельности, трудовой и бытовой деятельности и др.

Темочки:

В старшем дошкольном возрасте важно уделить особое внимание развитию речи ребёнка. Скоро он пойдёт в школу, а для успешного обучения необходимо умение связно и грамотно говорить.

Основываясь на многолетнем опыте работы с детьми, классических и авторских методиках по развитию и коррекции речи, я хотела предложить игровые упражнения. Цель- научить детей подбирать антонимы (слова, противоположные по значению) и использовать их в свободной речи. Это обогатит язык ребенка, сделает его более ярким и выразительным.

Игровые упражнения будут способствовать:

- развитию внимания к слову и понимания его значения;

- развитию умения сравнивать предметы по их существенным признакам;

- формирование умения выбирать слово, наиболее подходящее по смыслу.

Задание 1 Длинный – короткий

Рассмотри пары картинок и сравни длину предметов.

Образец: змея длинная, а червяк короткий.

Подумай, что или кто ещё может быть длинным и коротким?

Задание 2 Широкий – узкий

Назови в каждой паре картинок широкий и узкий предмет.

Образец: ворота широкие, а дверь узкая.

Что ещё может быть широким, а что узким

Задание 3 Высокий – низкий

Сравни растения, животных и предметы по высоте.

Образец: дерево высокое, а куст низкий.

Придумай свои пары предметов.

Задание 4 Толстый - тонкий

Рассмотри пары картинок и назови толстый и тонкий предметы. Образец: книга толстая, а тетрадь тонкая. Что или кто еще может быть толстым и тонким?

Задание 5 Легкий - тяжелый

Нашел зайчонок весы и стал все взвешивать: кирпич и коробок спичек, шоколад и конфету, шарик и яблоко, варежку и ботинок. А ты сравни предметы без помощи весов. Скажи, что легкое, а что тяжело

Задание 6

Сравни котёнка и льва.

Лев большой, а котёнок… (маленький).

Лев сильный, а котёнок… (слабый).

Лев смелый, а котёнок… (боязливый).

У льва шерсть жесткая, а у котёнка… (мягкая).

Лев рычит громко, а котёнок мяукает… (тихо).

Задание 7

Опиши героев любимых сказок.

Образец: Буратино веселый, а Пьеро грустный.

Карабас-Барабас толстый, а Дуремар…

Мальчик с пальчик крошечный, а великан…

Белоснежка добрая, а королева…

Задание 8

Сравни осень и весну

Осенью птицы улетают в теплые края, а весной… (возвращаются).

Осенью медведь засыпает, а весной… (просыпается).

Осенью цветы увядают, а весной… (расцветают)

Задание 9

Сравни зиму и лето

Зимой холодно, а летом… (жарко).

Зимой люди носят теплую одежду, а летом… (легкую).

Зимой дни короткие, а летом… (длинные).

Игры с прилагательными

Цель – научить малыша правильно и грамотно использовать прилагательные в своей речи.

Прилагательные делают наш язык более выразительным.

Они позволяют передать яркость и разнообразие окружающих нас предметов.

Выполняя игровые задания, ребёнок будет учиться:

- выделять существенные признаки предмета;

- изменять и согласовать прилагательные в роде, числе и падеже;

- грамотно использовать прилагательные в связной речи.

Задание 1 Существенные признаки предмета

Укрась ёлочку шарами. Ёлка бывает зелёной, новогодней… А какой ещё? Подберёшь слово – рисуй шар

Задание 2 Игры с прилагательными

Подумай и скажи, какими бывают стол, пирог, чай.

Запиши эти слова. А теперь читай текст и вставляя в места пропусков свои слова.

Вся семья собралась за столом

Бабушка испекла пирог. Мама наливает чай и говорит: «Угощайтесь!»

Задание 3 Качественные прилагательные

Соедини линиями предметы, которые бывают холодными, острыми, тяжелыми, легкими, горячими, твердыми.

Расскажи, что у тебя получилось, используя образец.

Образец: мороженое и сосулька холодные.

Публикации по теме:

Мастер-класс «Музицирование на ложках». Методические рекомендации для педагогов Подготовила: музыкальный руководитель МАДОУ Центр развития ребенка д. /с. №12 Г. Шебекино Белгородской области Вдовиченко Ирина Владимировна.

Методические рекомендации для педагогов и воспитателей «Нужно ли учить дошкольника раскрашивать»Методические рекомендации для педагогов и воспитателей «Нужно ли учить дошкольника раскрашивать» Методические рекомендации для педагогов и воспитателей "Нужно ли учить дошкольника раскрашивать?" Автор: Назарова Татьяна Валентиновна,.

Методические рекомендации для педагогов «Организация выставки «Моя мама — мастерица» ко Дню матери»Методические рекомендации для педагогов «Организация выставки «Моя мама — мастерица» ко Дню матери» В последнее воскресенье ноября с 1998 года в России отмечается День Матери. Целью празднования Дня матери является стремление подчеркнуть.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации для педагогов по развитию речи у детей 4–5 лет
Опубликовано: 4 января 2025 в 16:05
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические рекомендации для педагогов по развитию речи у детей 4–5 лет» (включая файлы) размещена пользователем Гульназ Гарипова (УИ 2089083) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
07 января 2025 вторник
08 января 2025 среда
8 января 1851 года, французский астроном Жан Бернар Леон Фуко доказал, что Земля вертится.
Праздник учрежден 8 января 1998 года Правительством Москвы в связи со столетием первого показа кино для детей.



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД