МААМ-картинки

Характеристика коррекционно-развивающей программы по ознакомлению дошкольников с ЗПР с окружающим миром. (живая природа).

Анна Банникова
Характеристика коррекционно-развивающей программы по ознакомлению дошкольников с ЗПР с окружающим миром. (живая природа).
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование представлений об окружающем мире (живая природа) у детей среднего дошкольного возраста с ЗПР на современном этапе является одной из важнейших теоретических и практических проблем.

Большое внимание должно уделяться развитию у детей всех психических процессов, прежде всего, познавательной деятельности, формированию умения применять усвоенные знания и навыки в различных жизненных ситуациях. Одну из актуальных задач коррекционной педагогики и специальной психологии современные ученые видят в дальнейшем изучении резервов умственного развития и воспитания детей с ЗПР [61].

Публикация «Характеристика коррекционно-развивающей программы по ознакомлению дошкольников с ЗПР с окружающим миром, (живая природа),» размещена в разделах

Целью формирующего этапа экспериментальной работы должна явиться разработка содержания коррекционно-развивающей работы, выбор наиболее эффективных путей и средств формирования представлений об окружающем мире в условиях специального дошкольного учреждения.

При формировании представлений об окружающем мире у детей с ЗПР в процессе организации коррекционно-развивающей работы исходными позициями будут являться знания о генетическом ходе развития познавательной деятельности, о поэтапном формировании умственных действий, особенностях психического развития детей дошкольного возраста с ЗПР.

Во время проведения констатирующего этапа эксперимента были выявлены трудности, которые испытывают дошкольники с ЗПР 4 – 5 лет при решении поставленных задач, отмечены были особенности и недостатки сформированности представлений о живой природе. Был сделан вывод о том, что процесс целенаправленной коррекционно-развивающей работы по формированию представлений об окружающем мире должен осуществляться на занятиях с использованием дидактических игр.

В процессе формирования представлений о живой природе в программе используются следующие педагогические приемы: специально созданная практическая ситуация и фиксация практических действий в речи ребенка; прием припоминания; организация целенаправленных наблюдений за явлениями природы; беседа; сюжетно-ролевые, дидактические игры; составление рассказа по серии сюжетных картинок; отгадывание загадок и др. [59]

Данная программа базируется на следующих принципах:

• Принцип деятельностного подхода предполагает, прежде всего, опору

коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту, а также его целенаправленное формирование, так как только в деятельности происходит развитие и формирование ребенка. Дети 4-5 лет с ЗПР имеют интерес к предметно – операционной и игровой деятельности, поэтому игровое предъявление заданий повышает продуктивность их деятельности.

• Принцип индивидуально-дифференцированного подхода предполагает

изменения, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, целей работы, позиции и возможностей специалистов. Даже при использовании групповых форм работы коррекционно - развивающие воздействия должны быть направлены на каждого отдельного ребенка, учитывать его состояние в каждый данный момент, проводится в соответствии с его индивидуальным темпом развития. Реализация этого принципа при работе с детьми с ЗПР 4-5 лет осуществляется за счет дозирования индивидуальной образовательной нагрузки, как по интенсивности, так и по сложности материала и оказания индивидуальной помощи в виде стимуляции к действию, дополнительного пояснения, зрительных опор, речевого регулирования, подведения итога выполнения задания и его оценки.

• Принцип коммуникативной направленности обучения и воспитания означает необходимость специального внимания к развитию речи как основного средства коммуникации, а также целенаправленного формирования навыков общения со взрослыми и со сверстниками.

Программа предназначена для детей 4 – 5 лет с ЗПР, направлена на обогащение детей яркими разносторонними представлениями о жизни природы, активизацию словарного запаса, формирование связной речи, дальнейшее накопление представлений и знаний о предметах и явлениях живой природы.

Новизна данной программы заключается в использовании информационно компьютерных технологий (видеоролики, презентационные слайды) и расширении категории детей, на которых она реализуется. В данной рабочей программе заложены возможности формирования у воспитанников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности.

