Булькова Наталья
Методические рекомендации из опыта работы по теме «Правовое воспитание в дошкольном учреждении»
▼ Скачать + Заказать документы
Уже в дошкольном учреждении воспитатель объясняет детям их права, обязанности: что можно делать, а что нельзя. 20 ноября празднуется Всемирный день прав детей, что является прекрасной возможностью рассказать детям о своих правах, представленных в Конвенции «О правах ребенка». Воспитатель рассматривает с детьми такие основные понятия, как «конвенция», «закон», «ООН», «права детей во всем мире». На протяжении дошкольного возраста важно способствовать формированию активной жизненной позиции каждого ребенка. В игровой форме, на примере различных ситуаций, необходимо побудить детей к защите своих прав, научить проявлять уважение к правам других людей, а также сформировать отрицательное отношение к противоправным поступкам.
Публикация «Методические рекомендации из опыта работы по теме „Правовое воспитание в дошкольном учреждении“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для родителей
- Опыт работы, практика
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Права ребенка. Консультации для родителей
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Темочки
Дети – это самые главные, но самые маленькие жители нашей планеты. Чтобы защитить их права, интересы, государства всей Земли объединились в Организацию Объединенных Наций, ООН, и составили важный документ – Конвенцию «О правах ребенка». А произошло это именно в этот день, но много лет назад, 20 ноября 1989 года. К основным правам, которые должны изучить дети, являются следующие:
1. Право на жизнь
2. Право на имя при рождении
3. Право на медицинскую помощь
4. Право на образование
5. Право на отдых и досуг
6. Право говорить на родном языке, исповедовать свою религию, соблюдать обряды
своей культуры
7. Право свободно выражать свое мнение
8. Право на жилье и неприкосновенность жилища
9. Право на защиту государства от всех форм насилия
10. Право на семью, на любовь и заботу родителей
ПРЕДСТАВИМ НЕКОТОРЫЕ ИЗ НИХ В ИГРОВОЙ ФОРМЕ:
1. Просмотр мультфильма по теме «Право на жизнь»
В наше время о сохранении жизни ребёнка заботится государство, родители,
педагоги, врачи, полиция, различные госучреждения, которые следят за тем, чтобы не
нарушались права ребенка. Никто и никогда не имеет права лишить ребёнка жизни. Право
на жизнь записано в международной Конвенции о защите прав ребёнка и законах России,
и все обязаны соблюдать это право.
Детям предлагается просмотр таких мультфильмов, как «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Красная Шапочка». После просмотра одного из мультфильмов воспитатель мотивирует детей открыто и эмоционально высказывать свое мнение о том, что отрицательный герой не имел права лишать жизни других.
2. Ситуативная игра «Право на имя при рождении»
Каждый из детей по цепочке называет свое имя. Воспитатель переспрашивает, так ли зовут ребенка? Реакция детей, конечно, предсказуема. Они хором назовут имя. Воспитатель, в свою очередь, соглашается и рассказывает о том, что имя ребенка записано в свидетельстве о рождении – первом документе каждого ребенка.
3. Сюжетная игра по теме «Право на медицинскую помощь»
Педагог объясняет детям, что нужно заботиться о своем здоровье и просит рассказать, что нужно делать, чтобы вырасти здоровым. Вместе с детьми приходят к следующим выводам:
умываться и чистить зубы;
каждое утро делать зарядку;
правильно питаться, кушать фрукты и овощи;
нужно одеваться в соответствии со временем года и погодой.
Можно предложить детям поиграть в такие игры, как «Скорая помощь», «Поликлиника», «Айболит».
4. Театрализованная игра по теме «Право на образование»
Воспитатель объясняет детям, что у каждого из них есть право на образование и предлагает детям посмотреть театрализованные мини-представления «Буратино идет в школу», «Собираем портфель», «Кем я стану, когда вырасту».
