Белова Наталья
Использование игрового набора «Дары Фребеля» в речевом развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Вашему вниманию предлагается игровой набор для раннего развития по методике Фридриха Фребеля.
Фридрих Вильгельм Август Фребель (1782 – 1852) немецкий педагог, создатель первого в мире детского сада для детей, автор идеи осознанного использования особых игрушек с развивающим потенциалом для обучения и воспитания детей в раннем возрасте.
Он первый, кто рассмотрел игру как важное средство для развития природных задатков ребенка с рождения, признал индивидуальность и природные способности каждого ребенка.
Публикация «Использование игрового набора „Дары Фребеля“ в речевом развитии дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Фрёбель. Дары Фребеля
- Темочки
Ядром педагогики детского сада Фребель считал игру. Раскрывая игру, он доказывал, что игра для ребенка — влечение, инстинкт, основная его деятельность, стихия, в которой он живет. По его мнению, игра способствует развитию воображения и фантазии, необходимых для детского творчества.
Игровой набор может быть использован в различных образовательных областях:
- в области социально – коммуникативного развития;
- познавательного развития;
- художественно – эстетического развития;
-физического развития;
-речевого развития.
Развитие культуры речи во всех образовательных областях осуществляется по средством решения следующих задач:
1. Развитие речевых способностей и умений;
2. Формирование предпосылок чтения и письма;
3. Овладение способами и нормами практического общения в различных жизненных ситуациях.
Набор может быть использован в работе учителя- логопеда, педагога – психолога, дефектолога, воспитателя, а так же, родителями для занятий с детьми в домашних условиях.
Все занятия с использованием игрового набора Фридриха Фребеля проводятся как индивидуально, так и по подгруппам.
К игровому набору прилагается комплект методических пособий с подробным описанием занятий для каждой образовательной области.
Игровой набор состоит из 14 модулей.
Дар № 1 «Текстильные мячики».
Рекомендуемый возраст с 6 мес-3 лет.
В наборе 12 мячей, одинакового размера, 6 из которых имеют нить - петельку для подвеса, окрашенных в различные цвета (цвет радуги). Шары обвязаны шерстяной нитью и очень приятные на ощупь. Следует обратить внимание на рекомендуемый возраст с 6 мес. Не развитые детские пальцы еще не умеют удерживать твердые угловатые предметы, такие, как кубики, а вот мягкий шар – самый удобный для нежной детской ручки предмет. Ребенок учится захватывать мячик ладошкой, пальцами, удерживать и совершать с ним различные манипуляции. Поэтому данный модуль просто необходимо использовать с детьми раннего возраста, то- есть начиная с 1 младшей группы.
Данный модуль знакомит ребенка с цветом, формой предмета.
Мяч можно катать, бросать. Но особый интерес у детей вызывает мяч в подвешенном состоянии. Именно в этот момент, когда ребенок держит в своей руке мяч на ниточке, он получает первые в своей жизни ощущения движения предмета по определенной траектории движения.
Любое игровое действие с ребенком должно соединяться со словом. Необходимо всегда побуждать ребенка к комментированию, проговариванию своих действий в слух.
Дар № 2» Основные тела»
Рекомендуемый возраст с 2-3 лет.
Модуль состоит из 3 пар объемных тел- шар, куб и цилиндр. 3 из которых имеют металлические крепления для подвеса.
Куб – квадратный и устойчивый, это символ покоя. На какую сторону его не положи, он будет оставаться на своем месте. Шар – круглый, и считается символом движения. Как его не установи на ровной поверхности, он не останется на месте. Цилиндр совмещает в себе свойства и куба и шара. Он может быть устойчив и неподвижен, если он поставлен на основание, а может быть подвижен и катиться, если его положить на бок.
Целью использования данного модуля является не только знакомство с формами и свойствами предметов на плоскости.
Этот модуль интересен тем, что способствует формированию самостоятельных исследовательских навыков. Куб – символ покоя. Но это в том случае, когда он находится на плоскости. Что же с ним происходит, когда он находится в подвешенном состоянии. Фребель считал куб символом «единства в многообразии» (куб един, но вид его различен, в зависимости от того как он открыт взору: ребром, стороной, или вершиной). Ребенку интересно наблюдать фигуры в подвешенном состоянии, дети с интересом приводят фигуры в движение тем самым закрепляют опыт основы движения и формируют у ребенка пространственную ориентацию и пространственное видение.