Цель данной программы – уточнение, расширение и систематизация знаний и представлений детей о живой природе.

Основные задачи программы :

1. Формирование представления о многообразии животного и растительного мира, развитие интереса к его познанию.

2. Воспитание бережного отношения ко всему живому.

3. Подготовка детей к обучению в школе.

В процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей природы дошкольники овладевают следующими умениями и навыками:

• проводить наблюдения за изучаемыми объектами с помощью взрослых;

• проводить сравнение двух предметов по цвету, форме, размеру, по назначению;

• распределять предметы (их изображения) на группы на основании родового признака;

• называть группы однородных предметов (их изображений) точными обобщающими словами;

• устанавливать простейшие причинно – следственные связи наблюдаемых природных явлений с помощью педагога.

К концу подготовки дошкольники должны знать :

• группы растений и животных; деревья и кустарники; насекомые, рыбы, птицы, звери;

• названия 5-6 растений и 4-5 животных;

• правила поведения в природе.

При коррекционной работе с детьми 4 – 5 лет с задержкой психического развития следует ориентироваться на следующие направления:

1. Развитие познавательной активности, обеспечение устойчивой положительной мотивации в различных видах деятельности. Формирование знаний, умений и навыков с учетом возрастных и индивидуально-типологических возможностей.

3. Целенаправленное формирование высших психических функций:

4. Формирование ведущих видов деятельности, их мотивационных, ориентировочно-операционных и регуляционных компонентов.

Ожидаемые результаты внедрения данной программы.

• Активизация познавательной активности, проявляющейся в соответствующих интересах и мотивации.

• Восполнение пробелов предшествующего развития, ослабление степени отставания детей по основным линиям развития.

• Овладение знаниями, умениями и навыками в объеме данной образовательной программы.

Формирование предпосылок для овладения учебной деятельностью.

Всю коррекционную программу, направленную на формирование представлений об окружающем мире по разделу «Живая природа, можно условно разделить на 2 этапа: подготовительный и основной.

Подготовительный этап:

Цель: обобщить имеющиеся знания о живой природе у детей среднего дошкольного возраста с ЗПР, создать атмосферу доверия ребенка к воспитателю, возникновение у ребенка желания поделиться тем, что для него интересно, чем он гордится, или что его может огорчать, не удовлетворять и т. д.

На данном этапе важно сформировать у детей умение воспринимать изображенную на картинке ситуацию как целостную, умение воспроизводить в знакомых ситуациях мысленное оперирование образами-представлениями, опираясь на свой реальный практический опыт. Важно научить детей устанавливать связь между предметами, изображенными на картинке, определять необходимость использования отсутствующего предмета, с помощью которого можно преобразовать ситуацию соответственно условиям задачи. Сначала детям необходимо определить внутренние взаимоотношения между предметами, осмыслить внутреннюю логику действий, а затем найти недостающее звено.

На подготовительном этапе следует использовать настольно-печатные игры как на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, так и в повседневной жизни. Это игры типа лото, домино, разрезных картинок («Ботаническое лото», «Ягоды и фрукты», «Грибы» и пр.). Данные игры дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях природы. Большое влияние они оказывают на развитие логического мышления дошкольников, развивают способность быстро, мобильно использовать имеющиеся знания в новой ситуации. Настольно-печатные игры целесообразно использовать в работе с небольшой подгруппой детей. Эффективны они и при организации индивидуальной коррекционной работы. Примеры игр приедены ниже:

«Покажи отгадку»

Цель: познакомить детей с особенностями передвижения животных по земле (т. е. имитация движений животных). Например, при чтении загадки о кошке (Мордочка усатая, шубка полосатая, часто умывается, а с водой не знается) дети выполняют движения кошки: Наклон вперед, ладонями упереться в пол, ходьба на четырех конечностях. Затем, опускаясь на колени и на локти, выгибать и разгибать.

