Гульназ Гарипова
Методические рекомендации для педагогов по развитию речи у детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации по развитию связной речи у детей 4-5 лет.
Проблема развития речи, воспитания и обучения у детей 4-5 лет решается комплексно, совместными усилиями логопеда, воспитателей, психолога при осуществлении тесного контакта с родителями. Развитие речи становится актуальной проблемой и в современном обществе. Формирование речи подрастающего поколения - это огромная ответственность педагогов, занимающихся развитием речи. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования среди направлений развития и образования детей выделена образовательная область «Речевое развитие», которая предусматривает овладение детьми «… речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте». Организация работы и основные методы развития речи детей дошкольного возраста определены образовательной программой. Традиционно в существующих программах дошкольного образования выделяются две основные формы обучения речи: работа по развитию речи детей в свободном общении с педагогом и сверстниками, а также специальные речевые занятия. Свободное речевое общение ребенка происходит в различных видах деятельности - игре, познавательно-исследовательской деятельности, трудовой и бытовой деятельности и др.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
В старшем дошкольном возрасте важно уделить особое внимание развитию речи ребёнка. Скоро он пойдёт в школу, а для успешного обучения необходимо умение связно и грамотно говорить.
Основываясь на многолетнем опыте работы с детьми, классических и авторских методиках по развитию и коррекции речи, я хотела предложить игровые упражнения. Цель- научить детей подбирать антонимы (слова, противоположные по значению) и использовать их в свободной речи. Это обогатит язык ребенка, сделает его более ярким и выразительным.
Игровые упражнения будут способствовать:
- развитию внимания к слову и понимания его значения;
- развитию умения сравнивать предметы по их существенным признакам;
- формирование умения выбирать слово, наиболее подходящее по смыслу.
Задание 1 Длинный – короткий
Рассмотри пары картинок и сравни длину предметов.
Образец: змея длинная, а червяк короткий.
Подумай, что или кто ещё может быть длинным и коротким?
Задание 2 Широкий – узкий
Назови в каждой паре картинок широкий и узкий предмет.
Образец: ворота широкие, а дверь узкая.
Что ещё может быть широким, а что узким
Задание 3 Высокий – низкий
Сравни растения, животных и предметы по высоте.
Образец: дерево высокое, а куст низкий.
Придумай свои пары предметов.
Задание 4 Толстый - тонкий
Рассмотри пары картинок и назови толстый и тонкий предметы. Образец: книга толстая, а тетрадь тонкая. Что или кто еще может быть толстым и тонким?
Задание 5 Легкий - тяжелый
Нашел зайчонок весы и стал все взвешивать: кирпич и коробок спичек, шоколад и конфету, шарик и яблоко, варежку и ботинок. А ты сравни предметы без помощи весов. Скажи, что легкое, а что тяжело
Задание 6
Сравни котёнка и льва.
Лев большой, а котёнок… (маленький).
Лев сильный, а котёнок… (слабый).
Лев смелый, а котёнок… (боязливый).
У льва шерсть жесткая, а у котёнка… (мягкая).
Лев рычит громко, а котёнок мяукает… (тихо).
Задание 7
Опиши героев любимых сказок.
Образец: Буратино веселый, а Пьеро грустный.
Карабас-Барабас толстый, а Дуремар…
Мальчик с пальчик крошечный, а великан…
Белоснежка добрая, а королева…
Задание 8
Сравни осень и весну
Осенью птицы улетают в теплые края, а весной… (возвращаются).
Осенью медведь засыпает, а весной… (просыпается).
Осенью цветы увядают, а весной… (расцветают)
Задание 9
Сравни зиму и лето
Зимой холодно, а летом… (жарко).
Зимой люди носят теплую одежду, а летом… (легкую).
Зимой дни короткие, а летом… (длинные).
Игры с прилагательными
Цель – научить малыша правильно и грамотно использовать прилагательные в своей речи.
Прилагательные делают наш язык более выразительным.
Они позволяют передать яркость и разнообразие окружающих нас предметов.
Выполняя игровые задания, ребёнок будет учиться:
- выделять существенные признаки предмета;
- изменять и согласовать прилагательные в роде, числе и падеже;
- грамотно использовать прилагательные в связной речи.
Задание 1 Существенные признаки предмета
Укрась ёлочку шарами. Ёлка бывает зелёной, новогодней… А какой ещё? Подберёшь слово – рисуй шар
Задание 2 Игры с прилагательными
Подумай и скажи, какими бывают стол, пирог, чай.
Запиши эти слова. А теперь читай текст и вставляя в места пропусков свои слова.
Вся семья собралась за столом
Бабушка испекла пирог. Мама наливает чай и говорит: «Угощайтесь!»
Задание 3 Качественные прилагательные
Соедини линиями предметы, которые бывают холодными, острыми, тяжелыми, легкими, горячими, твердыми.
Расскажи, что у тебя получилось, используя образец.
Образец: мороженое и сосулька холодные.