Наталья Борисова
Методические рекомендации для родителей «Формирование представлений детей об окружающем мире»
▼ Скачать + Заказать документы
Удивительный мир природы…Он встречает нас морем звуков, запахов, тысячами загадок, заставляет нас остановиться, послушать и посмотреть. За окном весело поют птицы, суетливо бегают жучки, раскинула ветви и распустила сережки красавица березка…Нам необходимо помочь детям увидеть всю красоту окружающей природы, сделать все. чтобы не ускользнула от детей эта волшебная грань нашей жизни, позволяющая разбудить в душе ребенка сострадание и любовь к природе, ко всему живому, что его окружает. Мы должны стать добрыми волшебниками и помочь детям раскрыть тайны природы, научить любить все живое, что окружает нас и, конечно же, беречь природу. Человек связан с природой неразрывной нитью и не может существовать вне природы. Этот загадочный, непостижимый и удивительный мир существует рядом с нами: в парке, в лесу, на даче и во дворе наших домов.
Публикация «Методические рекомендации для родителей „Формирование представлений детей об окружающем мире“» размещена в разделах
Окружающий нас мир велик и разнообразен. Он включает в себя предметное окружение, явления общественной жизни, мир природы. Ознакомление детей дошкольного возраста с фактами и явлениями окружающего мира- одна из задач умственного воспитания. В общих чертах процесс познавательного развития, приобретен6ия знаний об окружающем мире непосредственно связан с тем, что знания и опыт не только приобретаются, но и увеличиваются, модифицируются, трансформируются в морально – нравственные императивы. При этом чувственная, эмоциональная сторона представляет собой итог воспитания, поскольку у личности в его процессе закладываются правильные
представления об отношениях природы и социума.
Взрослый должен помочь малышу открыть для себя окружающий мир природы, полюбить его как общий дом, равно необходимый всем кто в нем живет. Именно должно найти отклик в душе каждого ребенка. Решить эту задачу можно, если с раннего возраста активно приобщать его к миру природы, помогая получать яркие, эмоциональные, живые впечатления и достоверные представления о нем. Малыш с раннего детства исследует окружающий мир, тянется к красивому, яркому. Все это он может увидеть в природе, и все это для него впервые, все удивляет и радует. Новизна и яркость ранних впечатлений остается на всю жизнь. Никогда в последующей жизни у человека не будет такой свежести восприятия и остроты чувств, как в раннем и дошкольном возрасте. И как это ни печально, но человек нередко теряет гармоническую связь с природой еще в детстве, в самую нежную и чувствительную пору жизни. Как это происходит? Вот малыш взял в руки птичье перо, чтобы полюбоваться им, и тут же слышит крик: «Брось эту грязь сейчас же!» Присел возле лужи, чтобы рассмотреть интересных жучков, которые там плавают. И тут же – панический возглас: «Отойди от лужи. Испачкаешься и простудишься!» И вместо красочного, веселого мира ребенок видит перед собой серый асфальт…
Необходимо не только показать детям, какой прекрасный мир их окружает, но и доступно объяснить, почему нужно любить и беречь природу. Постоянное общение ребенка с природой дает заметный оздоровительный эффект, помогает снять психологическую напряженность, стрессы и агрессивность, настаивает на доброжелательное отношение ко всему живому. Вы первыми вводите малыша в этот прекрасный мир природы, раскрываете перед ним его тайны и законы, воспитываете правильное отношение к природе (доброе, милосердное, гуманное, потребность в ее познании).
Проблема воспитания дошкольников средствами окружающей природы привлекала внимание исследователей с давних времен и по сей день.
Окружающий мир — это мир, который окружает ребенка : природа, люди, предметы. Данное понятие может рассматриваться в широком смысле и узком. В широком смысле окружающим миром можно считать всю планету, на которой мы живем. В узком смысле — это то конкретное окружение, в котором родился, растет и развивается ребенок. Природный мир — живая и неживая природа, которая является частью окружающего мира. Социальный мир — люди, общество людей. Этот мир люди создают сами, структурируют его. В нем люди социализируются, действуют, преобразуют его в соответствии со своими потребностями. Социальная действительность — конкретные события, факты, взаимоотношения, которые характеризуют текущий временной период функционирования человеческого общества.
В дошкольном детстве отражение предметов или явлений окружающего мира осуществляется на уровне представлений. Дошкольник мыслит наглядно, образами. Основными задачами ознакомления с окружающим миром дошкольников являются:
1. формирование у ребенка целостной картины окружающего мира;
2. развитие интереса к предметам и явлениям окружающей действительности (мир людей, животных, растений, местам обитания человека, животных, растений (земля, вода, воздух);
3. ознакомление с предметами быта, необходимыми человеку, их функциональным назначением (одежда, обувь, посуда, мебель и др.);
4. формирование первоначальных представлений о себе, о ближайшем социальном окружении («Я и взрослый», «Я в семье», «Я в детском саду», «Я на улице», о простейших родственных отношениях (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра и т. д.);
5. формирование первоначальных представлений о макросоциальной среде (двор, магазин, аптека, поликлиника, школа, транспорт и пр., о деятельности людей, явлениях общественной жизни;
6. формирование первоначальных представлений о явлениях природы, суточных, сезонных и пространственных изменениях в природе;
7. формирование экологических представлений, ценностных основ отношения к окружающему миру.
Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребенок познает то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Немалую роль в этом играют ежедневные впечатления от общения с людьми, мировосприятие ребенка определяется и той информацией, которую он получает по радио и телевидению. Непосредственный контакт ребенка с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности. Но это же порождает у ребенка и множество вопросов. Значит, мир, чуть приоткрыв свои тайны, пробуждает любознательность у маленького человека, желание узнать больше. Поможем же малышу проникнуть в суть доступных ему явлений.
Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, – услышал, и, затаив со средой обитания. Осознанное отношение проявляется в разнообразной деятельности экологического характера. Поэтому начинать работу по формированию экологической культуры следует с дошкольного возраста, когда закладываются основные способы познания окружающей действительности, развивается ценностное отношение к ней.
Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются элементы экологической культуры. Но происходит это только при условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. В дошкольном возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Благодаря этому возможно формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.
Моя малая Родина. У каждого человека она своя, но для всех она является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать - все! Так как дошкольный возраст - важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Поэтому необходимо именно с ранних лет формировать первые представления детей об окружающем мире, и происходить это прежде всего должно через ознакомление с традициями «своей» социокультурной среды - местными историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями и достопримечательностями региона.
Также открывайте ребенку красоту родной природы, называйте ему растения, зверей и птиц, называйте окрестные реки, озера, пещеры. Он должен знать о том, что рядом с его домом.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на занятиях. В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы во всех группах, правильно оформленный и обустроенный участок, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой, организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду. На участке можно создать специальную площадку природы, естественный уголок с растениями, наметить экологическую тропу, сделать ручеек и многое другое.