Заварина Ольга
Методические рекомендации по проектированию форм контроля реализации образовательных программ в дополнительном образовании
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации
по проектированию форм контроля реализации образовательных программ
в Центре дополнительного образования детей
Настоящие методические рекомендации были составлены с целью оказания помощи педагогам дополнительного образования, которые могут быть использованы при оценки качества реализуемых образовательных программ.
Темочки:
- Консультации для родителей
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2023
В связи с возрастающей значимостью в оценке общего уровня образованности школьника результат дополнительного образования постоянно нуждается не только в качественной оценке, но и в количественном выражении. Особенно эта проблема проявилась в связи с введением портфолио как аутентичного средства оценки качества образования.
Кроме того, в связи с процедурами аттестации отсутствие стандартов в дополнительном образовании постоянно вызывает вопросы о способах контроля, предъявления и оценки результатов.
Для родителей ребёнка, обучающегося в отделении дополнительного образования, важным оказывается процесс выхода на определённый уровень усвоения программы. В связи с этим процедуры отслеживания успешности обучения не должны ограничиваться только отчётными концертами, выставками и показательными занятиями.
Практические рекомендации педагогу
При проектировании форм контроля необходимо, прежде всего, уяснить, на какую образовательную цель будет работать создаваемая в детском коллективе система контроля качества дополнительного образования. Иными словами необходимо ответить на вопросы:
• Сформированность каких знаний, умений, навыков будем выявлять и оценивать?
• Как будем отслеживать уровень развития личности учащегося, его умений и способностей?
• Какие основные показатели воспитанности будем отслеживать? Каким образом? Сможем ли мы проследить степень социализации учащегося на разных ступенях освоения программы?
Далее необходимо выбрать формы контроля развития основных компетентностей обучающихся. Для этого можно воспользоваться классификацией форм контроля, заявленных в каждой образовательной программе. Создаваемая педагогом система контроля должна содержать Пакет диагностических методик - компонент учебно-методического комплекса образовательной программы, состоящий из описания форм различных этапов контроля (предварительного, текущего, тематического и итогового, инструкций и методических рекомендаций по их применению.
ВИДЫ КОНТРОЛЯ И МОНИТОРИНГ
1. ВХОДНОЙ (ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ) КОНТРОЛЬ – проверка соответствия качеств начального состояния обучаемого перед его обучением.
2. ПЕРВИЧНАЯ ДИАГНОСТИКА – определение образовательных ожиданий ребёнка, его отношений и образовательных потребностей.
3. ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ – организация проверки качества обучения детей по образовательной программе в течение года.
4. ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ – проверка результатов обучения после прохождения темы.
5. ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ – проверка результатов обучения после завершения образовательной программы, в конце учебного года.
МОНИТОРИНГ - система отслеживание хода и результатов обучения,
система постоянных наблюдений, оценки и прогноза изменений объекта.
Однако, поскольку стандартов в дополнительном образовании не существует, то перед педагогом возникнет необходимость самостоятельной разработки форм контроля для реализуемой им программы. Умение проектировать (подбирать, разрабатывать, совершенствовать, модифицировать) формы контроля работы по образовательным программам является расширением деятельностной компетентности педагогов.
Формы контроля должны включать в себя не только механизмы отслеживания со стороны педагога, но и самоконтроль со стороны учащегося и должны учитывать мнение родителей. Только таким образом можно получит адекватные представления о качестве результатов, полученных при реализации образовательной программы в дополнительном образовании.
В то же время, необходим механизм отслеживания успехов коллектива на различных уровнях: школьном, районом, городском и выше.
Если педагог дополнительного образования
будет владеть способами проектирования и модернизации форм контроля,
а именно:
• владеть информацией о современных формах контроля;
• уметь отбирать, разрабатывать и совершенствовать формы контроля, наиболее соответствующие образовательному процессу в руководимом им детском объединении;
• включать формы контроля в учебный процесс;
• организовывать итоговый контроль с максимальным обеспечением наглядности достижений образовательного результата,
то это будет способствовать адекватному представлению о результативности образовательного процесса у всех его участников.