«Кто больше назовет волшебных слов».

Детям предлагается как можно больше назвать животных.

Игровое упражнение «Как звери в лесу живут».

Цель: научить детей определять и понимать приспособленческие признаки животных к природе в разное время года. Дети рассматривают иллюстрации с животными и отвечают на вопросы педагога (Кого видели на картинке? Кто что делает? И т. д.).

Игровое упражнение «Обведи и назови животное», «Обведи фри назови фрукты».

Проведение с детьми различных игр и игровых упражнений обеспечивает интерес детей к предлагаемому материалу и способствует лучшему усвоению детьми представлений о многообразии животного мира.

«Времена года»

Цель: закреплять элементарные знания детей о характерных признаках сезонов года.

Материал: большой круг с вращающейся стрелкой, разделенный на четыре сектора (каждый сектор имеет свой цвет, имитирующий определенный сезон календарного года — белый (зима, зеленый (весна, красный (лето) и желтый (осень, картинки с изображением сезонных изменений в неживой природе.

Игровая задача: после произвольной остановки стрелки подобрать картинки, соответствующие указанному стрелкой времени года.

В средней группе дидактические игры используются в целях уточнения, закрепления, элементарной систематизации полученных детьми знаний о мире природы, а также в целях развития познавательной активности и мыслительных процессов и операций дошкольников :

«Живое — неживое»

Цель: формировать у детей умение ориентироваться в понятии «живое», закреплять знания о признаках живых организмов.

Материал: картинки с изображением объектов живой (растения и животные) и неживой природы.

Игровая задача: отобрать те карточки, на которых изображены живые объекты, и объяснить свой выбор.

Основной этап.

Цель: формировать представления о живой природе у детей среднего дошкольного возраста с ЗПР.

Публикации по теме:

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе «Природа зимой» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» с. Тербуны Тербунского муниципального.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Знакомство с животным миром морей, рек» Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в средней группе «Знакомство с животным миром морей, рек» Цель: Формирование представлений о подводном.

Конспект по первичному ознакомлению с предметом «Живая природа. Помидор» Конспект по первичному ознакомлению с предметом/ Раздел: Живая природа Тема: Помидор Цели: 1. Познакомить детей с помидором, закрепить в.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим с использованием элементов ТРИЗ «Наш дом — природа» в старшей группе Конспект занятия по ознакомлению с окружающим с использованием элементов Т Р И З «Наш дом-природа» в старшей логопедической группе. Программное.

НОД по ознакомлению с окружающим во 2 младшей группе. «Природа вокруг нас. Свойства снега» Цель: Закреплять у детей конкретные представления о сезонных явлениях в природе. Обобщать знания детей о свойствах снега (холодный, белый,.

НОД по познавательному развитию «Живая и неживая природа» ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА НОД по освоению образовательной области "Познавательное развитие» Тема: "Живая не живая природа". Возрастная группа:.

Проект коррекционно-развивающей программы «Сотворим чудо» для ребенка 3–4 лет с синдромом Дауна .

Рабочая программа по освоению детьми 4–5 лет адаптированной образовательной программы коррекционно-развивающей работы I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период.

Экспериментальная деятельность «Природа живая и неживая» Экспериментальная деятельность. Природа живая и неживая. Цель. Знакомить с типами почвы, её составом и некоторыми свойствами; закреплять.

Живая и неживая природаЖивая и неживая природа Цель. Учить различать живую и неживую природу. Видеть её существенные отличия. Развивать связанную речь, внимание, память, воображение,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Характеристика коррекционно-развивающей программы по ознакомлению дошкольников с ЗПР с окружающим миром. (живая природа).
Опубликовано: 16 октября 2016 в 19:48
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Характеристика коррекционно-развивающей программы по ознакомлению дошкольников с ЗПР с окружающим миром. (живая природа).» (включая файлы) размещена пользователем Анна Банникова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД