Самиля Джамалутдинова
Методические рекомендации для родителей «Адаптация детей к условиям ДОУ»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида «Солнышко»
с. Тербуны Тербунского муниципального района Липецкой области
Методические рекомендации для родителей
к условиям детского сада»
Воспитатель:
Джамалутдинова Самиля Бек-Ахмедовна.
Тербуны 2019г.
Публикация «Методические рекомендации для родителей „Адаптация детей к условиям ДОУ“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для родителей
- Темочки
Кажется, еще вчера ваш малыш делал свои первые шаги. Время летит незаметно, и вот уже маме пора выходить на работу — а это значит, что пришло время отдавать его в детский сад. Что ждет вашего кроху за стенами садика, быстро ли он привыкнет, будет ли часто болеть. Вопросы, сомнения, переживания естественны для родителей, ведь на 4-5 лет детский сад станет частью вашей жизни, от него во многом будет зависеть и развитие, и здоровье, и душевное благополучие ребенка. Поэтому очень важно, сможет ли ваш малыш успешно адаптироваться к детскому саду, и помочь ему в этом — задача не только воспитателей. В первую очередь — это забота мамы и папы.
Как же надо готовить родителям ребенка к поступлению в детский сад?
Убедитесь, что детский сад необходим вашей семье именно сейчас, так как колебания родителей передаются детям.
Необходимо приблизить режим дня в домашних условиях к режиму дня детского сада и регулярно его соблюдать.
Приучайте детей есть разнообразные блюда, ежедневно употреблять супы и каши.
Желательно научить ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания: самостоятельно есть, раздеваться и одеваться, мыть руки, посещать туалет и другое. Умея это, ребенок будет чувствовать себя более уверенным.
Отправляйте малыша в детский сад лишь при условии, что он здоров.
Как можно раньше познакомить малыша с детьми в детском саду и с воспитателями группы, куда он в скором времени придет (возможны совместные прогулки и др.).
Настраивайте малыша как можно положительнее к его поступлению в детсад.
Не обсуждайте при малыше волнующие вас проблемы, связанные с детским садом.
Если ребенок засыпает только с помощью взрослого, попытайтесь изменить эту привычку в домашних условиях до поступления в детский сад.
Не следует отдавать ребенка в детский сад в разгаре кризиса трех лет.
Не угрожайте ребенку детским садом как наказанием за детские грехи, а также за непослушание.
Подготавливая ребенка к временной разлуке с вами и дать понять ему, что это неизбежно лишь только потому, что он уже большой.
Все время объясняйте ребенку, что он для вас, как прежде, дорог и любим.
Как надо вести себя родителям с ребенком, когда он начал впервые посещать детский сад?
• Настраивайте ребенка на мажорный лад. Внушать ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.
• Не наказывайте, не пугайте детей детским садом и «злыми» воспитателями.
• Не оставляйте малыша в дошкольном коллективе на целый день, как можно раньше забирать домой.
• Создайте спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.
• Старайтесь не нервничать и не показывать свою тревогу.
• Щадите ослабленную детскую нервную систему. На время прекратите походы в цирк, в театр, в гости. Сократите просмотр телевизионных передач.
• Будьте терпимы к капризам.
• Эмоционально поддерживайте малыша: чаще обнимайте, поглаживайте, называйте ласковыми именами.
• Одевайте ребенка в сад опрятно, в соответствии с температурой воздуха в группе.
• Создайте в воскресные дни дома для него режим такой же, как и в детском учреждении.
• Не реагируйте на выходки ребенка и не наказывать его за детские капризы.
• При выявленном изменении в обычном поведении ребенка как можно раньше обратитесь к детскому врачу или психологу.
• При выраженных невротических реакциях следует оставить малыша на несколько дней дома и выполнять все предписания специалистов.
Почему же ребенок плачет? И как с ним лучше прощаться!
Он плачет, потому что слезы - единственный способ, которым ребенок может показать, что он БЕСПОКОИТСЯ. Попробуем найти рецепт хорошего и полезного для ребенка прощания.
