МААМ-картинки

Методические рекомендации по использованию игр и упражнений для развития всех компонентов речи

Ирина Алимина
Методические рекомендации по использованию игр и упражнений для развития всех компонентов речи
▼ Скачать + Заказать документы

Методические рекомендации по использованию игр и упражнений для развития всех компонентов речи в различных формах и видах детской деятельности на тему: «Ходит осень по дорожкам» (4-7 лет)

Составила учитель-логопед Алимина Ирина Владимировна

Дети должны знать:

— названия осенних месяцев;

— основные приметы осени;

— что происходит с деревьями, как изменилась трава, значение слова «листопад»;

— что делают осенью животные и птицы;

— чем занимаются люди;

Публикация «Методические рекомендации по использованию игр и упражнений для развития всех компонентов речи» размещена в разделах

— какие подарки людям принесла осень;

— почему об осени говорят «золотая».

Расширение словарного запаса детей:

Существительные: осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, месяцы, листопад, дожди, тучи, лужи, ветер, туман, сырость, ненастье, свежесть, природа, урожай, сад, огород, фрукты, овощи, запасы, деревья, листья, лес, птицы, животные, слякоть, озимь, погода, увядание, мгла, небо, солнце, люди, одежда, зонт;

Прилагательные: ранняя, поздняя, осенняя, унылая, грустная, золотая, прощальная, туманный, дальний, трудный, богатый, длинная, короткий, частый, редкий, хмурая, ненастная, дождливая, сырая, багряная, голые, увядающий, печальная, дивная, прекрасная, пышная, перелетные, зимующие;

Глаголы: летят, шелестят, падают, шуршат, осыпаются, наступает, приходит, хмурится, прощаются, улетают, курлыкают, убирают, срывают, собирают, выкапывают, одеваются, готовятся, увядают, желтеют, сохнут, моросит.

Мимические упражнения

1. Изобразить Раннюю Осень. У Ранней Осени легкая поступь, веселое лицо. Она радостная, щедрая, добрая, красивая. Изобразить Позднюю Осень. Поздняя Осень грустная, печальная, Зимой гонимая. Изобразить плачущую Осень.

2. Наше настроение. Показать, какое у вас настроение в яркий, солнечный осенний и в дождливый, хмурый осенний день.

3. Увидели гриб-сморчок. Сморщить лицо. Показать, как вы удивились, увидев огромный мухомор. Вытянуть лицо и раскрыть рот. Поднимать и опускать брови. При поднимании бровей глаза широко раскрываются, при опускании — почти закрываются.

4. Любуемся красивым нарядом Осени: «О-о-о, о-о-о, о-о-о!» Увидели большой гриб и удивились: «О-о-о-о-о!» Нашли червивый гриб, огорчились: «Ах-ах-ах!»

Упражнения для щёк и губ

Чередование упражнений «Улыбка»-«Хоботок» (5раз);

Чередование упражнений : надуть щёки-втянуть щёки (5раз);

«Белочка грызёт орешки»-улыбнуться и постучать зубками (передними);

Упражнения для языка

«Язычок в чащобе»-протиснуть язык сквозь полусомкнутые зубы (3 раза);

Губы в улыбке. Медленно высовывая язык покусывать его по всей поверхности;

«Грибы» на длинных и коротких ножках. (По 5).

«Вкусное варенье»-облизать губы вкруговую;

«Почистить зубки» : нижние-сверху вниз, из стороны в сторону, верхние-из стороны в сторону.

Работа над силой голоса.

Дует осенний лёгкий ветерок (тихо) : «У-у-у-у-у». Подул сильный ветерок (громко) : «У-у-у-у-у». (3раза)

Заблудились мы в лесу, закричали мы: «Ау!» (громко -тихо);

Осенние листочки на веточках висят, осенние листочки с нами говорят: «А-о-у-и», «О-у-и-а», «У-и-а-о», «И-а-о-у».

Развитие мелкой моторики

1. Пальчиковая гимнастика «Осень»

Ветер по лесу летал, (Плавные волнообразные движения ладонями.)

Ветер листики считал:

Вот - дубовый, (Загибают по одному пальчику на обеих руках.)

Вот - кленовый,

Вот - рябиновый резной,

Вот - с берёзки золотой,

Вот - последний лист с осинки (Спокойно укладывают ладони на стол.)

Ветер бросил на тропинку.

2. Пальчиковая гимнастика «Осень»

Разбросала осень листья, (раскрывать и закрывать кулачки)

Разукрасила их кистью. (Делают плавные взмахи ладонями вверх-вниз.)

Мы в осенний парк пойдём(«Шагают» пальцами обеих рук.)

Букеты листьев соберём. (Скрещивают ладони с растопыриванием пальцев.)

Лист кленовый, лист с осинки, (Поочерёдно загибают пальцы, начиная с большого пальца)

Лист дубовый, лист рябинки,

Рыжий тополиный лист

На дорожку спрыгнул вниз. (спрыгнуть со стульчика и приземлиться на корточки на ковер)

И. Михеева

Дидактические игры и упражнения на развитие лексико-грамматического строя

(Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами)

«Назови ласково»

Дождь — дождик, дождичек, солнце — солнышко,

лужа — лужица, дерево — деревце,

ветер — ветерок, лист — листок, листик, листочек,

туча — тучка, лес — лесок,

сад — садик, птица — птичка.

(Образование множественного числа существительных в родительном падеже)

«Один — много»

Месяц — месяцев, дерево — деревьев,

дождь — дождей, фрукт — фруктов,

лужа — луж, овощ — овощей,

урожай — урожаев, листья — листьев,

сад — садов, птица — птиц,

огород — огородов, слякоть — слякоти,

зонт — зонтов, лес — лесов.