Модуль № 3. «Куб из кубиков».
Куб, состоящий из 8 кубов, одинакового размера. Маленькие кубики дают возможность в наглядной форме объяснить ребенку разницу между формой и величиной. Исследуя кубики, ребенок начинает строить фигуры, которые напоминают ему предметы из социального окружения (стол, стул, ступеньки и т. д.) Всему, что сможет построить ребенок дается название и в ходе беседы идет сравнение реального объекта с получившейся моделью.
Дар № 4. «Куб из брусков».
Этот дар дополняет предыдущий. Это тоже куб, но этот – чуть сложнее, у его частей другая форма. Объединяя детали обоих кубов, расширяются возможности для строительства новых фигур. Разнообразие кубов дает пространство для воображения. Ребенок лучше использует творческие навыки и фантазию. Используя детали различной формы ребенок может составлять фигуры с пустыми пространствами, лучше усваивать геометрию предметов. Благодаря навыкам конструирования развивается пространственное мышление и моторика рук, которая, как известно напрямую связанна с развитием речевой функции у ребенка.
Дар № 5.» Кубики и призмы».
Дар №6.» Кубики, столбики, кирпичики».
Вместе 4 набора составляют большой и сложный конструктор, что позволяет расширить возможность строительных комбинаций. Ребенок учится создавать новые фигуры путем преобразования уже созданных, не разрушая базовые постройки. Чем больше ребенок занимается с различными мелкими предметами, тем раньше и лучше он начинает разговаривать. Занятия конструированием развивают также логическое мышление и творческие способности, воспитывают терпеливость и усидчивость.
Дар № 7. «Цветные фигуры».
В состав модуля входят плоскостные геометрические фигуры: треугольник( 3 вида,круг, полукруг, ромб и квадрат. Фигуры окрашены в различные цвета.
К данному модулю мы применяем часть иллюстративного материала из дидактического игрового альбома «Давайте вместе поиграем….».Этот альбом предназначен для логических блоков Дьенеша. Игры и упражнения делятся на 2 блока :
1 блок «Для самых маленьких» (от 3- 5 лет) с игровыми заданиями :
«Цветок», «Гусеница», «Игрушка», «Слон» и так далее.
Цель игры: Развитие речевых способностей, и игровой деятельности.
Задачи:
- развитие диалогической формы речи;
- развитие навыка различения и называние цвета;
- развитие умения выкладывать изображение используя схему;
-тренировка мелкой моторики рук;
2 блок под названием «Давайте вместе поиграем» (для детей 5 – 9 лет) с игровыми заданиями : «Логический поезд», «Украсим елочку»
Игра «Логический поезд». Вариант № 1.
Цель игры: Развитие речевых способностей, и игровой деятельности.
Задачи:
1. Развитие навыков сортировки и упорядочивания геометрических фигур по цвету, по форме;
2. Развитие умения видоизменять свойства фигуры в соответствии с условием задачи;
3. Развитие зрительно – моторной координации;
4. Формирование умения составлять не большой рассказ творческого характера на предложенную тему.
Ребенку предлагается «загрузить» поезд. В произвольном порядке он «загружает» в желтые вагоны «грузы» .Затем, перед ним ставится задача: необходимо «загрузить» вагоны в синем поезде так, чтобы «грузы» в вагонах не повторялись: под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы и так далее. Предложить составить не большой рассказ о назначении своего поезда.
Затем предлагаются новые игры, где их свойства (форма, цвет) изображены на карточках. Так, цвет обозначается карточкой определенного цвета. Форма – контурами фигур (круглый, квадратный, треугольный).
Карточки рассматриваются с детьми, уточняются, какие свойства обозначены на них. Рассматриваются и сами фигуры, пользуясь карточками, дети дают описание каждой фигуры. На карточке изображен красный цвет, значит сюда можно положить красные фигуры.
Игра «Логический поезд». Вариант № 2. (с использованием карточек- символов).
Цель игры: Развитие речевых способностей и игровой деятельности.
Задачи:
1. Развитие способности декорировать (расшифровывать) информацию, изображенную на карточке, и выбирать фигуру по заданным свойствам;
2. Развитие умения видоизменять свойства фигуры в соответствии со схемой, изображенной на карточке;
3. Развитие зрительно – моторной координации;
4. Формирование умения составлять не большой рассказ творческого характера на предложенную тему.
Перед вами поезд. Загрузите вагоны согласно карточкам – символам с изображением такого свойства геометрических фигур как (форма) .Для этого необходимо «расшифровать» каждую карточку и взять «груз», соответствующий шифру, и «загрузить» по порядку все вагоны в желтый поезд. Затем, «загрузить» вагоны в синем поезде так, чтобы «грузы» в вагонах не повторялись: под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы и так далее. Предложить составить не большой рассказ о назначении своего поезда.
В подготовительной группе дети осваивают слова и знаки, обозначающие отсутствие свойства. Вводятся карточки, где обозначенное свойство будет перечеркнуто линией. В словаре детей появляются такие определения как: не красный, не круглый. В играх дети учатся по-разному рассказывать про цвет и форму фигур. Так, например, о красном квадрате можно сказать, что он не синий, по форме не круглый, не треугольный.
Игра «Логический поезд». Вариант № 3 (с использованием карточек- символов с отрицанием свойств (форма).
Цель игры: Развитие речевых способностей и игровой деятельности.
Задачи:
1. Развитие способности декорировать (расшифровывать) информацию, изображенную на карточке, и выбирать фигуру по заданным свойствам;
2. Развитие умения видоизменять свойства фигуры в соответствии со схемой, изображенной на карточке;
3. Развитие зрительно – моторной координации;
4. Формирование умения составлять не большой рассказ творческого характера на предложенную тему.
Перед вами поезд. Загрузите вагоны согласно карточкам – символам с отрицанием такого свойства геометрических фигур как (форма) .Для этого, необходимо «расшифровать» каждую карточку и взять «груз», соответствующий шифру, и «загрузить» по порядку все вагоны в желтый поезд. Затем, «загрузить» вагоны в синем поезде так, чтобы «грузы» в вагонах не повторялись: под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы и так далее. Предложить составить не большой рассказ о назначении своего поезда.
И, наконец, наиболее сложные задачи – это задачи на разбиение по двум свойствам (игры с 2 обручами).
Игра «Раздели фигуры».
Цель игры: Развитие социально – коммуникативных навыков в игровой деятельности.
Задачи:
1. Развитие связной диалогической речи в данном виде игровой деятельности;
2. Развитие способности декорировать (расшифровывать) информацию, изображенную на карточке и выбирать фигуру по заданным свойствам;
3. Развитие умения и навыков работы в команде.
Дети работают в парах, а так-же, можно предложить командную игру. Игроки делятся на 2 команды по…. человек. Каждой команде предлагается по одной карточке – символу с изображением свойства геометрических фигур (форма)и по одной карточке – символу с отрицанием свойства геометрических фигур (цвет). Так, у одной команды – все круглые и не фиолетовые фигуры, а у другой – все желтые и не ромбы. Дети рассматривают карточки, уточняют какие свойства на них изображены. В процессе общения команда расшифровывает карточки и находит нужные фигуры. Выигрывает та команда, которая правильно и быстро выполнит задание. В процессе игры возникает диалог, дети учатся строить сложные развернутые высказывания, что положительно влияет на общем развитии речи.
Дар № 8. «Палочки».
К нему применим учебно – методический комплекс игровых материалов к палочкам Кюизенера.
Используется иллюстративный материал из дидактического игрового альбома «На золотом крыльце….». Игры и упражнения делятся на 2 блока :
1 блок «Играют малыши» (для самых маленьких от 3- 5 лет) с игровыми заданиями :» Котенок», «Лягушка», «Мышка», «Олень» и так далее.
-способствуют развитию умения работать со схемой, накладывая палочки на изображение;
-происходит тренировка мелкой моторики рук;
- различение и называние цвета;
- развитие речевых способностей, и игровой деятельности.
2 блок под названием «Задания становятся сложнее» (для детей 5 – 9 лет) с игровыми заданиями : «Сказочный город», «Это вам, мальчишки», «Для вас, девочки».
Цель : Развитие речевых способностей и игровой деятельности.