Чтобы не опаздывать и иметь возможность попрощаться с ребенком, соберитесь на 5-10 минут раньше (больше не надо, чтобы не превращать прощание в самостоятельное событие дня).
Скажите честно ребенку, куда и зачем вы идете (только очень просто, например: "Я иду в магазин за покупками ", или "Я иду на работу печатать на компьютере"). Не бойтесь, что ребенок не поймет слов: спокойная, открытая интонация подскажет ему, что то место, куда идет мама, достаточно хорошее, и дело, которое она будет делать, - полезное и приятное.
Скажите точно малышу, когда вы вернетесь. Для этого не нужно говорить время по часам (это маленькому ребенку может быть не совсем удобно и понятно). Можно сказать: "Я приду, когда ты покушаешь, погуляешь, поспишь". Ребенку понятнее конкретные описания событий, по которым он и определит время.
Расскажите сыну или дочке, с кем он останется и, главное, что будет делать: "Ты будешь с воспитателем Анной Григорьевной и другими детками. Вы покушаете, потом погуляете, потом поиграете, а потом будете меня вместе встречать".
Не сулите ребенку "призов" за то, что он вас отпускает, но если он попросит ему что-то принести, не отказывайте. Если же выполнить его просьбу невозможно, сразу скажите ему об этом. Даже если ребенок ни о чем не просит, приносите ему время от времени какую-нибудь маленькую приятную вещицу (печенье, конфетку, яблоко, тетрадку, чтобы он чувствовал, что где-то далеко от него вы о нем помните и готовитесь к встрече.
Как избежать сцен и манипуляций?
Ребенок чувствует, что "сцены" портят его отношения с родителями.
Победить "сцены" помогут "ритуалы".
"Ритуал" - это порядок действий, который взрослые повторяют раз за разом. Например, уходя, мама всегда:
- на три минутки берет малыша на руки;
- целует и говорит, куда уходит и когда придет;
- просит принести сумку (ключи, платочек и т. д.);
- говорит "спасибо" и "пока-пока";
- если ребенок плачет - говорит, что ей очень жалко, что он грустит, но ничего не поделаешь, приходится расставаться;
- передает ребенка тому взрослому, с которым он остается;
- уходит.
Такое поведение помогает ребенку не с первого дня, а именно тогда, когда становится ритуалом, то есть привычным поведением. Ритуал помогает потому, что учит ребенка ДОВЕРЯТЬ взрослым: ребенок хорошо знает, что мама уйдет, как она уйдет и когда вернется. Это доверие и знание снижает тревогу малыша.
Фразы, которые ухудшают ситуацию
«Ты же сам говорил (говорила, что хочешь в детский садик (с детками играть, почему ты теперь не хочешь оставаться?»;
«Не пускаешь меня на работу - не будет денег тебе на новую машинку!»;
«Ну, пожалуйста, можно мама пойдет на работу!»;
«Ты же большой мальчик (большая девочка! Как тебе не стыдно плакать!»;
«Если будешь так реветь - уйду от тебя и вообще не приду!».
Важно помнить: эти фразы не только не помогают ребенку, но даже вредят, потому что в них есть УПРЕК. Упрек ребенку в том, что он МЕШАЕТ маме делать какие-то ее дела. Мамы говорят такие слова просто потому, что не знают, как успокоить малыша, а ребенок слышит, что он - помеха маме в ее жизни, и еще больше переживает, тревожится и, как следствие, капризничает.
Степени тяжести прохождения адаптации к детскому саду.
• Легкая адаптация :
- временное нарушение сна (нормализуется в течение 7-10 дней,
- нарушение аппетита (норма по истечении 10 дней,
- неадекватные эмоциональные реакции (капризы, замкнутость, агрессия, угнетенное состояние и т. п., изменения в речевой, ориентировочной и игровой активности приходят в норму за 20-30 дней,
- характер взаимоотношений со взрослыми и двигательная активность практически не изменяются,
- функциональные нарушения практически не выражены, нормализуются за 2-4 недели, заболеваний не возникает.
