Гульнара Сибагатова
Консультация для воспитателей «Использование художественного слова в режимных моментах»
▼ Скачать + Заказать документы
Использование художественного слова в режимных моментах.
Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни.
Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.
Известный российский ученый Д. С Лихачев в «Письмах о добром и прекрасном» сказал: «Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание- понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед нами сердца людей. Одним словом делает нас мудрыми».
Публикация «Консультация для воспитателей „Использование художественного слова в режимных моментах“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Режим дня. Консультации для родителей
- Режимные моменты в детском саду
- Темочки
Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомить с нормами поведения.
В дошкольном детстве художественное слово помогает формировать отзывчивость, сочувствие, доброту, радость за других. Эти чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать.
В каждой детской деятельности создаются определенные условия для формирования навыков взаимоотношений, нравственных чувств, доброжелательности, оказание помощи окружающим, уважения старших.
Использование в своей работе художественного слова помогает детям осознать моральную норму, а педагогам воспитывать у детей положительные нравственные чувства через разные виды деятельности.
Художественное слово имеет большое влияние на развитие языка ребенка.
Попевки, приговорки, потешки – первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.
Использование малых фольклорных форм расширяет словарный запас малышей, активизирует их познавательное и умственное развитие, развивает звукопроизношение, позволяет познакомить с домашними и дикими животными, с окружающим вокруг.
Особую значимость приобретает фольклор впервые дни жизни малыша в дошкольном учреждении.
Ведь в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми.
Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка, порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку – воспитателю.
И действительно, ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, веры в ребенка.
Наблюдения показывают, что произносимые взрослым короткие и ритмичные фразы, в которых ребенок улавливает повторяющиеся звуки, вызывают у него реакцию на художественное произведение. Интонация голоса в одних случаях успокаивает его, в других – бодрит. Например, колыбельные песни оказывают усыпляющее воздействие, а потешки, в которых имеются игровые приемы («Ладушки», «Идет коза рогатая», «Поехали, поехали.») вызывают потребность вступить в эмоциональный контакт со взрослым.
Очень большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. Если кто-то в группе из детей плачет, то остальные стараются успокоить, приговаривая: «Не плачь, не плачь куплю калач».
Погружение в фольклорную среду – важное условие работы с детьми, особенно в ранний период детства. Народом создано множество песен, попевок, потешек, дающих возможность без нарицательных, сухих нравоучений, в приятной и доступной ребенку форме обучать его. Жизнь малышей – это в первую очередь питание, сон, прогулки, гигиенические процедуры. Поэтому для работы с детьми можно использовать потешки, пестушки, колыбельные песни в режимных моментах.
С поступлением малыша в детский сад в его жизни происходит множество серьё зных изменений: установление другого режима дня, отсутствие родителей в течение длительного времени, введение новых требований, постоянный контакт со сверстниками, пребывание в незнакомом помещении, где таится много неизвестного.
Использование различных форм фольклора в режимных моментах может способствовать безболезненному приспособлению к новым условиям, позволяет формировать положительное отношение к детскому саду. Простенькие игровые потешки, ласковые пестушки, веселые хороводные песенки, напевные колыбельные создают забавляющие, успокаивающие и отвлекающие ситуации, положительно влияющие на адаптацию ребенка.
Малыши учатся родному языку на забавных прибаутках, поговорках, потешках, загадках, сказках.
Народные песенки, потешки — прекрасный речевой материал, который можно использовать, в режимные моменты, в обучающих и совместных играх с детьми раннего возраста. Фольклор обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет большую роль в нравственном и речевом развитии.
Малые фольклорные формы — богатейший материал для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи. Также фольклор обогащает словарь, развивает фонематический слух, грамматический строй речи.
