Анна Банникова
Характеристика коррекционно-развивающей программы по ознакомлению дошкольников с ЗПР с окружающим миром. (живая природа).
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование представлений об окружающем мире (живая природа) у детей среднего дошкольного возраста с ЗПР на современном этапе является одной из важнейших теоретических и практических проблем.
Большое внимание должно уделяться развитию у детей всех психических процессов, прежде всего, познавательной деятельности, формированию умения применять усвоенные знания и навыки в различных жизненных ситуациях. Одну из актуальных задач коррекционной педагогики и специальной психологии современные ученые видят в дальнейшем изучении резервов умственного развития и воспитания детей с ЗПР [61].
Публикация «Характеристика коррекционно-развивающей программы по ознакомлению дошкольников с ЗПР с окружающим миром, (живая природа),» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
Целью формирующего этапа экспериментальной работы должна явиться разработка содержания коррекционно-развивающей работы, выбор наиболее эффективных путей и средств формирования представлений об окружающем мире в условиях специального дошкольного учреждения.
При формировании представлений об окружающем мире у детей с ЗПР в процессе организации коррекционно-развивающей работы исходными позициями будут являться знания о генетическом ходе развития познавательной деятельности, о поэтапном формировании умственных действий, особенностях психического развития детей дошкольного возраста с ЗПР.
Во время проведения констатирующего этапа эксперимента были выявлены трудности, которые испытывают дошкольники с ЗПР 4 – 5 лет при решении поставленных задач, отмечены были особенности и недостатки сформированности представлений о живой природе. Был сделан вывод о том, что процесс целенаправленной коррекционно-развивающей работы по формированию представлений об окружающем мире должен осуществляться на занятиях с использованием дидактических игр.
В процессе формирования представлений о живой природе в программе используются следующие педагогические приемы: специально созданная практическая ситуация и фиксация практических действий в речи ребенка; прием припоминания; организация целенаправленных наблюдений за явлениями природы; беседа; сюжетно-ролевые, дидактические игры; составление рассказа по серии сюжетных картинок; отгадывание загадок и др. [59]
Данная программа базируется на следующих принципах:
• Принцип деятельностного подхода предполагает, прежде всего, опору
коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту, а также его целенаправленное формирование, так как только в деятельности происходит развитие и формирование ребенка. Дети 4-5 лет с ЗПР имеют интерес к предметно – операционной и игровой деятельности, поэтому игровое предъявление заданий повышает продуктивность их деятельности.
• Принцип индивидуально-дифференцированного подхода предполагает
изменения, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, целей работы, позиции и возможностей специалистов. Даже при использовании групповых форм работы коррекционно - развивающие воздействия должны быть направлены на каждого отдельного ребенка, учитывать его состояние в каждый данный момент, проводится в соответствии с его индивидуальным темпом развития. Реализация этого принципа при работе с детьми с ЗПР 4-5 лет осуществляется за счет дозирования индивидуальной образовательной нагрузки, как по интенсивности, так и по сложности материала и оказания индивидуальной помощи в виде стимуляции к действию, дополнительного пояснения, зрительных опор, речевого регулирования, подведения итога выполнения задания и его оценки.
• Принцип коммуникативной направленности обучения и воспитания означает необходимость специального внимания к развитию речи как основного средства коммуникации, а также целенаправленного формирования навыков общения со взрослыми и со сверстниками.
Программа предназначена для детей 4 – 5 лет с ЗПР, направлена на обогащение детей яркими разносторонними представлениями о жизни природы, активизацию словарного запаса, формирование связной речи, дальнейшее накопление представлений и знаний о предметах и явлениях живой природы.
Новизна данной программы заключается в использовании информационно компьютерных технологий (видеоролики, презентационные слайды) и расширении категории детей, на которых она реализуется. В данной рабочей программе заложены возможности формирования у воспитанников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности.
Цель данной программы – уточнение, расширение и систематизация знаний и представлений детей о живой природе.
Основные задачи программы :
1. Формирование представления о многообразии животного и растительного мира, развитие интереса к его познанию.
2. Воспитание бережного отношения ко всему живому.
3. Подготовка детей к обучению в школе.
В процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей природы дошкольники овладевают следующими умениями и навыками:
• проводить наблюдения за изучаемыми объектами с помощью взрослых;
• проводить сравнение двух предметов по цвету, форме, размеру, по назначению;
• распределять предметы (их изображения) на группы на основании родового признака;
• называть группы однородных предметов (их изображений) точными обобщающими словами;
• устанавливать простейшие причинно – следственные связи наблюдаемых природных явлений с помощью педагога.
К концу подготовки дошкольники должны знать :
• группы растений и животных; деревья и кустарники; насекомые, рыбы, птицы, звери;
• названия 5-6 растений и 4-5 животных;
• правила поведения в природе.