Методы исследования : наблюдение, интервьюирование, анкетирование, опрос,беседа, сбор и обработка статистической информации, анализ информации, полученной различными методами, экспертная оценка.
Критерии эффективности системы контроля качества на уровне руководства учреждения могут быть следующими:
1. наличие системы контроля качества реализации образовательной программы (наличие в УМК образовательной программы пакета диагностических методик);
2. регулярное применение педагогом различных форм контроля, наличие фиксированных результатов (папки достижений коллектива и обучающихся – таблиц результатов контрольных срезов и заданий, аналитических таблиц, рейтинговых карт и др.);
3. участие обучающихся в контроле усвоения программы (подтверждается наличием заполненных детьми различных форм диагностических срезов, наличием процедуры сообщения результатов контроля или диагностики, осведомлённостью детей о результатах процедур контроля).
Педагогу необходимо добиваться адекватной удовлетворённости качеством реализации программы дополнительного образования со стороны всех участников УВП – обучающихся, педагога, родителей, администрации. Актуальные запросы рынка образовательных услуг побуждают не только иметь хорошие результаты в работе, но и уметь в любой момент представить их в наглядной, «презентабельной» форме. Одно из важных условий применения форм контроля – это оптимальность по затратам материалов, сил и времени педагога. Важно применять простые и ёмкие показатели, сбор данных по которым не был бы слишком обременительным. При этом необходимо подчеркнуть, что контроль – не самоцель и не модное веяние, а необходимый инструмент в работе педагога.
Таким образом, алгоритм действий педагога по выбору форм контроля реализации образовательной программы может быть следующим:
1. Постановка цели и выявление объектов контроля в соответствии стребованиями и целеполаганием образовательной программы.
2. Выбор форм контроля из имеющегося методического банка отделения дополнительного образования школы, из сети ИНТЕРНЕТ, из других источников.
3. Модификация отобранных форм контроля. Если выбранные формы контроля не удовлетворяют педагога, то педагог дорабатывает, изменяет, модифицирует их под свою программу.
4. Пробный запуск разработанной формы диагностики : оценка доступности применения, достоверности и адекватности требованиям программы.
5. В случае удовлетворительных результатов проводится регулярное применение контрольных срезов и других процедур оценивания качества, накопления результатов в банк данных диагностических материалов в УМК программы.
6. Проведение анализа полученных данных, мотивацияобучающихся для новых достижений в освоении программы
(в ходе рефлексивных бесед по итогам диагностики).
7. Поиск адекватного решения новых проблем диагностики, при необходимости — разработка новых форм контроля.
При составлении форм контроля образовательной программы в качестве ориентира можно воспользоваться предлагаемой классификацией, выполненной на основании классификации В. С. Кукушина для форм контроля, применяемого в общем образовании.
Основание классификации Характеристики по данному основанию
По уровню контроля На уровне всероссийском и международном уровне,
На городском и региональном уровне,
На районном уровне и уровне учреждения,
На уровне коллектива и личностном уровне.
По типу измерений Количественные
Качественные
интегрированные
По частоте применения На каждом занятии,
По завершении темы 1 раз в 2 нед – 3 месяца
1 раз в полгода, год
По дидактическим задачам • Предварительная диагностика уровня усвоения ЗУН длявыявление объектов коррекции,
• Мониторинг освоения программы и отношения обучающихся к занятиям,
• Мотивация к изучению, освоению нового,
• педагогическое подкрепление достижений учащихся,
• Итоговый контроль знаний, умений.
• Заключительный контроль освоения программы.
По типу взаимодействия субъектов и объектов контроля
Внешние субъекты –детский коллектив,
Внешние субъекты – отдельный учащийся,
Внешние субъекты – продукты творчества обучающихся,
Администрация учреждения - детский коллектив,
Администрация учреждения – отдельный учащийся,
Администрация учреждения – продукты творчества обучающихся,
Педагоги коллектива - детский коллектив,
Педагоги коллектива – отдельный учащийся,
Педагоги коллектива – продукты творчества обучающихся,
Малые группы обучающихся – отдельный обучающийся
группы обучающихся – продукт труда
Взаимоконтроль (Один обучающийся – другой обучающийся, самоконтроль.
По способам организации Традиционные (похожие на школьные)
Нетрадиционные (не похожие на школьные или применяющиеся в школе редко)
По характеру контроля 1. Объективный
2. субъективный
По факту использования ТСО, ИКТ Машинный, безмашинный
По характеру деятельности обучающегося в ходе контроля. Устный, письменный, практический, концертный, соревновательный, презентационный.
По времени применения Предварительный; текущий: начальный, исходный, рубежный, поэтапный; итоговый, заключительный.
По массовости Индивидуальный, фронтальный, групповой
По наличию дидактического материала • С дидактическим материалом (раздаточный материал, тесты, билеты, контролирующие программы).
• Без дидактического материала
Некоторые примеры форм контроля в зависимости от направленности образовательной программы :
1. Освоение теоретической информации
1. Освоение навыков практической деятельности по содержанию программы
2. Приобретение опыта самостоятельной деятельности
3. Стремление к обретению опыта творческой деятельности.
Преподавателем в баллах выставляются отметки по показанным выше параметрам. Затем в индивидуальном порядке беседы с воспитанниками эти баллы сравниваются с теми оценками, которые воспитанник поставил себе сам. По результатам сопоставления проводится рефлексивная беседа. Основной целью индивидуального собеседования ставится задача развития критического мышления, экспертных умений, и забота о сохранении такого качества в воспитаннике, как вера в свои силы. Диагностика креативности (стремления к творческой деятельности) проводится по наблюдениям не только во время творческих конкурсов, но и во время участия в работе экспертной комиссии по отбору изделий на творческие выставки.
2. Методики изучения умений и навыков, приобретенных учащимися
Данные методики используются для анализа уровня приобретенных учащимися умений и навыков. Методики могут проводиться как в конце учебного года, так и по окончанию изучения какой-либо темы или раздела программы.
Для проведения методики педагог составляет список умений и навыков учащихся, обозначенных в задачах и в ожидаемых результатах образовательной программы. В карту заносится весь списочный состав группы.
Карта заполняется педагогом на основе наблюдения за выполнением учащимися предложенных им заданий. Результаты в карту заносятся с помощью условных обозначений. Например:
(+) – выполнено самостоятельно и качественно;
(*) - выполнено с помощью педагога;
(-) – не выполнено.
(Условные обозначения педагог может изменять).
После заполнения карты педагог анализирует уровень приобретенных умений и навыков учащихся и делает выводы. Можно представить процентное соотношение «самостоятельно выполненных заданий» к «выполненным с помощью педагога» и «невыполненным». На основе полученных данных педагог корректирует педагогическую деятельность, индивидуальные маршруты учащихся, составляет отчеты по деятельности.
Карта самооценки учащимся и экспертной оценки педагогом
компетентности учащегося
Данная методика предназначена для диагностики результатов освоения учащимися образовательной программы. Кроме того, методика способствует обучению ребёнка оценивать уровень достигнутых компетентностей (теоретических знаний, опыта практической деятельности, творчества и сотрудничества, позволяет педагогу осуществлять наблюдение за формированием навыка самооценки обучающегося.
Анкета предназначена для учащихся 12-16 лет.
Проведение методики осуществляется в 2 этапа. На первом - учащимся предлагается по пятибалльной шкале отметить уровень определённых компетентностей, приобретенных в процессе освоения программы. Для этого обучающийся зачёркивает в верхней графе цифру, соответствующую той оценке, которую он готов себе поставить. На втором этапе педагог в нижней графе отмечает свою оценку уровня достижений обучающегося.
Для проведения анкетирования потребуется:
обеспечить каждого обучающегося в коллективе бланком анкеты;
правильно выбрать время анкетирования (лучше в начале занятия, пока обучающиеся не устали);
организовать анкетирование в проветренном учебном кабинете, где имеются столы, ручки, необходимое для письменной работы освещение.