Цель нашей работы – способствовать благоприятному прохождению детьми раннего возраста периода адаптации за счёт широкого использования художественного слова. Достижению цели способствует реализация следующих задач: - установление доверительных отношений с детьми, снятие негативных переживаний и эмоционального напряжения; - развитие игровой деятельности малышей; - расширение содержательной и эмоциональной стороны режимных моментов. Данная работа начинается с момента поступления малыша в дошкольное учреждение. Она способствует снятию негативных переживаний по поводу разлуки с матерью. Отвлечь, развеселить ребенка, привлечь внимание к игрушке позволяют небольшие по объёму стихотворные тексты, сопровождающие малыша в течение дня. Это побуждает ребёнка эмоционально откликаться на происходящее вокруг него, а педагогу установить доверительные отношения со своими воспитанниками.
Художественное слово помогает :
• развивать у ребёнка представления о том, что полезно и вредно для его здоровья
• развивать у детей первоначальное представление о частях своего тела и элементарных способах обеспечения сохранности своего организма
• формировать умение самостоятельно устранять непорядок в одежде
развивать культурно – гигиенические навыки и т. д.
• Чтобы удачно применять художественное слово необходимо, чтобы взрослый читал его наизусть, был эмоциональным, сохранял зрительный контакт с ребёнком.
Малыша не просто научить культуре самообслуживания и навыкам ухода за своим телом. В детском саду во время режимных моментов и выполнения гигиенических процедур важное внимание уделяют педагоги воспитанию аккуратности и культуре гигиенических навыков. Ребенок владеющий правилами содержания в чистоте и в порядке личных вещей и приученных к выполнению гигиенических процедур, легче адаптируется в коллективе сверстников, ребенок активен в игровой деятельности, легко выполняет общепринятые правила этикета. Для повышения эффективности овладения детьми различными правилами и нормами, удачно использовать небольшие потешки, стихи, песенки, загадки, поговорки. При проведении режимных моментов использую художественное слово, игровые приемы.
Как важно утром создать хорошее настроение и облегчить расставание ребенка с мамой. Вместе с детьми читаем попевки.
Вместе с солнышком встаём,
Вместе с птицами поём.
С добрым утром,
С новым днём!
Вот как весело живём.
Предлагаю друг другу улыбнуться.
Утреннюю гимнастику начинаю словами :
Каждый день, что мы встречаем,
Мы с зарядки начинаем!
Малыши, малыши,
Дружные ребятки.
Малыши, малыши
Вышли на зарядку!
И дети весело зашагали на гимнастику.
Перед умыванием не забываем повторить веселые слова, которые чередуем, выбирая те которые детям больше нравятся те использую чаще :
Знаем, знаем да-да-да,
Дом, где прячется вода.
Выходи, водица!
Мы пришли умыться!
Ай, лады-лады-лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Вместе улыбаемся.
Умываемся мы быстро,
Вытираемся мы чисто,
Так опрятны, аккуратны,
Всем смотреть на нас приятно.
Дети легко запоминают простые слова, но умываться стало интереснее.
Наступило время завтрака, пора напомнить об аккуратности за столом:
На того кто ест опрятно,
И смотреть всегда приятно,
Мы едим всегда красиво,
После скажем всем «Спасибо».
Эти слова я читаю во время одевания на прогулку:
1,2,3,4,5.
Собираемся гулять,
Будем быстро одеваться,
Не зевать и не толкаться,
Будем дружно играть
И друг другу уступать!
Раз, два, три, четыре, пять —
Собираемся гулять.
Чтобы облегчить, процесс засыпания вместе с детьми шепотом читаем в спальне:
Мы гуляли, мы играли
И немножечко устали.
Чтобы сил еще набрать,
Надо нам чуть – чуть поспать.
Ты закроешь глазки –
И приснится сказка:
Про кота – мурлыку,
Лисоньку – хитрюлю,
Мышку – крохотулю,
Про сластену – мишку.
Просыпаться после сладкого сна не всегда легко опять на помощь приходят стихи:
Потягуни-потягушечки
От носочков до макушечки.
Мы потянемся - потянемся,
Маленькими не останемся.
Вот уже растём, растём, растём!
Таким образом, используемые педагогические средства художественной литературы помогают воспитанникам осознать человеческие взаимоотношения, сделать их доброжелательными, трудолюбивыми, самостоятельными, ответственными, бережливыми. Художественное слово является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей дошкольного возраста.