Наталья Кутафина
Методические рекомендации по развитию мышления младшего школьника
▼ Скачать + Заказать документы
Младший школьный возраст имеет большое значение для развития основных мыслительных действий и приемов: сравнения, выделения существенных и несущественных признаков, обобщения, определения понятия, выведения следствия и пр. Несформированность полноценной мыслительной деятельности приводит к тому, что усваиваемые ребенком знания оказываются фрагментарными, а порой и просто ошибочными. Это серьезно осложняет процесс обучения, снижает его эффективность. Так, например, при неумении выделять общее и существенное у учащихся возникают проблемы с обобщением учебного материала: подведением математической задачи под уже известный класс, выделением корня в родственных словах, кратким (выделение главного) пересказом текста, делением его на части, выбором заглавия для отрывка и т. п.
Публикация «Методические рекомендации по развитию мышления младшего школьника» размещена в разделах
Развитию мышления способствует любая деятельность, в которой усилия и интерес ребенка направлены на решение какой-либо умственной задачи.
Например, одним из самых эффективных способов развития наглядно-действенного мышления является включение ребенка в предметно-орудийную деятельность, которая наиболее полно воплощается в конструировании (кубики, «Лего», оригами, различные конструкторы и пр.).
Развитию наглядно-образного мышления способствует работа с конструкторами, но уже не по наглядному образцу, а по словесной инструкции или по собственному замыслу ребенка, когда он прежде должен придумать объект конструирования, а затем самостоятельно реализовать идею.
Развитие этого же вида мышления достигается с помощью включения детей в разнообразные сюжетно-ролевые и режиссерские игры, в которых ребенок сам придумывает сюжет и самостоятельно воплощает его.
Неоценимую помощь в развитии логического мышления окажут задания и упражнения на поиск закономерностей, логические задачи, головоломки. Предлагаем ряд заданий, которые могут быть использованы учителем в проведении развивающих занятий со школьниками.
Упражнения на каждый день
Задание 1: Найдите признаки предметов. Расскажите о форме, цвете, вкусе яблока, арбуза, сливы, лимона и т. д
Узнайте предметы по заданным признакам.
Есть один такой цветок,
Не вплетёшь его в венок
На него подуй слегка,
Был цветок - и нет цветка.
У занесённых снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой,
Нашли мы маленький цветочек,
Полузамёрзший, чуть живой.
Кто любит меня,
Тот рад поклониться
А имя дала мне,
Родная землица.
Летом я летаю
Мёд собираю,
Но когда дотронешься,
Тогда я кусаю
Постелю рогожку,
Посею горошку,
Положу калач –
Никому не взять.
В черном поле заяц белый
Прыгал, бегал, петли делал.
След за ним был тоже бел.
Кто же этот заяц бел?
А ну-ка, ребята
Кто угадает:
На десятерых братьев
Двух шуб не хватает.
Волосата, зелена,
В листья прячется она
Хоть и много ножек,
А бежать не может.
Яростно река ревёт
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
И в лесу медведь проснулся.
Задание 2: Назовите признаки времён года. (Окружающий мир).
План ответа.
1. Как изменяется продолжительность дня?
2. Как изменяется температура воздуха?
3. Какие выпадают осадки?
4. Как изменяется состояние растений?
5. Как изменяется состояние почвы?
6. Как изменяется состояние водоёмов?
Задание 3. "Логическая задача" (математика).
1. Меня зовут Лена. У моего брата только одна сестра. Как зовут сестру моего брата?
2. Термометр показывает 10 градусов тепла. Сколько градусов показывают два таких термометра?
3. Иван Фёдорович – отец Марины Ивановны, а Коля – сын Марины Ивановны. Кем Коля приходится Ивану Фёдоровичу?
4. Мама, папа и я сидели на скамейке. В каком порядке мы сидели, если известно, что я сидел слева от папы, а мама – слева от меня?
5. Толя поймал окуня, ерша и щуку. Щуку он поймал раньше, чем окуня, а ерша позже, чем щуку. Какую рыбу Толя поймал раньше других? Можно ли сказать, какая рыба поймана последней?
6. Коля выше Васи, но ниже Серёжи. Кто выше, Вася или Серёжа? и т. д.
Задание 4. "Анаграмма" (спрятанное слово).
СОЛО - _ _ _ _
ИГРА - _ _ _ _
МИР - _ _ _
ВОЛЯ - _ _ _ _
ВЕТЕР - _ _ _ _ _ и т. д.
Задание 5. Найди существенное.
