Наталья Комиссарова
Методические рекомендации «Оснащение центра речевого развития в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Для полноценного речевого развития детей одним из условий является обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.
Содержательная наполненность общения детей с взрослыми и сверстниками осуществляется путем оформления и дальнейшего пополнения речевого центра, посредством которого, педагоги создают условия для развития детей, стимуляции их речевой деятельности и речевого общения.
Темочки:
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Для наиболее полного стимулирования речевой активности детей, необходима организация двух речевых центров : литературный центр и центр речевого развития.
Критерии оснащения при подборе дидактического материала:
1. наполняемость уголка:
- Игровой и дидактический материал в речевом уголке подбирается в строгом соответствии с программой дошкольного образования.
- В соответствии с возрастом детей, физиологическими и психолого-педагогическими особенностями формирования речи.
2. доступность:
Игра создает условия для неформального общения ребенка со сверстниками и взрослым, предоставляет ему полную свободу действий. Опора на игру, как на ведущий вид деятельности дошкольников, обеспечивает педагогам значительный положительный эффект в формировании речи детей. Поэтому игровой материал должен быть доступным для детей. Это положительно влияет на развитие речи и интеллектуальное развитие ребенка в целом.
3. системность:
Системное комплектование игрового и дидактического материала в речевом уголке возможно не только по лексическим темам, но и по расположению самого материала, которое регулируется педагогом в соответствии с разделами и задачами образовательной программы. Для облегчения привыкания детей к систематизации материалов, применяются цветные маркеры на конвертах и накопителях с играми. Конверты с игровым материалом должны быть прозрачными и легко открываться, обеспечивая легкий доступ детей к материалам.
4. эстетика оформления:
Большое внимание необходимо уделять эстетической и комфортной обстановке развивающей среды, так как красота формирует ребенка Красочное и привлекательное оформление среды, повышает познавательную активность детей и вызывает у них стремление к самостоятельной деятельности. В то же время необходимо научить детей поддерживать порядок в центре и воспитывать бережное отношение к игрушкам.
5. ведущая игрушка («хозяйка» речевого центра) :
Особое место в предметном мире ребенка занимает игрушка, являющаяся другом, партнером в мире игр, собеседником. Куклотерапия позволяет решать такие важные коррекционные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительности, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции. Такая игрушка должна быть многофункциональна. Это обязательно одушевленный персонаж. Его способность двигаться (с помощью взрослого или ребенка, задавать вопросы или отвечать на них, загадывать загадки, придумывать интересные истории, приглашать в гости друзей, преподносить неожиданные сюрпризы вызывает у детей живой интерес, побуждает к речевой активности. У игрушки может быть яркий подвижный язычок, с помощью которого легко объяснить детям упражнения артикуляционной гимнастики. Ее одежда может содержать различные элементы для развития мелкой моторики рук (кнопки, крючки, пуговицы, шнурки, липучки, пряжки, молнии, зажимы и т. д.).
6. разнообразие материала:
Необходимо разнообразить деятельность детей в речевом уголке. Дидактическое оснащение должно удовлетворять потребности актуального, ближайшего развития ребенка и его саморазвития. В то же время не следует перегружать уголок оборудованием, так как это затрудняет выбор. Чем сложнее и разнообразнее деятельность, тем нужнее речь, тем больше потребность в общении.
Развивающий и дидактический материал должен отражать все направления работы по развитию речи
Наполнение речевого центра должно отражать все направления работы по развитию речи :
-развитие словаря ребёнка;
-работа над грамматическим строем речи (обучение различным способам словообразования, формирование грамматически правильной речи)
-развитие связной речи (составление описательных и творческих рассказов, пересказы, описание картин и предметов, работа с загадками, пословицами и поговорками, стихами);
-воспитание звуковой культуры речи (совершенствование речевого дыхания, развитие слухового внимания и фонематического слуха, закрепление в речи чистого звукопроизношения, работа над просодическими компонентами речи);
-подготовка к обучению грамоте (знакомство со звукобуквенным анализом и синтезом, деление слов на слоги, анализ и синтез предложения);
-развитие мелкой моторики и графомоторной функции;
-знакомство с художественной литературой.