5. Беседа по кругу «Право на отдых и досуг»
Педагог предварительно просит родителей принести фотографию с совместного семейного отдыха.
В ходе беседы с детьми воспитатель рассказывает, что каждый ребёнок имеет право на отдых и досуг. У каждого ребенка должно быть право на отдых, игры, участие в развлекательных детских мероприятиях. Отдыхать можно по-разному. Например, можно с родителями пойти в кино, театр, цирк. Очень полезен для здоровья отдых на природе – в парке, в лесу, на речке, в деревне. Расскажите, как вы обычно отдыхаете. Куда ездите летом или зимой? Давайте рассмотрим ваши фотографии с отдыха и выслушаем ваши рассказы.
Дети по кругу показывают свои фотографии и рассказывают о совместном отдыхе с родителями.
6. Просмотр презентации по теме «Право говорить на родном языке, исповедовать свою религию, соблюдать обряды своей культуры»
Все люди имеют право на сохранение своей национальной принадлежности. Право на родной язык означает, что дети должны иметь возможность обучаться на родном языке. Педагог должен объяснить, что у каждого народа есть свой язык, свои обычаи и традиции, которые нельзя забывать, чтобы не потерять связь со своей нацией и культурой.
7. Деловая игра «Блогер-журналист» по проблеме «Право свободно выражать свое мнение»
Ребенок – это полноценный член общества, и его мнение очень важно. Он имеет
право на выражение собственных взглядов по любому, касающемуся его вопросу, а также право на то, чтобы его мнение выслушали и приняли во внимание. И возраст при этом не важен.
Предварительно педагог организует проблемно-поисковую деятельность (работа в подгруппах по решению ситуаций и задач) и предлагает деловую игру «Блогер- журналист».
8. Дидактическая игра по теме «Право на жилье и неприкосновенность жилища»
По теме «Право на жилье и неприкосновенность жилища» можно предложить детям дидактическую игру с мячом «Кому какой дом?». Педагог объясняет детям, что и животные, и насекомые, и люди имеют право на свое жилье, и никто не должен занимать чужой дом. Во время игры воспитатель бросает мяч ребенку, называя животное, а в ответ дети называют название жилища этого животного. Например: Воспитатель спрашивает : «Какое жилище у человека?». Ребенок отвечает: «Дом!». И далее, по примеру, назвать жилище белки, медведя, лисы, пчелы и т. д.
9. Беседа по теме «Право на защиту государства от всех форм насилия»
Во время беседы педагог объясняет, что ребенок, как и взрослый, имеет право на чувство собственного достоинства. Никакое наказание не является оправданным в отношении ребенка. Нельзя бить детей, повышать на них голос, ставить в угол, поскольку любое телесное наказание нарушает права ребенка. Неважно, кто осуществляет наказание, – мама или папа, бабушка или дедушка, учитель, воспитатель, тетя или дядя, сверстник или кто-то другой – никакое наказание нельзя считать приемлемым.
10. Художественная деятельность и организация выставки детских работ по теме : «Право на семью, на любовь и заботу родителей»
Педагог рассказывает детям о том, что в древние времена люди жили небольшими общинами. Мужчины ходили на охоту, приносили добычу, а женщины готовили пищу, заботились о детях. Они разжигали костер и поддерживали огонь общими усилиями. Благодаря тому, что взрослым и детям приходилось жить вместе и заботиться друг о друге, образовалась семья. (Воспитатель сопровождает свой рассказ показом картинок, презентации).
Затем воспитатель предлагает детям выполнить рисунок или поделку по теме «Семья», используя художественно-творческие материалы по выбору.
Воспитатель организует выставку «Я люблю свою семью»
Таким образом, ребенок имеет право на особую защиту и поддержку семьи, общества, органов самоуправления и государства.
Список литературы
Декларация прав ребенка : информационный портал. URL :
https://med8.ru/deklaracija-prav-rebenka-10-principov.html