Цель: научить ребёнка находить существенные признаки предметов.
Задание: выделите 2 слова, наиболее существенные для слова, стоящего перед скобками.
ВОЙНА (пушки, солдаты, сражения, аэроплан, ружья).
ПЕНИЕ (звон, голос, искусство, мелодия, зрители).
БОЛЬНИЦА (сад, врач, радио, больные, помещение).
СПОРТ (стадион, оркестр, награда, состязание, зрители).
ГОРОД (автомобиль, здание, толпа, велосипед, улицы).
РЕКА (берег, рыба, тина, вода, рыболов) и т. д.
Задание 6. "Классификация".
Цель: научить ребёнка классифицировать. Задание 6.1. Большие и маленькие, чёрные и белые кружки разделены на 2 группы. По какому признаку разделены кружки? Выберите верный ответ:
1) по цвету;
2) по размеру;
3) по цвету и размеру.
Задание 6.2. Дан перечень слов (2 столбика). Выберите подпись для каждого из столбиков:
1) слова распределены по количеству слогов;
2) слова распределены по количеству букв;
3) слова распределены по родам.
СЛОВО КОТ ВАЗА РОТ
ПЕРО МЕЛ РОЗА ЗУБ
КНИГА МЫШЬ РУКА ТОК
КИНО ГРИБ ПЕРО ЕЛЬ и т. д.
Задание 7. "Сравнение".
Цель: научить ребёнка сравнивать предметы.
Задание: что общего и чем отличаются: 1)АЛЬБОМ, ТЕТРАДЬ? 2) СТОЛ, СТУЛ? 3) ОКНО, СУКНО, ОБЛАКО? 4) БЕЛЫЙ ГРИБ, МУХОМОР?
5) ЛИСТВЕННОЕ ДЕРЕВО, ХВОЙНОЕ ДЕРЕВО? 6) ДЕРЕВО, КУСТАРНИК?
Задание 8. "Род – вид".
Цель: научить ребёнка относить предметы к общему родовому понятию.
Задание 8.1. Из перечня слов выберите названия деревьев (цветов, овощей).
Капуста, клён, берёза, колокольчик, ромашка, лук, огурец, ясень, осина, гвоздика, василёк, чеснок.
Задание 8.2. Проведена классификация слов по родам. Выберите верный вариант из четырё х предложенных: ПОЛОТЕНЦЕ, ПОЛ, МЫЛО, ПОТОЛОК, СТЕНА,РАМА, НОЖ, КАША, КРЫЛЬЦО.
Задание 9. "Поиск общих свойств".
Цель: научить ребёнка находить связи между предметами; познакомить его с существенными и несущественными признаками предметов.
Задание: даны два слова мало связанные между собой. За 10 минут вы должны написать как можно больше общих признаков этих предметов.
БЛЮДО, ЛОДКА.
МЕЛ, МУКА,
МАТРЁШКА, КОНСТРУКТОР и т. д.
Задание 10. "Составление предложений".(русский язык, окружающий мир).
Цель: развить у ребёнка способность устанавливать связи между предметами и явлениями, творчески мыслить.
Задание: составьте как можно больше предложений, включив в них данные слова: МЯЧ, РАКЕТА, КНИГА.
Задание 11. "Эхо".
Цель: развить у ребёнка мыслительные операции анализа и синтеза.
Задание: из данных слов составьте новые; вам помогут вопросы.
ЧЕМПИОН 1) Какой цветок вручили чемпиону?
СТРЯПУХА 2) Какое блюдо приготовила стряпуха?
ГРЕЧКА 3) Как называется водный поток?
ХОМУТ 4) Куда забросили хомут?
ТЮЛЕНЬ 5) Почему поймали тюленя?
Младший школьный возраст имеет большое значение для развития основных мыслительных действий и приемов: сравнения, выделения существенных и несущественных признаков, обобщения, определения понятия, выведения следствия и пр. Несформированность полноценной мыслительной деятельности приводит к тому, что усваиваемые ребенком знания оказываются фрагментарными, а порой и просто ошибочными. Это серьезно осложняет процесс обучения, снижает его эффективность. Так, например, при неумении выделять общее и существенное у учащихся возникают проблемы с обобщением учебного материала: подведением математической задачи под уже известный класс, выделением корня в родственных словах, кратким (выделение главного) пересказом текста, делением его на части, выбором заглавия для отрывка и т. п.
Развитию мышления способствует любая деятельность, в которой усилия и интерес ребенка направлены на решение какой-либо умственной задачи.