Оксана Михалева
Организация педагогических условий обучения рисованию образов природы детей 5–6 лет под влиянием наблюдений
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации по организации педагогических условий обучения рисованию образов природы детей 5-6 лет под влиянием наблюдений
Работа по организации педагогических условий обучения рисованию образов природы детей 5-6 лет под влиянием наблюдений должна строится в соответствии с требованиями программы, которые нацеливают на формирование у каждого ребенка нравственно-эстетических чувств при встрече с прекрасным в природе.
Публикация «Организация педагогических условий обучения рисованию образов природы детей 5–6 лет под влиянием наблюдений» размещена в разделах
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Методические разработки
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Основные задачи обучения дошкольников рисованию образов природы :
1. Формировать интерес к окружающим явлениям природы, способствовать формированию у детей нравственной, эстетической позиции.
2. Развивать у детей дошкольного возраста стремление поделиться своими впечатлениями, переживаниями посредством рисунка (мотив деятельности).
3. Формировать у детей желание и умение принимать от взрослого и самому ставить соответствующие цели (темы) и задачи.
4. Развивать у детей умение замысливать образ, определяя заранее содержание и некоторые способы изображения.
5. Обучать дошкольников некоторым доступным способам изображения природы :
а) приемам создания простейших композиций (расположению изображений на плоскости листа);
б) учить изображать в рисунке главное, то есть те предметы и элементы, которые выражают содержание данной темы, позволяют сразу же определить содержание изображения;
в) учить передавать в рисунке отношения по величине, взаимному расположению в пространстве;
6. Обучать детей способам восприятия, наблюдения явлений природы, необходимым для выполнения рисунка.
7. Развивать у ребят понимание зависимости качества изображения от качества наблюдения, формировать у них желание и в дальнейшем по возможности потребность в наблюдении с целью последующего изображения.
8. Побуждать детей к самостоятельности (творчеству) и замысливании образа : поиске своеобразного содержания, применении адекватных, разнообразных средств выразительности: композиции, колорита, линия горизонта.
9. Учить детей чувствовать выразительность образа, побуждать к эмоциональному отклику на него, подводить к пониманию зависимости выразительности образа от используемых средств, способов изображения, то есть формировать способность художественного творческого, восприятия рисунков.
Задачи по организации педагогических условий обучения рисованию образов природы детей 5-6 лет под влиянием наблюдений не сводятся к изобразительным задачам, а представляют собой конкретизацию общих задач. Рисование природы как способ активного, творческого, действенного и неравнодушного осознания ребенком окружающего мира и своего отношения к нему оказывает огромное влияние на развитие личности дошкольника.
Исходя из комплекса задач по организации педагогических условий обучения рисованию образов природы детей 5-6 лет под влиянием наблюдений, учитывая трудности освоения этого вида деятельности (особенности восприятия детей) и сложности графического воплощения рисунка, методика работы с детьми должна строиться в двух направлениях:
- обогащение детей яркими впечатлениями об окружающем мире чнрез наблюдения : природных явлениях, развитие наблюдательности, умения видеть, чувствовать, замечать выразительность формы, пропорций, цвета природы, их взаимосвязь и сочетания,
- помощь детям в осмыслении средств графического изображения сюжета, в установлении связи между представлениями и способами изображения.
В основе всех методов — специально организованные наблюдения, предваряемые, сопровождаемые и закрепляемые беседой.
Воспитателям необходимо обращать внимание при наблюдении за природой на три разновидности красоты природы :
• красота конструктивная (строение природного организма, его размеры и т. д.);
• красота динамическая (движение, изменение, присущее природному явлению);
• красота декоративная (форма, окраска природных объектов).
Организация процессов созерцания, созидания и общения – три вида педагогических условия на занятиях по изобразительному искусству. Природа может выступать в роли прекрасной волшебницы, которая творит видимый человеком мир по законам красоты и гармонии.
Созерцание природы – пейзажей, объектов реального мира есть неотъемлемая составляющая каждого наблюдения. Педагог организует процесс восприятия, основываясь на сопоставлении и сравнении образов. Зрительный ряд должен будоражить детские умы, вызывать воспоминания. В этой связи очень важны занятия вне стен детского сада. Необходимо предусмотреть наблюдения - любования. Педагог организует наблюдения на улице за теми или иными природными явлениями, ребята делают наброски и зарисовки, любуются картинами, созданными волшебницей-природой.
Основными методами, которые педагог использует для развития эстетического восприятия и детского творчества, являются наблюдение явлений и объектов природы, показ некоторых приемов изображения; анализ рисунков, выявляющий степень творчества ребенка при передаче поэтического образа.
Наблюдения природы проводятся не только для получения детьми знаний о ней, для развития эстетического восприятия, но и с целью сопоставления пейзажей, описанных в поэтическом произведении, с существующими в природе. Методика проведения наблюдений усложняется в зависимости от опыта детей и задач каждого занятия. Начинать следует с рассматривания отдельных образов природы, описанных в стихотворении: одуванчика, ромашки, елочки и т. д. При этом нужно максимально активизировать речь ребенка вопросами, помогающими раскрытию образа, обогащать ее поэтическими выражениями.
Затем воспитатель стремится обеспечить двигательную и словесно активность детей : на основе знания произведения ребята должны отыскать объекты, описанные в нем, потрогать, рассмотреть их, прочитать строчки стиха, отражающие соответствующую картину природы. Наблюдения способствуют развитию чуткости, восприимчивости к поэтическому описанию образов природы.
Организация педагогических условий обучения рисованию образов природы детей 5-6 лет под влиянием наблюдений позволяет увидеть красоту окружающего мира и выразить свои чувства через изобразительную деятельность, а именно через рисование.