Шумакова Ольга
Методические рекомендации по использованию игрового пособия «Дары Фребеля» как средства развития конструктивных навыков
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации по использованию игрового пособия «Дары Фребеля» как средство развития конструктивных навыков у детей дошкольного возраста.
Цель: Представление опыта работы по использованию игрового набора «Дары Фребеля» в образовательной деятельности с дошкольниками.
Задачи:
1. Познакомить педагогов с теоретическими основами педагогики Фридриха Фребеля.
Публикация «Методические рекомендации по использованию игрового пособия „Дары Фребеля“ как средства развития конструктивных навыков» размещена в разделах
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Фрёбель. Дары Фребеля
- Темочки
2. Показать практическое применение игрового набора «Дары Фребеля» в образовательной деятельности с дошкольниками.
3. Основные характеристики игрового набора.
Материал и оборудование: Игровой набор «Дары Фребеля», ноутбук, проектор, презентация «Дары Фребеля в Образовательной деятельности детского сада № 3 п. Навля».
История возникновения «Даров Фребеля»
Фридрих Вильгельм Август Фребель (1782-1852) – известный немецкий педагог, создатель первого в мире детского сада для детей дошкольного возраста.
Дары Ф. Фребеля – самый первый обучающий (дидактический) материал для детей дошкольного возраста в мире, который известен и используется до сих пор.
Фридрих Фребель разработал первые в мире дидактические игры для детей дошкольного возраста и, также предложил и ввел пальчиковые игры, было это в 1844 году.
Кроме того, именно Фребель изобрел первую детскую мозаику, а также многие другие детские развивающие игры, хорошо известные всем нам. Например, он считал очень полезным нанизывание на тесьму бусин разного цвета из керамики, стекла, дерева. Ф. Фребель придумал задания для детей по плетению из бумаги, по оригами – складыванию из бумаги — и много других интересных детских занятий.
Этот немецкий педагог 19 века не только придумал сам термин «детский
сад», но и привлек внимание общественности к необходимости заниматься с детьми дошкольного возраста. В термин «детский сад» Фребель вложил понимание ребенка как цветка, который надо заботливо выращивать, сохраняя при этом его врожденную природу («дети — цветы жизни!»)
Модуль 1 "Текстильные мячики"
Представляет собой мячи диаметром 6 см, шерсть. Цвета: красный, желтый, голубой, зеленый, белый, фиолетовый, оранжевый, черный. У каждого мяча есть шнурок – 20 см. С помощью данного набора происходит развитие представлений о мяче через все его свойства: точки, линии, поверхности и объема. С помощью данного набора ребенок получает первоначальные чувственные представления о шаре посредством прикосновения, хватания, катания. Развитие сенсорных ощущений, зрительно-моторной координации.
С помощью мячиков, подвешенных на нитке, можно изучать различные направления движения. Тренировались раскачивать шарик в разные стороны, и соответственно приговаривая «вперед-назад», «вверх-вниз», «вправо-влево», что знакомит ребенка с пространственными представлениями. Показывая шарик на ладони, пряча его и приговаривая при этом: «Есть мячик — нет мячика», — мы знакомили детишек с понятиями утверждения и отрицания.
Модуль 2 «Основные тела»
1. Мы с детьми сравнивали фигуры между собой с выявлением особенностей каждой.
Экспериментальным путем ребенок должен понять, что куб не может катится. Затем спрашиваем, какая из двух фигур (цилиндр или куб) больше похожа на шар. Конечно, же ребенок выделит цилиндр. Затем находим, что еще одинакового у этих фигур, помимо умения кататься: цвет, материал. Затем обращаем внимание на части цилиндра, опять же с помощью сравнения. Говорим, что шар весь гладкий и ровный, а у цилиндра есть острые края. Просим ребенка найти ребра. Затем обращаем внимание, что у цилиндра есть два основания в форме круга. Затем предлагаем найти предметы похожие на цилиндр (стакан, банка, и т. п.).
Знакомство с кубом. Обращаем внимание, что у куба нет круглых сторон, что он весь плоский.
В процессе конструирования, дети обогащают свой лексический запас, знакомясь с понятием геометрических фигур, таких как (куб, шар, цилиндр). Они закрепляют свои знания о форме.
2. Наблюдение вращающихся на шнурке фигур и сравнение их поведения при вращении. Выявление, фактов: 1. Быстро крутящийся шар не изменяет свою форму, в отличии от куба и цилиндра
Модуль 3 «Куб из кубиков». Модуль 4 «Куб из брусков»
Третий модуль - деревянный куб, разделенный на 8 одинаковых кубиков. С его помощью ребенок получает представления о понятиях «число», «целое» и «часть», учится считать, строить из кубиков различные предметы. Предназначен для детей 4 лет.
Четвертый модуль – 8 деревянных плиточек. Длина каждой плитки вдвое больше, чем ширина. Ширина каждой плитки вдвое больше, чем толщина. Назначение такое же, как и для третьего дара.
Дети- это неутомимые конструкторы. Они с большим удовольствием строят различные модели (дом, мост, машина).
Мы продолжаем учить составлять целое из частей.
Ребенку интересно собирать, ломать, т. е. как устроен мир, из чего он состоит, и как крепятся друг к другу детали. Ведь пока еще они не могут представить себе мир.
Поэтому такая деятельность как конструирование – это отличный способ удовлетворить потребности ребенка в познании и строении окружающего мира. В зависимости от возраста дети используют разные формы конструирования по теме и по замыслу.
Модуль 5 «Кубики и призмы». Модуль 6 «Кубики, столбики, кирпичики»
Игровые наборы, состоящие из кубиков, призм, брусков для развития творческих способностей детей (построение фасада дома, загородного дворца). Всему что сможет построить ребенок дается название, которое напоминает ему, что- то из окружающих его предметов. Тем самым развивается мышление. Любая игра несет умственную нагрузку, которая способствует развитию у ребенка мыслительных процессов, внимание, воображение.
Модуль 7 «Цветные фигуры»
С помощью этого модуля мы развиваем мыслительную активность детей.
Учим детей обследовать предметы, в том числе геометрические фигуры из набора. Формируем умение детей дифференцировать геометрические фигуры. Развиваем активную речь детей, обогащаем словарь детей.
Воспитываем бережное отношение к продуктам деятельности.
Модуль 8 «Палочки»
Развиваем сенсорные способности, конструктивные навыки, координация движений, творческое воображение, фантазия, формируются навыки сотрудничества, взаимопомощи, воспитывать усидчивость, самостоятельность в создании творческого продукта.
В пособии предлагаются образцы различной тематики, выполнить которые можно с помощью модуля №8 «Палочки». После уверенного освоения предложенных сюжетов, ребёнок может составлять самостоятельные композиции, подбирая необходимый размер и цвет.
Модуль 9 «Кольца и полукольца»
Воспитываем интерес к художественно-эстетической деятельности, стремление завершить начатую деятельность. Развиваем диалогическую речь, выполняем имитирующие движения.
Модуль 10 «Фишки»
Учим детей сравнивать предметы по основным и оттеночным цветам. Закрепляем умение группировать однородные объекты, ориентируясь на слова такой, не такой. Пополняем словарь детей за счё т слов: много, одна, полный, пустой, больше, меньше и т. д. Выполняем простые действия с фишками. Развиваем мелкую моторику и массаж рук.
Модуль 11 «Цветные тела»
Деятельность по ознакомлению дошкольников с геометрическими фигурами необходимо начинать с младшего возраста. В этот период наша задача развивать у детей умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам, развивать зрительно - пространственное восприятие и логическое мышление. Познакомить детей с геометрическими фигурами: кругом, квадратом, треугольником. Учить обследовать форму фигур, используя зрение и осязание.
Необходимо давать ребёнку возможность сооружения из строительного материала и совершать различные манипулятивные действия с предметами.
Модуль 12 «Мозаика. Шнуровка»
Игра в мозаику тренирует мелкую моторику рук, развивает воображение, художественный вкус и образное мышление. В процессе создания рисунка из мозаики малыш воспитывает целенаправленность деятельность, внимательность и наблюдательность.
способствуют развитию творческого воображения, ребенок может собирать из элементов мозаики любые картинки. Ребенок учится согласованности движений, тренирует усидчивость, развивает абстрактное и пространственное мышление. Набор приучает работать по определенным правилам, образцу, стремиться довести замысел до видимого результата, знакомит с основными формами.
Модуль 13 «Башенки»
Закрепляются названия геометрических фигур, конструирование.
Развиваются речевые способности.
При строительстве соблюдаем те же правила, что и для даров 3-6: строим, не разрушая, а преобразовывая существующую постройку. После постройки каждого объекта беседуем. В ходе беседы обсуждаем реальный объект, повторяем его назначение, свойства. Затем сравниваем реальный объект с получившейся моделью, выделяем её сходства и отличия.
Модуль 14 «Арки и цифры»
Очень важными являются занятия по конструированию, так как они развивают творческое и пространственное мышление.
Происходит развитие мелкой моторики рук и сенсорных навыков, развитие речевых способностей, развитие творческих способностей.
Дети естественным путем приобщаются к процессу работы с материалами, и приобретают навыки различных комбинаций.
В настоящее время доказано, что занятие по конструированию способствует повышению активности работы мозга у детей дошкольного возраста, что способствует повышению уровня интеллекта.