(Согласование существительного и прилагательного)

«Скажи со словом "осенний"

Небо (какое) — осеннее,

ветер (какой) — осенний,

аллея (какая) — осенняя.

Упражнение продолжают со словами: солнце, туча, дождь, цветы, лес, погода, сапоги, день, утро, пальто.

(Образование качественных прилагательных)

«Назови, какая погода?»

Какая погода бывает осенью, если идет дождь? — дождливая,

. дует ветер — ветреная;

Если на улице холодно, какая погода? — холодная;

Если пасмурно — пасмурная,

. сыро — сырая,

. хмуро — хмурая,

. солнечно — солнечная,

. ясно — ясная.

(Образование множественного числа глаголов, существительных и прилагательных)

«Один — много»

Наступил осенний день — наступили осенние дни,

на дереве желтый лист — на деревьях желтые листья,

плывет темная туча — плывут темные тучи,

стоит большое дерево — стоят большие деревья,

идет холодный дождь — идут холодные дожди,

дует сильный ветер — дуют сильные ветры,

висит теплая куртка — висят теплые куртки,

летит птичья стая — летят птичьи стаи.

(Поиск антонимов)

«Скажи наоборот»

Осень ранняя — осень поздняя,

день веселый — день грустный,

день солнечный — день пасмурный,

облако белое — туча черная,

. холодная — жаркая,

. хорошая — плохая.

Отгадай загадки!

1. Утром мы во двор идем —

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят. (Осень.)

2. Сухой — клин, мокрый — блин. (Зонтик.)

3. Меня часто зовут, дожидаются,

А приду — от меня укрываются. (Дождик.)

4. Листья желтые летят,

Под ногами шелестят.

Солнце уж не припекает.

Когда все это бывает? (Осенью.)

5. Все деревья облетели,

Зеленеют только ели,

Днем и ночью дождик льет,

Грязь и лужи у ворот. (Осень.)

Закличка ОСЕННЯЯ

Цели: развивать общие речевые навыки, интонационную выразительность речи, силу голоса.

Осень, осень,

В гости просим.

Погости недель восемь:

С обильными хлебами,

С первыми снегами,

С листопадом и дождём,

С перелётным журавлём.

Рассказываем по ролям:

— Солнце, солнце, Ты откуда?

— Я из тучки золотой.

— Дождик, дождик, Ты откуда?

— Я из тучи грозовой.

— Ветер, ветер, Ты откуда?

— Я из дальней стороны.

- Листик, листик, ты откуда?

- Из березовой страны!

Пословицы, поговорки, приметы и стихи про осень

Как лето со снопами, так и осень - с пирогами.

От осени к лету назад поворота нету.

Весна и осень - всё на дню погод восемь.

Вешний дождь растит, а осенний гноит.

Весна красна цветами, а осень снопами.

Сырое лето да теплая осень - к долгой зиме.

Гром в сентябре предвещает теплую осень.

Если осенью паутина стелется по растениям - это к теплу.

Если в октябре листья с березы и дуба опадает не чисто - готовься к суровой зиме.

Как в лесу много рябины - осень будет дождливая, если ж мало - сухая.

Осенью птицы летят низко - к холодной, высоко - к теплой зиме.

Осень прикажет, а весна свое скажет.

Много желудей на дубу уродилось - к лютой зиме.

Если листопад пройдет скоро, надо ожидать суровой зимы.

Появление комаров поздней осенью - к мягкой зиме.

Осень - запасиха, зима - подбериха.

Осень хвастлива, а весна справедлива.

Осенью и воробей богат.

Отложил бы на осень, а там бы и бросил.

Поздней осенью одна ягода, да и то горькая рябина.

Придет осень, да за всё спросит.

Ты корми меня в весну, а осенью я и сам сыт буду.

Публикации по теме:

Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по изодеятельности «Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя,.

«Воздух-волшебник». Презентация и методические рекомендации по использованию Предметная область: Познавательное развитие. Мероприятие, в рамках которого будет использоваться презентация: НОД по познавательному развитию.

Методические рекомендации по использованию технологии «синквейн» в развитии речи дошкольников Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Лексика и грамматический строй - это важнейшие части языковой.

Методические рекомендации «Особенности художественно-эстетического развития дошкольников 5–6 лет» В воспитании ребенка дошкольного возраста семья и дошкольное учреждение решают несколько важных задач – это развитие его ума, мышления,.

Методические рекомендации по использованию альбома «Весна» Методические рекомендации по использованию альбома: «Весна». Данное дидактическое пособие рекомендуется использовать во всех возрастных.

Методические рекомендации по использованию арт-терапевтической техники «Магическая мандала»Методические рекомендации по использованию арт-терапевтической техники «Магическая мандала» В данной разработке в форме методических рекомендаций для педагогов ДОУ и родителей представлен опыт работы с использованием техники «Магическая.

Методические рекомендации по использованию народных игр в образовательном процессе ДОУ Воспитание с помощью народных игр в дошкольных организациях реализуется через воспитательный процесс, т. е. взаимодействия педагогов и детей.

Методические рекомендации по использованию возможностей сюжетно-ролевой игры для самовоспитания детей Методические рекомендации по использованию возможностей сюжетно-ролевой игры для самовоспитания детей. Игровая деятельность является ведущим.

Развитие речевой активности через использование всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности Тема: «Развитие речевой активности через использование всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности» Цель:.

Методические рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики 1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации по использованию игр и упражнений для развития всех компонентов речи
Опубликовано: 16 октября 2019 в 09:30
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические рекомендации по использованию игр и упражнений для развития всех компонентов речи» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Алимина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД