Зоя Андреевна Храброва
Методические рекомендации к подвижной игре «Веселый зоосад» по профилактике плоскостопия у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации к подвижной игре по профилактике плоскостопия у детей дошкольного возраста
Актуальность.
Проблема профилактики и коррекция отклонений в состоянии здоровья детей дошкольного возраста приобрела особую актуальность. Это связано с наличием большого числа дошкольников с различными отклонениями в состоянии здоровья. В связи с этим возрастает значение организации работы профилактической и коррекционной направленности непосредственно в условиях дошкольного образовательного учреждения, где ребенок находится практически ежедневно и где, следовательно, имеется возможность обеспечить своевременность и регулярность воздействий. Наблюдается явно недостаточная осведомленность родителей в коррекционно-профилактических вопросах развития, воспитания и обучения детей.
Публикация «Методические рекомендации к подвижной игре „Веселый зоосад“ по профилактике плоскостопия у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Плоскостопие. Консультации для родителей
- Подвижные игры для детей
- Подвижные игры. Консультации для родителей
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
В процессе организации работы профилактической и коррекционной направленности в условиях ДОУ особое внимание необходимо уделять профилактике и коррекции нарушений со стороны опорно-двигательного аппарата (дефектов осанки, плоскостопия, поскольку среди функциональных отклонений они имеют наибольший удельный вес.
В дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного развития, ее формирование еще не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных функциональных отклонений. Организм в этом возрасте очень пластичен, а значит можно сравнительно легко предотвратить развитие плоскостопия или исправить его путем укрепления мышц и связок стопы.
Стопа является опорой, фундаментом тела, поэтому естественно, что нарушение этого фундамента обязательно отражается на формировании подрастающего организма. Изменение формы стопы не только вызывает снижение ее функциональных возможностей, но и, что особенно важно, изменяет положение таза, позвоночника. Это плохо влияет на функции позвоночника и на осанку и общее состояние ребенка. Недостаточное развитие мышц и связок стоп неблагоприятно сказывается на развитии многих движений у детей, приводит к снижению двигательной активности и может стать серьезным препятствием к занятиям многими видами спорта. Таким образом, укрепление опорно-двигательного аппарата, и в частности стопы, имеет большое значение.
Установлено, что двигательная активность детей дошкольного возраста находится в прямой зависимости от формы стопы. Раннее распознавание плоскостопия и своевременное его лечение путем общедоступных гимнастических упражнений помогут избавить детей от этого недостатка или, во всяком случае, уменьшить его. Поэтому особое значение имеет организация профилактики плоскостопия в раннем возрасте. Дошкольный возраст – уникальный период жизни ребёнка. Его своеобразие заключается в особой чувствительности к усвоению окружающей действительности; в активности дошкольника - последовательной, предметно – манипуляторной, познавательной.
Для предупреждения плоскостопия необходимо укрепить мышцы, поддерживающие свод стопы, что достигается применением общеразвивающих и специальных гимнастических упражнений, которые являются наиболее активным терапевтическим средством, не только компенсирующим дефекты стопы, но и исправляющим ее конфигурацию и резко повышающим функциональные возможности.
Успешная профилактика и коррекция плоскостопия возможны на основе комплексного использования всех средств физического воспитания: гигиенических, природно-оздоровительных факторов и физических упражнений.
Работа по профилактике и коррекции плоскостопия у детей в условиях ДОУ должна осуществляться систематически. Она включает ежегодную диагностику состояния сводов стопы у детей, создание полноценной развивающей физкультурно-оздоровительной среды, обеспечение рекомендуемого двигательного режима, соблюдение гигиенических условий, а также правильную организацию физического воспитания и валеологического образования.
Ежегодная диагностика состояния сводов стопы у детей дошкольного возраста должна осуществляться медицинским персоналом ДОУ с использованием объективных методов исследования.
Профилактические упражнения, укрепляющие свод стопы, должны включаться в занятия утренней гимнастики, использоваться на физкультурных занятиях, на прогулках в подвижных играх. Также важен индивидуальный подход в коррекции недостатков физического развития у детей дошкольного возраста. Главное назначение корригирующих упражнений — активное тронирование стопы (положение стопы на наружном крае, укрепление всего связочно — мышечного аппарата стопы и голени на фоне общего развития и укрепления организма ребенка.
Я работаю с детьми старшего дошкольного возраста. В начале сентября было проведено обследование детей специалистами и выявлено - нарушение осанки 3 человека, и плоскостопие 10 человек из группы. Для профилактики этих заболеваний мной был составлен план индивидуальной работы. Главной целью этого плана не давать возможности прогрессирования заболевания дальше. Для осуществления этой работы в моей группе функционирует уголок здоровья, в который входит не только комплект наглядных пособий по валеологии, но и физкультурный инвентарь (обручи, мячи, скакалки, массажные коврики, массажеры, гимнастические коврики, гимнастические палки). Из опыта работы мной выявлены самые эффективные формы работы.
Такие как:
1. Специальный комплекс фитнес гимнастики - это и Утята, занятие с гимнастической палкой, веселые матрешки, танец каблучков, красные сапожки резвые ножки, гармошка, елочка, присядка, шаг с приседанием.
2. Следующая форма работы - работа с массажными ковриками (ракушки, шипы). Это и ходьба на пятках, ходьба на носках, на внутренней стороне стопы, на внешней стороне стопы, ползание на четвереньках, выполнение упражнений в горизонтальном положении тела).
