Ольга Сорокина
Методические рекомендации по применению телесно-ориентированной терапии для детей «Музыка, эмоции, движение, игра»
▼ Скачать + Заказать документы
Двадцать первый век - век высоких технологий, век информации и технического прогресса". Этот тезис вошел в наш быт, доминирует в нашем сознании и постепенно становится неким лозунгом, девизом, на который мы ориентируемся при воспитании своих детей. Мы стараемся как можно раньше приобщить их к этому миру знаний и прогресса. Мы озабочены тем, чтобы наши дети успели интеллектуально развиться и буквально с пеленок начали впитывать в себя побольше разнообразной информации. В этом мы видим залог их будущей успешности и устроенности в современном мире.
Публикация «Методические рекомендации по применению телесно-ориентированной терапии для детей „Музыка, эмоции, движение, игра“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Музыка. Консультации для родителей
- Музыкотерапия, музыкальная терапия
- Работа музыкального руководителя
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции. Игры на изучение эмоций и настроения
- Эмоции. Консультации и рекомендации для родителей
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
Но зачастую именно стремление родителей к раннему интеллектуальному развитию ребенка приводит к подавлению его естественной двигательной активности, что отрицательно сказывается на формировании нервной системы и в целом на развитии здоровья ребенка. Значение движения в развитии ребенка дошкольного возраста трудно переоценить. Телесные ощущения для ребенка первостепенны в освоении окружающего мира. Не случайно психологи говорят о том, что ребенок мыслит телом. Развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления происходит у него в опоре на практические действия.
Психическая структура телесности - единственная структура психики, которая полноценно функционирует в возрасте от пяти до десяти лет. Такие структуры, как сознание, логическое мышление, воля находятся у детей в различных стадиях становления. Опора на них не всегда является продуктивной в развитии у детей различных навыков и представлений. Более того, иногда опора на эти психические структуры оказывается бесполезной, а в худшем случае - противоестественной и вредной.
Действие, активная практическая вовлеченность в процесс - единственная гарантия усвоения ребенком знаний. Любое знание должно стать для него "живым действием", связаться с двигательным, телесным опытом. Действия ребенка, связанные с движениями и телесными ощущениями, многократно повторяясь, постепенно переходят во внутренний план, формируются в понятия. Таков закон становления всех психических процессов: от внешних ориентировочных действий, через их многократное повторение, к символизации в слове и закреплению в сознании. При этом процесс усвоения двигательного, телесного опыта достаточно длительный - охватывает все дошкольное детство.
Движения, музыка. и подготовка к школе.
Мамы и папы не раз наблюдали, с какой радостью дети включаются в движение под музыку. Звучащая музыка вызывает у них яркие эмоциональные впечатления, разнообразные двигательные реакции, усиливает радость и удовольствие от движения. Взрослые знают, какое наслаждение доставляют детям музыкально-двигательные упражнения, танцы или просто произвольные движения под музыку (от беготни и подпрыгиваний до забавного подражания танцевальным движениям поп-див). Радость, которую приносит детям музыка, - это радость свободного звукового и двигательного выражения разнообразных эмоций. В музыке заключен целый мир звучащих образов. Войти в этот притягательный мир, взаимодействовать с ним помогает ребенку движение.
Телесное развитие ребенка обладает колоссальным потенциалом. Это своеобразная "пружина", заложенная в ребенке самой природой и побуждающая его к движению. Движения связаны у ребенка с чувством радости, наслаждения от освоения разнообразных действий. Возможность движения, практических действий для ребенка - одно из самых предпочитаемых удовольствий, а также эффективных средств поддержания его интереса практически к любому роду занятий. В свою очередь, расширение и развитие эмоциональной сферы, переживание радостных состояний ведет к формированию оптимистического мировоззрения, что является основой концепции здорового образа жизни. Счастливый человек живет в согласии с окружающими и с самим собой. Чувственную основу нравственности составляют любовь и доверие к окружающим близким людям, ощущение порядка, красоты, гармонии, душевного равновесия, эмоционального и телесного комфорта. Поистине, психическое и душевное здоровье ребенка коренится в эмоционально-телесных процессах.
Приложение.
Практические упражнения.
«Отображение»
Цель: Упражнение поощряет осознание тела, творческое движение и межличностную эмпатию. Оно дает опыт и руководства, и следования за кем-то.
Необходимое время: 15 минут.
Материалы: Нет.
Подготовка: Специальной подготовки не требуется.
Ход упражнения: Все члены группы делятся на пары. В каждой паре один участник становится ведущим, а другой - ведомым. Встаньте лицом к лицу и смотрите друг другу в глаза. Если вы лидер, начинайте делать какие-нибудь медленные, изящные движения руками, ногами, головой и торсом. Во время движения осознавайте свое тело и чувства. В течение всего упражнения смотрите партнеру в глаза и старайтесь осознавать его. В качестве ведомого отражайте движения своего партнера - как будто вы его зеркальный образ. Например, если партнер вытягивает правую руку, вытягивайте левую. Пусть партнер руководит тем, куда и как вы двигаетесь. Старайтесь ни о чем не думать. Пусть вас "ведет" ваше тело. Примерно через пять минут поменяйтесь ролями. По окончании задания поделитесь своими чувствами с партнером.
«Животные»
Цель: Упражнение предусматривает символическую ролевую игру и творческое взаимодействие с другими членами группы.
Необходимое время: 30 минут.
Материалы: Нет.
Подготовка: Специальной подготовки не требуется.
Ход упражнения: Выберите любое млекопитающее, рептилию или птицу. В течение 20 минут вы должны быть этим животным, "переняв" его форму, движения и звуки. Вероятнее всего, одно и то же животное выберет не один участник. Не объявляйте о своем выборе. Ползайте, прыгайте, скачите и "летайте", изображая это животное. Спонтанно взаимодействуйте с другими. Подходите к заданию творчески и старайтесь выразить такие стороны своей личности, которые, может быть, нелегко выразить в вашей обычной жизни. Шумите, осознавайте чувства, возникающие у вас, будь то страх, гнев или любовь. В заключение поделитесь своими впечатлениями от опыта с остальной группой.
«Следование за ведущим»
Цель: Это упражнение дает возможность быть и ведущим, и ведомым в маленькой группе.
Необходимое время: 30 минут.
Материалы: Нет.
Подготовка: Специальной подготовки не требуется.
Ход упражнения: Поделите большую группу на более маленькие - по четыре-пять человек. Каждая группа выстраивается в ряд. Участник, стоящий впереди, является ведущим. В качестве ведущего спонтанно и творчески двигайтесь по комнате. Экспериментируйте с различными импровизированными движениями тела. Остальные члены группы должны следовать за вами, сохраняя ряд. Через несколько минут перейдите в конец своей маленькой группы, чтобы стоящий за вами в ряду участник стал ведущим. Выполняйте упражнение до тех пор, пока каждый участник не получит возможность хотя бы раз стать ведущим группы, внося в нее свой особый стиль, свои движения.
«Воробьи на веточках» или «Найди свою веточку»
Цель: закреплять навыки основных видов движений, ориентировки в пространстве, воспитывать творческие способности, способствовать профилактике плоскостопия.
Ход игры: Дети- «воробьи» стоят каждый на своей палочке на полу врассыпную (вдоль или поперек). Пока играет музыка, дети свободно передвигаются по залу, имитируя полет птиц. Затихает музыка - дети становятся снова на свои палочки. Затем «воробушки» перекладывают «веточки» в другое место, игра повторяется 4-6 раз.
«Собери зернышки»
С горкой, малыми мячами и обручами.
Цель: развивать скоростные качества, ловкость, быстроту реакции, мелкую моторику.
Ход игры: Дети – «птички» стоят по одному в обручах врассыпную по залу. С горки ведущий скатывает малые разноцветные мячи из сухого бассейна – «зернышки». Дети собирают их по одному и переносят в свои «гнезда» - обручи. В конце подсчитываем зерна или определяем «много/мало».
«Кормушка»
Оборудование: Обручи и мелкие предметы (погремушки «яблочки», еловые шишки, массажные «ежики»).
Цель: развивать навык челночного бега, скоростные качества.
Ход игры:В центре зала лежит большой обруч – «кормушка», в нем – «яблочки»/ шишки/мячики. Малые обручи – «гнезда»/ «скворечники» / «дупла» - образуют большой круг, в них стоят дети – «птицы» по одному в каждом. Пока звучит музыка, дети переносят к себе в обруч по одному предмету, по окончании музыки – считаем, какая птица больше «набрала еды». Повторить 3-4 раза.