При коррекционной работе с детьми 4 – 5 лет с задержкой психического развития следует ориентироваться на следующие направления:
1. Развитие познавательной активности, обеспечение устойчивой положительной мотивации в различных видах деятельности. Формирование знаний, умений и навыков с учетом возрастных и индивидуально-типологических возможностей.
3. Целенаправленное формирование высших психических функций:
4. Формирование ведущих видов деятельности, их мотивационных, ориентировочно-операционных и регуляционных компонентов.
Ожидаемые результаты внедрения данной программы.
• Активизация познавательной активности, проявляющейся в соответствующих интересах и мотивации.
• Восполнение пробелов предшествующего развития, ослабление степени отставания детей по основным линиям развития.
• Овладение знаниями, умениями и навыками в объеме данной образовательной программы.
• Формирование предпосылок для овладения учебной деятельностью.
Всю коррекционную программу, направленную на формирование представлений об окружающем мире по разделу «Живая природа, можно условно разделить на 2 этапа: подготовительный и основной.
Подготовительный этап:
Цель: обобщить имеющиеся знания о живой природе у детей среднего дошкольного возраста с ЗПР, создать атмосферу доверия ребенка к воспитателю, возникновение у ребенка желания поделиться тем, что для него интересно, чем он гордится, или что его может огорчать, не удовлетворять и т. д.
На данном этапе важно сформировать у детей умение воспринимать изображенную на картинке ситуацию как целостную, умение воспроизводить в знакомых ситуациях мысленное оперирование образами-представлениями, опираясь на свой реальный практический опыт. Важно научить детей устанавливать связь между предметами, изображенными на картинке, определять необходимость использования отсутствующего предмета, с помощью которого можно преобразовать ситуацию соответственно условиям задачи. Сначала детям необходимо определить внутренние взаимоотношения между предметами, осмыслить внутреннюю логику действий, а затем найти недостающее звено.
На подготовительном этапе следует использовать настольно-печатные игры как на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, так и в повседневной жизни. Это игры типа лото, домино, разрезных картинок («Ботаническое лото», «Ягоды и фрукты», «Грибы» и пр.). Данные игры дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях природы. Большое влияние они оказывают на развитие логического мышления дошкольников, развивают способность быстро, мобильно использовать имеющиеся знания в новой ситуации. Настольно-печатные игры целесообразно использовать в работе с небольшой подгруппой детей. Эффективны они и при организации индивидуальной коррекционной работы. Примеры игр приедены ниже:
«Покажи отгадку»
Цель: познакомить детей с особенностями передвижения животных по земле (т. е. имитация движений животных). Например, при чтении загадки о кошке (Мордочка усатая, шубка полосатая, часто умывается, а с водой не знается) дети выполняют движения кошки: Наклон вперед, ладонями упереться в пол, ходьба на четырех конечностях. Затем, опускаясь на колени и на локти, выгибать и разгибать.
«Кто больше назовет волшебных слов».
Детям предлагается как можно больше назвать животных.
Игровое упражнение «Как звери в лесу живут».
Цель: научить детей определять и понимать приспособленческие признаки животных к природе в разное время года. Дети рассматривают иллюстрации с животными и отвечают на вопросы педагога (Кого видели на картинке? Кто что делает? И т. д.).
Игровое упражнение «Обведи и назови животное», «Обведи фри назови фрукты».
Проведение с детьми различных игр и игровых упражнений обеспечивает интерес детей к предлагаемому материалу и способствует лучшему усвоению детьми представлений о многообразии животного мира.
«Времена года»
Цель: закреплять элементарные знания детей о характерных признаках сезонов года.
Материал: большой круг с вращающейся стрелкой, разделенный на четыре сектора (каждый сектор имеет свой цвет, имитирующий определенный сезон календарного года — белый (зима, зеленый (весна, красный (лето) и желтый (осень, картинки с изображением сезонных изменений в неживой природе.
Игровая задача: после произвольной остановки стрелки подобрать картинки, соответствующие указанному стрелкой времени года.
В средней группе дидактические игры используются в целях уточнения, закрепления, элементарной систематизации полученных детьми знаний о мире природы, а также в целях развития познавательной активности и мыслительных процессов и операций дошкольников :
«Живое — неживое»
Цель: формировать у детей умение ориентироваться в понятии «живое», закреплять знания о признаках живых организмов.
Материал: картинки с изображением объектов живой (растения и животные) и неживой природы.
Игровая задача: отобрать те карточки, на которых изображены живые объекты, и объяснить свой выбор.
Основной этап.
Цель: формировать представления о живой природе у детей среднего дошкольного возраста с ЗПР.