Основные симптомы исчезают в течение месяца (2-3 недели нормативно).
Средняя адаптация :
все нарушения выражены более длительно: сон, аппетит восстанавливаются в течение 20-40 дней, ориентировочная деятельность (20 дней, речевая активность (30-40 дней, эмоциональное состояние (30 дней, двигательная активность, претерпевающая значительные изменения, приходит в норму за 30-35 дней. Взаимодействие с взрослыми и сверстниками не нарушается. Функциональные изменения отчетливо выражены, фиксируются заболевания.
Тяжелая адаптация (от 2 до 6 месяцев) сопровождается грубым нарушением всех проявлений и реакций ребенка.
Данный тип адаптации характеризуется снижением аппетита (иногда возникает рвота при кормлении, резким нарушением сна, ребенок нередко избегает контактов со сверстниками, пытается уединиться, отмечается проявление агрессии, подавленное состояние в течение долгого времени.
Обычно видимые изменения происходят в речевой и двигательной активности, возможна временная задержка в психическом развитии. При тяжелой адаптации, как правило, дети болеют в течение первых 10 дней и продолжают повторно болеть в течение всего времени привыкания к коллективу.
• Очень тяжёлая адаптация : около полугода и более. Встаёт вопрос – стоит ли ребёнку оставаться в детском саду, возможно, он «недетсадовский» ребенок. Однако, как бы ни готовили ребёнка к ДОУ, он всё равно, особенно в первые дни, будет находиться в состоянии стресса.
Мама прощается с ребёнком
Адаптационная система ребенка достаточно сильна, чтобы выдержать это испытание, даже если слезы текут рекой. Парадоксально, но факт: хорошо, что кроха плачет! Поверьте, у него настоящее горе, ведь он расстается с самыми дорогими людьми – с родителями! Он пока не знает, что вы обязательно придете, еще не установился режим. Хуже, когда ребенок настолько зажат тисками стресса, что не может плакать. Плачь – это помощник нервной системы, он не дает ей перегружаться. Поэтому не бойтесь детского плача, не сердитесь на ребенка за «нытье».
Конечно, детские слезы заставляют вас переживать, но вы тоже обязательно справитесь.
Дети в группе играют
Литература по теме
«Адаптация ребенка к новым условиям» :
1. Галанов А. С. Я иду в детский сад. Пособие для родителей и воспитателей. – М. : Школьная Пресса, 2002.
2. Ильина И. С. Адаптация ребенка к детскому саду. 2 – 3 года. – Академия развития, 2008.
3. Костяк Т. Психологическая адаптация ребенка в детском саду. – Академия, 2008.
4. Лютова Е. К., Монина Т. Б. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства). – СПб. : Речь, 2001.
5. Мещерякова С. Ю. Поведение ребенка в незнакомой обстановке. В сб. : Общение и его влияние на развитие психики дошкольника / Под ред. Лисиной. – М. ,1974.
6. Овсепян К. Я иду в детский сад. Проблемы адаптации. 2-4 года. – Карапуз, 2006.
7. Русаков А. Адаптация ребенка к детскому саду. Советы педагогам и родителям. – СПб. : Речь, 2010.
8. Чернецкая Л. В. Психологические игры и тренинги в детском саду. – Ростов – на Дону: Феникс, 2005.
Уважаемые родители!
Все интересующие вас вопросы, уточнения и прочее вы можете задать специалистам учреждения (психологу, заместителю заведующей по учебно-воспитательной работе, медицинской сестре). Не стесняйтесь обращаться к ним за квалифицированной помощью.
Родители, не посещающих ДОУ детей, также могут обратиться к указанным выше специалистам в рамках работы консультативного пункта. Консультирование осуществляется по предварительной записи у заведующей или по стационарному телефону ДОУ.