Перед началом процедуры анкетирования педагог или психолог объясняет ребятам, для чего проводится опрос и правила заполнения бланков анкет.
3. Методика «Образовательные потребности»
Данная методика является модификацией методики «Анализ социального заказа системе дополнительного образования» Н. Ю. Конасовой и предназначена для выявления специфики (спектр, качество, удовлетворенность) образовательных потребностей учащихся, занимающихся в УДОД или в ОДОД.
Ребятам предлагается ответить на вопросы анкеты, которые дают возможность выяснить цели посещения детьми объединений и занятий в творческих коллективах.
Анкеты составлены с учетом возрастных особенностей учащихся для двух категорий: 6-11 и 12-16 лет. Если в одном коллективе занимаются учащиеся обеих возрастных категорий, то им соответственно предлагаются разные анкеты.
Для проведения анкетирования необходимо, чтобы каждый учащийся имел индивидуальный бланк с перечнем вопросов. Перед началом процедуры педагог или психолог объясняет детям, для чего проводится опрос и правила заполнения анкет.
4. Методика «Ценностные ориентации»
Данная методика, разработанная на основе методик изучения ценностных ориентаций М. Рокича и Л. А. Ясюковой, предусматривает изучение направленности личности ребенка, занимающегося в учреждении или отделении дополнительного образования детей. Методика позволяет выявить систему значимых ценностей, определяющих наиболее общие ориентиры жизнедеятельности учащихся: отношение ребенка к окружающему миру, к самому себе, которые рассматриваются как ценности-цели.
Как показывает практика, жизненные ценности определяются человеком осознанно только в подростковом возрасте. Поэтому данную методику целесообразно проводить для учащихся 12-16 лет.
Методика основана на приеме прямого ранжирования списка ценностей (перечень из 15 ценностей, когда на первое место ребенку предлагается поставить наиболее значимые для него жизненные ценности, а на последнее место - наименее значимые.
Анкетирование проводится анонимно. Однако, для возможности сопоставления итогов нескольких срезов, целесообразно авторизировать анкету (например, предложить учащемуся указать последние 4 цифры своего телефона).
Обработка и интерпретация данных.
При обработке анкет ответы учащихся группируются по категориям жизненных ценностей, и вычисляется их среднеарифметическое значение:
1. Материальные ценности – варианты ответов (1+8)/2;
2. Личностные морально-волевые ценности – (2+11+12)/3;
3. Личные семейно-бытовые ценности – (3+5+6)/3;
4. Ценности познания и творчества – (7+9)/2;
5. Духовно-культурные ценности – (4+10+14)/3;
6. Коммуникативные ценности – (13+15)/2.
Полученные значения дают возможность выстроить иерархию (рейтинг) ценностных ориентаций воспитанника. Это может стать для педагога основой разработки индивидуального образовательного маршрута учащегося с учетом наиболее значимых для него целей. При этом следует учитывать, что важнейшей педагогической задачей является не только учет ценностных ориентаций ребенка, но и при необходимости их развитие.
Кроме того, проведение методики «Ценностные ориентации» в детском коллективе позволяют определить общие тенденции и специфику ценностей-целей группы учащихся, что позволит педагогу корректировать содержание, формы и технологии учебно-воспитательной работы.
Анкетирование учащихся с целью выявления рейтинга их ценностных ориентаций рекомендуется проводить 1 раз в начале учебного года, либо 2 раза – в начале и, как контрольный срез, в конце учебного года.
5. Методика учёта результатов работы объединений ОДОД
Информационная карта результатов участия детей в конкурсах, фестивалях и соревнованиях разного уровня
Данная методика используется для фиксации и оценки результатов участия детей в конкурсах, фестивалях, соревнованиях различного уровня, то есть для оценки «внешних»достижений.
Выделяются следующие формы «внешнего» предъявления достижений учащихся:
конкурсы;
смотры;
фестивали;
выставки;
соревнования;
конференции, семинары, круглые столы, чтения;
олимпиады;
концерты;
другое.
При заполнении карты целесообразно указывать названия и даты мероприятий, в которых принимал участие ребенок.
Достижения фиксируются на 3-х уровнях:
коллектива, учреждения;
города (района);
международном и российском.
Также определяются качественные показатели результата:
участие;
призовые места, дипломы;
победитель.
Каждому показателю в зависимости от степени значимости соответствует определенный балл.
Обработка и интерпретация данных.
В соответствии с результатами участия ребенка в конкурсах и фестивалях различного уровня в течение учебного года баллы заносятся в карту и суммируются. По сумме баллов определяется рейтинг учащихся, как в учебной группе, так и в детском коллективе в целом по параметру «внешняя» результативность учебных достижений.
Методика может проводиться, как на основе экспертной оценки (педагогом, так и на основе самооценки учащегося.
Выявление и анализ данных результатов целесообразно проводить 2 раза в год: по итогам первого полугодия и года. При регулярном проведении методика позволяет зафиксировать динамику достижений учащихся, а также стимулировать их творческую активность.
6. Методика «Анализ состава учащихся»
Сохранность контингента – один из важнейших показателей результативности работы педагога. Для оценки данного показателя разработана карта анализа состава учащихся.
Карты предлагаются для заполнения педагогам образовательных учреждений. Данные об изменениях в коллективе фиксируются на трех этапах – в начале, середине и конце учебного года.
Данная методика позволяет оценить выполнение педагогами формальных требований к организации образовательного процесса (наполняемость групп в соответствии с программой и санитарно-гигиеническими требованиями) и проследить реальный «отсев» детей в течение года (первая часть карты).
Вторая часть карты дает возможность проанализировать качественный состав учащихся, то есть «текучесть» контингента.
7. Методика оценки результативности реализации образовательной программы
Данная методика предполагает определение педагогом уровня освоения учащимися образовательной программы на основе заполнения информационной карты и представляет собой вариант методики «Информационная карта освоения учащимися образовательной программы»
Педагог по итогам анализа различных диагностических методик (контрольных работ, зачетов, учебных тестов, анкетирования, анализа творческих работ и т. д., а также участия детей в смотрах, соревнованиях, фестивалях, олимпиадах, концертах и др., в массовых мероприятиях оценивает по 5-балльной шкале освоение учащимися программы по параметрам, указанным в бланке карты.
После оценки каждого параметра результативности освоения программы, все баллы суммируются. На основе общей суммы баллов определяется общий уровень освоения программы за учебный год в соответствии с нижеприведенной шкалой.
Информационная карта может быть использована для оценивания уровня освоения каждой темы, определенного этапа программы или программы в целом. Применение методики в долгосрочном периоде времени позволит педагогу и родителям увидеть динамику личностного развития каждого ребенка в отдельности и детского коллектива в целом.
Если по данной программе обучается сразу несколько групп детей, педагог имеет возможность провести сравнительный анализ уровня освоения программы (темы занятия) между такими группами.
Постоянное использование информационной карты поможет педагогу проводить мониторинг результативности образовательного процесса.
На основе анализа информационных карт, заполненных педагогом, (родителями) дается общая характеристика уровня освоения программы ребенком (учебной группой).
8. Методика изучения удовлетворённости родителей работой объединений дополнительного образования
Анкета «Позиция родителей в образовательном процессе»
Результативность образовательного процесса в определенной степени обусловлена позицией родителей по отношению к занятиям ребенка в ОДОД, которая может проявляться как:
партнерские отношения;
ситуативное содействие;
нейтралитет (отсутствие интереса к занятиям ребенка в дополнительном образовании).
Изучение позиции родителей осуществляется на основе анкеты, разработанной участниками лаборатории педагогов-исследователей. Для проведения анкетирования родителям выдаются индивидуальные бланки с перечнем вопросов. Целесообразно проводить анкетирование во время встреч педагога с родителями (родительские собрания, попечительские советы и т. д., но при необходимости бланк с вопросами можно дать родителям заполнить дома.
Анкету может заполнить любой представитель семьи. Анкета заполняется анонимно.