3. Тропа здоровья - беру четыре лоточка размером 30х30 наполнитель может быть разным - это и песок, керамзит, дренаж, соль, опилки, я беру соль, дренаж, опилки и воду. Воду я ставлю в конце тропы здоровья, дети должны ее пройти раза 3-4 раза. После воды ложу мягкий коврик, после чего ребенок обувается. Особенно хорошо проводить тропу здоровья летом.
4. Массажеры ( ребенок выполняет различные движения с массажером: для стоп - катание мяча от носка к пяточке, от пяточке к носку, прокатывание ногами; для профилактики осанки проводится массаж спины мячиком массажером).
Одним из мероприятий по профилактике этих важнейших заболеваний является работа с родителями. Есть памятки, рекомендации, прошло анкетирование, было открытое занятие, в которое включена физкультминутка, запланировано проведение спортивных досугов. С родителями запланирован всеобуч, где 1 раз в 3 месяца будет проходить наглядно обучающий массаж для профилактики плоскостопия и нарушение осанки.
Вот таким образом я провожу работу по профилактике плоскостопия и нарушению осанки в своей группе, потому что считаю это очень важной задачей, цель которой обучить детей с раннего возраста беречь свое здоровье, так как дети наше будущее. И они должны быть здоровыми.
Подвижные игры являются наиболее эффективным методом воздействия на ребенка при его активной помощи. В играх привычное становится необычным, новое и сложное-хорошо освоенным. Однако игры не только развлекают ребенка, придают занятиям более живой и веселый характер, но и способствуют оздоровлению организма, укрепляя опорно-двигательный аппарат. Кроме того, игра требует от ребенка проявления таких качеств, как инициативность, общительность, способность координировать свои действия с действиями сверстников, закладывая таким образом основы социальных отношений.
Особое место подвижные игры и игровые упражнения занимают в работе по профилактике и укреплению опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста.
В задачи проведения игровых упражнений и подвижных игр для профилактики плоскостопия наряду с общим оздоровлением организма ребенка входят укрепление связочно-мышечного аппарата голени и стопы, воспитание навыков правильной ходьбы (не разводя носков).
Рекомендуются игры с ходьбой на наружных краях стоп и на носках, со сгибанием пальцев ног, захватывание пальцами ног различных предметов, приседание в положении носки внутрь (пятки разведены). Для более эффективной тренировки мышц и связок стоп игровые задания следует выполнять без обуви.
Важно, чтобы профилактическая гимнастика от плоскостопия проводилась в игровой форме, нельзя заставлять детей делать комплекс упражнений насильно, а лучше всего делать его вместе с ними. Для того чтобы занятия были интересны для детей, можно использовать персонажей из сказок, игрушки. Для создания положительного эмоционального фона упражнения выполняются под музыку. В связи с этим мною была разработана подвижная игра «Веселый зоопарк».
Подвижная игра с использованием нетрадиционного оборудования, сделанного своими руками, «Веселый зоосад» по профилактике плоскостопия у детей дошкольного возраста
Цель: закреплять навыки правильной постановки стоп и напряжения мышц стопы и пальцев в различных исходных положениях.
Задачи:
1. укрепление мышц пальцев стопы и голеностопного сустава;
2. укрепление мышц туловища, связочно-мышечного аппарата стоп;
3. способствовать профилактике плоскостопия;
4. укреплять физическое и психическое здоровье детей.
Оборудование: кубик, обруч с присоединенными к нему шнурами и игрушками (6 штук, гимнастические коврики.
Форма проведения: игра.
Участники: воспитатели; дети дошкольного возраста.
Содержание игры:
Вариант 1. Дети сидят на ковриках, ноги согнуты, стопы на полу, стопы параллельны, пятки прижаты к полу, руки в упоре сзади. Одновременно нужно контролировать правильность осанки. У игроков, между стопами зажата игрушка. Считалкой выбирается первый игрок, который бросает кубик. Первый забрасывает игрушку, чья картинка выпала на кубике. Далее дети кидают кубик по очереди.
Методические указания. Игра повторяется два раза. Определяются победители, забросившие игрушку с первого раза, в каждой попытке и абсолютный победитель по двум попыткам. Для детей младшего дошкольного возраста возможно использование игры с более коротким шнуром и заданием положи игрушку в обруч.
Вариант 2. Дети одновременно поднимают игрушку ногами по сигналу воспитателя. Нужно как можно ровнее поднять обруч.
Игра предназначена для детей дошкольного возраста с ОВЗ (плоскостопием). Игра может использоваться по подгруппам (6 человек). Может использоваться как на занятиях, так и в повседневной жизни. Также, дети после знакомства с игрой могут играть самостоятельно.
Список литературы:
1. Васильева А. Плоскостопие. Самые эффективные методы лечения / Александра Васильева. - М. : ИК "Крылов", 2011. - 160 c.
2. Кириллова Ю. А. О здоровье всерьез. Профилактика нарушения осанки и плоскостопия у дошкольников / Ю. А. Кириллова. - М. : Детство-Пресс, 2010. - 403 c.
3. Краснова И. Плоскостопие : мишка косолапый/ Краснова И. // Няня. - 2016. - №10.
4. Красикова И. С. Плоскостопие. Профилактика и лечение / И. С. Красикова. - М. : Корона-Век, 2014. - 128 c.
5. Красикова И. С. Массаж и гимнастика для профилактики и лечения нарушений осанки, сколиоза и плоскостопия / Ирина Красикова. - М. : Центрполиграф, 2012. - 320 c.
6. Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста. М., 2006
7. Реабилитация детей с патологией опорно-двигательного аппарата в условиях дошкольного образовательного учреждения / Сост. О. И. Черемисина, Н. А. Склянова, Н. А. Лейтан, И. Н. Гребенникова. Новосибирск, ГЦОЗ «Магистр», 2010.