Светлана Чаленко
Методические рекомендации по повышению готовности к школьному обучению
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации (воспитатели)
Проводя занятия с ребенком, необходимо учитывать следующее: работа потребует от взрослых напряжения и выдержки, ведь положительные результаты проявятся не сразу, и радость небольших успехов будет чередоваться с новыми огорчениями. Даже то, что получалось уже хорошо, вдруг может вызвать серьезные затруднения. Планируя занятия, нужно стараться сделать их комплексными, уделяя одновременно внимание разным сторонам развития. При обучении ребенка каким-либо новым действиям необходимо: четко сформулировать задачу (цель действия); составить план выполнения ; выделить ключевые (опорные) точки ; определить ориентиры для контроля и коррекции. При создании необходимых условий, при учете особенностей деятельности детей и, главное, при работе в оптимальном для них темпе.
Публикация «Методические рекомендации по повышению готовности к школьному обучению» размещена в разделах
Мотивация – это сложный психологический феномен. Под мотивом обычно понимают внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение, связанное с удовлетворением определенной потребности. В качестве мотивов могут выступать и идеалы, интересы личности, убеждения, социальные установки, ценности, но за всеми этими причинами все равно стоят потребности личности во всем их многообразии: от биологических до высших социальных. Поняв механизм формирования мотивационно – познавательной сферы ребенка, мы сможем целенаправленно влиять при помощи воспитательных воздействий на становление мотивации достижения наших детей. Необходимо сконцентрироваться на детском периоде жизни, так как именно этот период определяет развитие потенциальных возможностей взрослого человека, а умственное развитие стоит на первом месте в этом возрасте, поэтому нужно формировать мотивационную сферу дошкольников в процессе обучения, чтобы суметь помочь ребенку правильно развиваться.
Мотивация достижения успеха позитивна. При такой мотивации действия человека направлены на достижение конструктивных, положительных результатов. Личностную активность определяет потребность в достижении успеха. Развитие у ребенка данных мотивов в ходе обучения, задача педагога, занимающегося с ребенком.
При условиях когда: используемые методы и формы будут соответствовать возрасту,
используемые методы будут соответствовать поставленным целям, используемые материалы интересны и доступны детям старшего дошкольного возраста - познавательная мотивация становится внутренним качеством личности ребенка.
Правильно организованное обучение способствует нормальному психическому развитию, служит его источником; в процессе обучения у ребенка с помощью посредника (взрослого) складываются те или иные психические качества и свойства личности, то есть психическое развитие ребенка происходит в процессе обучения.
Основным фактором, влияющим на становление активности, развитие самосознания и уверенности в себе, в дошкольном детстве выступает общение со взрослым. Именно взрослый стимулирует зарождение и становление у ребенка оценочной деятельности, когда:
- выражает свое отношение к окружающему и оценочный подход;
- организует деятельность дошкольника, обеспечивая накопление опыта индивидуальной деятельности, ставя задачу, показывая способы ее решения и оценивая исполнение;
- представляет образцы деятельности и тем самым дает ребенку критерии правильности ее выполнения;
- организует совместную со сверстниками деятельность, которая помогает ребенку видеть в ровеснике личность, учитывать его желания, считаться с его интересами, а также переносить в ситуации общения со сверстниками образцы деятельности и поведения взрослых.
Поддержка проявлений самостоятельности - вот чего ждет ребенок от взрослого. Критериями подлинной самостоятельности выступают инициатива и элементарное планирование, длительная увлеченность одним делом и стремление получить не любой, а задуманный результат. Поэтому взрослый должен помочь ребенку активизировать интерес к предметам, корректировать замысел, помочь его осуществить, выражать уверенность в случайности неудач.
Отрицательные оценки и отрицательные эмоции оказывают общее тормозящее влияние на активность ребенка. Следует отрицательно оценивать не ребенка, а конкретные его действия, сохраняя при этом доброжелательный фон, не сердясь и не раздражаясь. Обязательно объяснить, что и почему не получилось, и если нужно, то помочь.
Недооценивание взрослым деятельности ребенка приводит к нетактичному поведению, состоящему в том, что взрослый прерывает эту деятельность, разрушает планы ребенка, не дает реализоваться его проектам. Это прерывание вызывает напряженную ситуацию, приводит к протестам. Такая тактика взрослого сдерживает формирование такого важнейшего личностного качества у ребенка, как умение доводить дело до конца, снижает ценность и смысл дела, подчеркивает его несерьезность и необязательность. При ошибочном воздействии педагога у детей возникают две формы несамостоятельности: инфантилизм и синдром беспомощности. Инфантилизм проявляется как реакция ребенка на подавление взрослым его инициативы, избыток оценки и вмешательства. Тогда у ребенка перестают возникать инициативные намерения
Синдром беспомощности вызывается полным отсутствием или минимальным вниманием к делам и действиям ребенка.