Задачи:
1. Развивать умение визуально соотносить палочки по длине;
2. Развивать умение самостоятельно выкладывать изображение с опорой на схему;
3. Развивать зрительно – моторную координацию;
4. Совершенствовать диалогическую форму речи.
В состав 2 блока входят такие задания как: «Буквы», «Выкладываем слова».
Цель : Формирование предпосылок чтения и письма.
Задачи:
1. Знакомство с буквами;
2. Развивать умение визуально соотносить палочки по длине;
3. Развивать умение самостоятельно выкладывать изображение с опорой на схему;
4. Развивать зрительно – моторную координацию;
5. Закреплять понятия «гласный» и «согласный» звук.
6. Развивать навык самостоятельного составления слов.
7. Закреплять навык звуко – буквенного анализа слова.
8. Совершенствовать диалогическую форму речи.
Этот набор применим так же и в работе с детьми с расстройством аутистического спуктра. У детей с РАС часто наблюдается отсутствие речи, эхололия.
Детям с РАС бывает тяжело воспринимать вербальную инфор мацию. У большинства детей лучше развит зрительный анализатор, и зрительно представленная информация легче ими воспринимается. Поэтому использование зрительной поддержки очень эффективно при обучении. Поэтому в работе с такими детьми ставиться задача развитие умения выкладывать изображение, используя схему, но уже с подсказкой тьютора.
Дар № 9. «Кольца и полукольца».
К нему применим иллюстративный материал из дидактического игрового альбома «Давайте вместе поиграем….».
Игра «Украсим елку бусами.». Вариант № 1. (с использованием карточек- символов (цвет).
Цель игры: Развитие речевых способностей и игровой деятельности.
Задачи :
1. Развивать умение различать и называть основные цвета.
2. Развивать способность декорировать (расшифровывать) информацию, изображенную на карточке ;
3. Развивать умение выбирать фигуру по заданным свойствам;
4. Развивать зрительно – моторную координацию;
5. Формировать умение составлять не большой рассказ творческого характера на предложенную тему.
Ребенку предлагается украсить елку бусами. На елке 5 рядов бус. В каждом ряду 3 бусины. Необходимо «повесить» бусы используя карточки – символы с изображением такого свойств фигур как (цвет). Ребенок «расшифровывает» свою карточку и берет «колечко», соответствующее шифру, и «украшает» все ряды по порядку. .Затем ему предлагается составить не большой рассказ о праздновании Нового года.
Игра «Украсим елку бусами.». Вариант № 2. (с использованием карточек- символов с отрицанием свойств (цвет).
Цель игры: Развитие речевых способностей и игровой деятельности.
Задачи :
1. Развивать умение различать и называть основные цвета.
2. Развивать способность декорировать (расшифровывать) информацию, изображенную на карточке ;
3. Развивать умение выбирать фигуру по заданным свойствам;
4. Развивать зрительно – моторную координацию;
5. Формировать умение составлять не большой рассказ творческого характера на предложенную тему.
Ребенку предлагается украсить елку бусами. На елке 5 рядов бус. В каждом ряду 3 бусины. Необходимо «повесить» бусы используя карточки – символы с отрицанием свойств (цвет). Ребенок «расшифровывает» свою карточку и берет «колечко», соответствующее шифру, и «украшает» все ряды по порядку. .Затем ему предлагается составить не большой рассказ о праздновании Нового года.
Дары Фребеля и Игровой комплект «Пертра» (игровой набор 2 Классификация) с объемными геометрическими формы взаимно дополняют друг друга.
- способствуют развитию творческих способностей;
-развивают мелкую моторику рук;
- развивают речевые способности, и самостоятельную игровую деятельность
Дар № 10 «Фишки».
К нему применим:
- иллюстративный (дидактический) материал для развития мелкой моторики рук МАРБЛС.
- учебно – методический комплекс игровых материалов к логическим блокам Дьенеша. Используется иллюстративный материал из дидактического игрового альбома «Давайте вместе поиграем….» предназначенный для логических блоков Дьенеша.
Игра «Украсим елку бусами.». Вариант № 2 полностью дублирует 1 вариант игры, изменяя лишь фигуру (кольца заменяют фишки).
Дары №7,8, 9 и 10 взаимно дополняют друг друга, позволяют расширить диапазон игр, развивая творческие способности и игровую деятельность ребенка. Все действия ребенка должны соединяться со словом. Необходимо всегда побуждать ребенка к комментированию, проговариванию своих действий вслух.