Организация взаимодействия педагога с инертными детьми
Не торопить детей. Заранее познакомить ребенка с правилами и групповыми ритуалами.
Детям сложно эмоционально открыто откликаться на групповые правила, поэтому педагог, используя прием предвосхищения результата, в игровой форме должен мотивировать ребенка на участие в известных ему групповых играх, ритуалах, ситуациях взаимодействия.
Педагогу важно помнить, что медлительного ребенка пугает все новое: новые требования, новая обстановка, новые правила, друзья - все это необходимо вводить в занятие постепенно, проигрывая с ребенком в индивидуальном порядке и давать время на освоение информации.
При создании образовательного пространства, педагог может взять медлительного ребенка с собой, поручив ему то задание, которое не вызовет сложностей при выполнении, где ребенок почувствует себя успешным.
При реализации задач на формирование эмоциональной открытости педагогу важно создать условия для творческого воплощения потребностей медлительного ребенка через рисунок, совместную композицию со взрослым, затем в микрогруппе из 3-5 человек.
Медлительного ребенка нельзя спрашивать на занятии первым и последним - это может вызвать реакцию отказа от занятия. Педагогу необходимо особенно поддержать ребенка при реализации задачи планирования групповой деятельности через совместное составление индивидуального плана деятельности (с чего ты начнешь выполнять задание, как ты это будешь делать, как закончишь). Похвала, одобрение, сопереживание ребенку, эмоциональная поддержка помогут медлительному ребенку развивать умение понимать свое эмоциональное состояние и другого человека, развить желание общаться со сверстниками, проявляя инициативу.
При выполнении поручений педагога нежелательно оставлять медлительного ребенка одного, так как время ориентировки в задании может затянуться и ребенок окажется в ситуации неуспеха, а переживание отрицательных эмоций не допустимо при освоении нового опыта.
Стоит постепенно стимулировать зрительный и телесный контакт медлительного ребенка со взрослым и сверстниками с целью снижения уровня тревожности, с учетом личного пространства ребенка, реакциями его на прикосновения.
В совместной игре со сверстниками необходимо начинать с наблюдений и выполнения той роли, которую выбирает ребенок сам, подчеркивая значимость данной роли в игре, тем самым создавая ситуацию успеха, побуждая медлительного ребенка к активному установлению контактов со сверстниками.
При решении задач, связанных с коммуникативными играми и ситуациями, с медлительными детьми важно начинать со спокойных игр, постепенно включая разные виды игр, проигрывая их в домашних условиях с родителями.
В работе с медлительными детьми имеется специфика в комплектации группы: желательно, чтобы в группе было не более 3-5 медлительных детей для успешного включения их во взаимодействие со взрослым и сверстниками с учетом их индивидуального темпа деятельности и уровня развития коммуникативных навыков.
При организации занятий важно воспитателю создать мотивацию для включения медлительного ребенка в деятельность («захватить интерес»). Нужно держать таких детей во внимании в течение всего занятия, чтобы сверстники его не торопили, ребенок мог действовать в своем темпе.
Воспитатель должен проводить занятие по четко запланированному распорядку, чтобы дети доводили начатую работу (игру, упражнение) до конца.
Воспитателю следует проговорить моменты успеха на занятии, обратить внимание на преобладающий позитивный эмоциональный фон, вызвать желание продолжить общение.
Общаясь с инертным ребенком, воспитатель поэтапно расширяет границы имеющихся знаний и коммуникативных умений в той деятельности, которая наиболее предпочитаема ребенком, делая акцент на привлечение его внимания к сверстникам (в игре, рисовании, бытовых процессах). Хорошо, если воспитатель привлекает ребенка к помощи на занятии (разложить материал, помощь в обустройстве игрового пространства). Воспитатель привлекает детей к обсуждению позитивного опыта за день, проговариванию различных стратегий поведения, проигрыванию игр на взаимодействие. Педагогу необходимо создать такие условия, которые позволят таким детям понять и поверить, что его активность дает зримый и приятный ему самому результат.