Дар № 11 «Цветные тела».
Знакомит детей с геометрическими формами: куб, шар и цилиндр.
Детям предлагается игра «Засели домик» где свойства фигур (форма и цвет) изображены на карточках. Карточки рассматриваются с детьми, уточняются какие свойства обозначены на них. Рассматриваются и сами фигуры. В произвольном порядке раздаются карточки- символы с цветом и формой фигуры. Ребенок «расшифровывает» свою карточку и берет «фигуру», соответствующий шифру, и ставит ее в свой «домик».
Цель игры: Развитие речевых способностей и игровой деятельности.
Задачи:
1. Познакомить с геометрическими формами: куб, шар и цилиндр.
2. Развивать умение различать и называть основные цвета.
3. развивать способность декорировать (расшифровывать) информацию, изображенную на карточке.
4. развивать умение выбирать фигуру по заданным свойствам;
5. видоизменять свойства фигуры в соответствии со схемой, изображенной на карточке.
6. Развитие связной диалогической речи.
Все действия ребенка должны соединяться со словом. Наша задача в игровой деятельности завязать с ребенком диалог. Так как известно, то не всегда и не все дети идут на прямой контакт с посторонними людьми. Мы (логопеды) стараемся побуждать ребенка к комментированию, проговариванию своих действий вслух.
Цветные тела имеют отверстия внутри, предназначенные для нанизывания на шнурок.
Игра «Собери бусы». 1 вариант.
Детям предлагается собрать бусы в определенном порядке, используя карточки – символы (форма, цвет).
Цель игры: Развитие речевых способностей и игровой деятельности.
Задачи:
1. Развивать умение различать и называть основные цвета.
2. Развитие способности декорировать (расшифровывать) информацию, изображенную на карточке и выбирать фигуру по заданным свойствам;
3. Развитие зрительно – моторной координации;
4. Формирование умения составлять не большой рассказ творческого характера на предложенную тему.
В последующем дети осваивают слова и знаки обозначающие отсутствие свойств. Вводятся карточки, где обозначенное свойство будет перечеркнуто линией.
Игра «Собери бусы» 2 вариант.
Детям предлагается собрать бусы в определенном порядке, используя карточки- символы с отрицанием свойств (цвет, форма).
Цель игры: Развитие речевых способностей и игровой деятельности.
Задачи:
1. Развивать умение различать и называть основные цвета.
2. Развитие способности декорировать (расшифровывать) информацию, изображенную на карточке и выбирать фигуру по заданным свойствам;
3. Развитие зрительно – моторной координации;
4. Формирование умения составлять не большой рассказ творческого характера на предложенную тему.
И, наконец, наиболее сложные задачи – это задачи на разбиение по двум свойствам (игры с 2 обручами).
Игра «Садовники» Вариант № 2 полностью дублирует 1 вариант игры, изменяя лишь фигуры (плоскостной вариант геометрических фигур изменяется на объемный).
Дар № 12.» Мозаика. Шнуровка.»
Любые игры со шнуровками и мозаиками способствуют сенсорному развитию ребенка – он визуально знакомится с фигурами, учится определять их форму и величину на ощупь, на «глаз» оттачивает разные захваты пальцами (щепоть, пинцет, развивает координацию «глаз – рука». Подготавливает руку ребенка к рисованию и письму. Так же занятия способствуют развитию речи. Ребенок учится словесно обозначать местоположение предмета «слева», «справа», «сбоку», «между».
Дар № 13. «Башенки». Дар №14. «Арки и цифры».
Эти модули совместимы с дарами № 3-6, что позволяет создавать еще более сложные конструкции. Приучайте ребенка строить не разрушая. Большинство конструкций можно получить путем доработки предыдущей. Такие игры способствуют развитию логики и мышления, творческого воображения. Так же занятия способствуют развитию речи. Ребенок учится словесно обозначать местоположение предмета «слева», «справа», «сбоку», «между». Игры в команде сверстников развивают не только монологическую, но и диалогическую речь. Дети учатся строить сложные развернутые высказывания, что положительно сказывается на общем развитии речи. Способствуют овладению способами и нормами практического общения в различных жизненных ситуациях.