При организации занятий следует обратить особое внимание на речевые методы, используемые в работе, поскольку речь педагога может не восприниматься как сигнал к действию. Важно чтобы объяснения педагогом были четкими, лаконичными, а речь не торопливая и плавная. Любое объяснение должно сочетаться с показом или действием.
Воспитателю важно помнить о комплексном использовании методов на занятиях и вне занятий. Для детей практические методы (такие, как упражнения) являются необходимыми для планирования, структурирования деятельности. Воспитатель должен помнить о напоминании детям поэтапности выполнения любого задания (что мы делаем сначала, что потом).
При организации педагогической работы, направленной на обеспечение вхождения детей старшего дошкольного возраста в социальный мир, необходимо использовать следующие средства.
Различные виды игр:
интерактивные (включают обмен действиями между участниками, установление невербальных контактов, направлены на психотехнические изменения состояния группы и каждого ее участника, получение обратной связи);
ритмические (связаны с ритмичным проговариванием слов и выполнением движений в заданном ритме, а также с восприятием и передачей ритма);
коммуникативные (включают обмен высказываниями, установление вербальных контактов);
ситуативно-ролевые (направлены на разыгрывание детьми коммуникативных ситуаций в ролях);
творческие (подразумевают самостоятельное развитие детьми игровых действий в рамках заданной темы);
игры-инсценировки (включают проигрывание детьми проблемной ситуации);
игры-дискуссии (совместное обсуждение проблемы в игровой ситуации).
Упражнения на развитие социальной перцепции (вербальные и невербальные техники) :
упражнения, направленные на развитие наблюдательской сенситивности, способности понимания состояний, особенностей и отношений людей, их перемещений, пространственного расположения и т. п. ;
упражнения, направленные на развитие сенсорно-перцептивной системы (различных видов восприятия, памяти, ориентировки в пространстве).
В упражнениях на развитие социальной перцепции с медлительными детьми важно опираться на их ведущую систему восприятия и на успешность сенсорно-перцептивной системы. Это поможет детям почувствовать свою успешность среди сверстников.
3. Техники сочинения историй как один из способов репрезентации реальности, в которой живет ребенок. Придумывание историй из жизни детей, которые оставили эмоциональный отклик в их сознании.
4. Арт-педагогические техники (рисование в парах, тройках, коллективное рисование с творческими заданиями). Медлительным детям необходимо подобрать партнера - сверстника, который мог бы работать в едином темпе.
5. Техники художественной экспрессии на развитие способности к самовыражению. выражение своего эмоционального состояния художественными, музыкальными средствами.
6. Техники использования метафор как недирективного способа нахождения новых ресурсов, смыслов, эффективных форм поведения.
7. Техника цветописи (использование цвета для обозначения в символической форме настроения и характера переживаний ребенка). Отображение эмоционального состояния через цвет, как показателя психологически-эмоционального благополучия.
Наиболее успешны в работе с медлительными детьми будут следующие виды игр на занятии и вне занятий:
Творческие (раскрепощающие) игры - игровые упражнения, в которых содержится формула поведения, отношения к себе или к окружающим.
Образно-ролевые - через принятие определенного образа медлительный ребенок учится осознавать положительный или отрицательный опыт, но главное, что в образно-ролевых играх медлительный ребенок успешен: все что он делает - все правильно, чувствуя себя «хозяином» положения, получая от этого удовлетворение собой, что способствует формированию у него положительной самооценки.
В работе у воспитателя могут возникнуть определенные сложности, например: в коммуникативных играх - так как медлительный ребенок очень избирателен в контактах - это затруднит обмен высказываниями; в интерактивных играх - из-за сложности телесного контакта, вводить интерактивные игры следует постепенно с учетом последовательности установления контактов, побуждая инертного ребенка в такой игре взаимодействовать с хорошо знакомым сверстником.
Ритмические игры - следует начинать играть с медлительными ребенком индивидуально, постепенно прибавляя темп, эмоционально поддерживая ребенка, предлагая поиграть в веселые игры и дома.
Если медлительному ребенку сложно вступать в контакт даже со знакомым сверстникам, педагог во время поддерживает, подбадривает ребенка, предлагая поиграть вместе (совместно).
Используя арт-педагогические техники работы с цветом, важно не торопить медлительного ребенка, проговорив с ним все этапы работы; дать время доделать, обсудить результаты, подчеркнув, что особенно хорошо получилось.
Особенности взаимодействия медлительного ребенка со сверстниками
В общении со сверстниками и медлительные дети, как правило, не пользуются популярностью, стараясь подчинить свое поведение действиям активных и инициативных детей.
Инертные дети не выступают в роли организатора игры, а лишь поддерживают ее, внося предложения, уточнения, связанные только с его ролью, предпочитают играть в те игры, где чувствуют себя уверенно и комфортно. В новой игре способны выполнить те действия, которые предлагают сверстники, занимая подчинительную позицию в общении.
Из-за сложности в установлении социальных контактов недостаточно могут быть сформированы игровые навыки.
Они долго обдумывают свой выбор - во что играть, как играть; сложность в выборе партнера по игре, распределении ролей, в переключении с реального диалога на ролевой. Часто из-за сложности в выборе партнера такие дети играют в одиночку. Если взрослый не помогает в развитии игровой деятельности, то игра таких детей может носить манипулятивный характер. При возникновении конфликтных ситуаций медлительный ребенок использует чаще всего деструктивный способ решения: уход от ситуации (например, «Я в эту игру не играю») или привлечение внешних средств для разрешения конфликта (например - привлечение педагога или родителя на помощь).
При организации деятельности с такой категорией детей важно помнить:
Наблюдая за ребенком, определить, что особенно его интересует, - идти от ребенка, его потребностей.
Разговаривать, общаться с медлительным ребенком необходимо спокойно, без упреков, понуканий; тон общения должен быть ровный, неторопливый.
При выполнении любых заданий не торопить с выполнением, продумать задание так, чтобы у медлительного ребенка было больше времени на выполнение, чем у других детей. При этом не следует фиксировать внимание ребенка на том, что он делает медленнее других, а наоборот, при выполнении похвалить за качество работы и проявленное старание.
В общении с детьми педагоги должны поддерживать хороший эмоциональный фон, веселое настроение, что будет стимулировать ребенка и вызывать у него желание продолжить общение со взрослым и сверстниками.
Взрослый может использовать личный пример и игровую мотивацию для ускорения реакций медлительных детей, но и педагогам и родителям важно помнить, что прямые указания медлительному ребенку на скорость выполнения, неумение что-то делать быстро (умываться, одеваться, отвечать на вопросы) имеют прямо противоположный эффект: ребенок будет выполнять задание еще медленнее, теряя веру в свои силы.
Для инертных детей важно создавать ситуацию успеха, а не предъявлять слишком завышенные требования.
Таких детей необходимо настраивать на общение со взрослыми и сверстниками, обучая и проигрывая различные ситуации взаимодействия; начинать играть в спокойные игры, игры с образами, знакомых сказочных персонажей, где взрослый не будет давать оценку тому, как играет ребенок; важно чтобы медлительному ребенку это нравилось, вызывало интерес, он мог чувствовать себя свободным и уверенным в обучении диалоговому общению в сюжетно-ролевых играх.
В повседневном общении с медлительными детьми необходимо использовать приветливые фразы, которые создают ощущение комфорта, психологической защищенности: «Ты конечно справишься», «Хорошо, что ты рядом», «Я рада, что ты это выполнил», «Мне нравится, как ты.», «Как я рада тебя видеть.», «Ты очень старался», «Я чувствую, что.».
Взрослым необходимо помнить о том, что медлительный ребенок с раннего возраста нуждается в организации: режима дня (это основа выработки у него динамического стереотипа, организации двигательного режима (гимнастика, подвижные игры, организации занятий (чтение книг, рисование, музыка) на основе развития познавательной активности, социальной, личностной.
Желательно проводить тренировку медлительных детей отдельно от подвижных, последние быстрее овладевают требуемыми движениями и это обескураживает медлительных, создает у них спешку и тревожное состояние.
Игры нужно проводить ежедневно (при невозможности не реже, чем через день). Каждое занятие не должно превышать 10 минут, можно проводить его в два и три приема в разное время дня. Очень важно фиксировать получаемые результаты для того, чтобы видеть эффективность занятий.
Литература:
Агафонова И. Н. Программа «Уроки общения для детей 6-10 лет «Я и мы». СПб, 2003.
Алямовская, В. Г. Современный детский сад. – 2007. - №1. - С. 21-25.
Боцманова М. Э. Захарова А. В. Самооценка как фактор нравственной саморегуляции в младшем школьном возрасте/ Нов. Исследования в психологии. М. Педагогика, №2, 1998.
Доронина Емельянова, М. Н. Подвижные игры как средство формирования самооценки /М. Н.
Емельянова //Ребенок в детском саду. – 2007. - №4. - С. 29-33.
6. Чернецкая А. В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников. - Ростов-н/Д. : Феникс, 2005