Ольга Романова
Методические рекомендации для педагогов ДОУ по сенсорному развитию детей 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 23 «Огонёк» города Смоленска
Методические рекомендации для педагогов ДОУ
по сенсорному развитию детей 3-4 лет
Подготовила:
Романова Ольга Юрьевна,
Педагог-психолог
Смоленск, 2019
Аннотация.
Публикация «Методические рекомендации для педагогов ДОУ по сенсорному развитию детей 3–4 лет» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие детей. Консультации
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Дошкольный возраст – это возраст, когда складываются и развиваются сенсорные процессы. Поэтому сенсорное воспитание в этот период занимает важнейшее место. Сенсорное развитие ребенка взаимосвязано с развитием разных видов его деятельности.
Усвоение сенсорных эталонов - системы геометрических форм, шкалы величин, цветового спектра, пространственных и временных ориентировок, звуковысотного ряда, шкалы музыкальных звуков, фонетической системы языка - сложный и длительный процесс. Усвоить сенсорный эталон - значит не просто правильно называть то или иное свойство предмета: необходимо иметь четкие представления для анализа и выделенных свойств самых различных предметов в самых разных ситуациях. Поэтому такое большое значение отводится сенсомоторным действиям. Чтобы познакомиться с каким - то предметом практически, его нужно потрогать руками, сжать, погладить, покатать, понюхать и т. д.
Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте. В этот период при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности, обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.
Данные рекомендации предназначены педагогам дошкольного образовательного учреждения с целью качественного методического сопровождения процесса обучения и воспитания детей.
Пояснительная записка.
Актуальность данной темы заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражение отдельных свойств, предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Развитая сенсорика – основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Ведь, как справедливо отмечает Б. Г. Ананьев, «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека».
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Малыша окружает природа со всеми ее сенсорными признаками – многоцветьем, запахами, шумами. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущения и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства.
Сенсорное воспитание означает целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно, и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т. п.).
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Отечественная система сенсорного воспитания опирается на теорию восприятия, разработанную Л. С. Выготским, Б. Г. Ананьевым, С. Л. Рубинштейном, А. Н. Леонтьевым, А. В. Запорожцем, Л. А. Венгером и др. Авторами ранней системы дидактических игр являются известные педагоги и психологи : Л. А. Венгер, А. П. Усова, В. Н. Аванесова и другие. Много таких дидактических игр представлено в работах отечественных исследователей и педагогов (Е. И. Тихеевой, Ф. И. Блехер, Б. И. Хачапуридзе, А. И. Сорокина, Е. Ф. Иваницкой, Е. И. Удальцовой и др., а также в специальных сборниках игр.
Содержание.
Методика сенсорного воспитания предусматривает обучение детей обследованию предметов, формирование преставлений о сенсорных эталонах. Обучение обследованию проводится как специально организованное восприятие предмета в целях выявления тех его свойств, о которых важно знать, чтобы успешно справиться с предстоящей деятельностью. Один и тот же предмет обследуется по-разному в зависимости от целей обследования и самих обследуемых качеств. Но существуют правила общие для всех видов обследования: восприятие целостного облика предмета; мысленное деление на основные части и выявление их признаков (форма, величина, цвет и другие); пространственное соотнесение частей друг с другом (справа, слева, над, сверху и так далее); вычленение мелких деталей, установление их пространственного расположения по отношению к основным частям; повторное целостное восприятие предмета.
Обследование по такой схеме поможет детям овладеть обобщёнными способами чувственного познания, которыми они смогут пользоваться в самостоятельной деятельности. Педагог же в свою очередь должен создавать условия, чтобы дошкольники применяли полученные знания и умения для анализа окружающей среды. В частности, детям раннего возраста можно предложить игрушки, развивающие ощущения и восприятие. Это сборно-разборные игрушки, вкладыши, а также игрушки, изготовленные из разных материалов, отличающиеся друг от друга размером, звучанием.
Для обобщения сенсорного опыта детей используют дидактические игры. Многие из них связаны с обследованием предмета, с различением признаков, требуют словесного обозначения этих признаков («Чудесный мешочек», «Чем похожи и не похожи» и другие). В некоторых играх ребёнок учится группировать предметы по тому или иному качеству (собирает на красном коврике красные предметы, кладёт в коробку предметы круглой и овальной формы и др.). Дети сравнивают предметы, обладающие сходными и различными признаками, выделяют существенные из них. В результате появляется возможность подвести детей к обобщениям на основе выделения существенных признаков, которые заключаются в речи. Таким образом, дети подводятся к овладению сенсорными эталонами.
Не маловажную роль в сенсорном воспитании играет планомерность обучения детей, которая является одним из важнейших принципов решения комплекса воспитательно-образовательной работы в детских дошкольных учреждениях. Только при правильном планировании процесса обучения можно успешно реализовать программу всестороннего развития личности ребенка. При планировании занятий по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов учитывают возраст детей, уровень их развития.
Тематическое планирование материала согласуется со временем года, с сезонными явлениями, с программой ознакомления с окружающим. Так, прежде чем предложить детям рисовать красками на тему «Листочки деревьев», необходимо поставить в воду срезанные ветки и дождаться, чтобы почки распустились. Рисование красками на тему «Одуванчики и жук на лугу» может проводиться после наблюдения весенней лужайки с яркими одуванчиками. Рисованию на тему «Огоньки ночью» должно предшествовать наблюдение за освещенными окнами домов.
Существенным фактором в планировании и методике проведения занятий по сенсорному воспитанию является взаимосвязь обучения на занятиях с закреплением знаний и умений в повседневной жизни: на прогулке, во время самостоятельной деятельности и т. д.
Так, в играх постоянно происходит ознакомление детей с качествами предметов. При умывании дети узнают температурные свойства воды, во время прогулки - свойства снега, в процессе игр, при катании на санях учитывают тяжесть предметов. Собирая матрешку, размещая вкладыши, одевая маленьких и больших кукол, они знакомятся с величиной. Форму предметов дети учитывают в играх со строительным материалом, при проталкивании предметов в отверстия «занимательной коробки» и т. д.
Ещё одним необходимым принципом в методике сенсорного воспитания детей является принцип последовательности, обусловливаемый в ознакомление детей вначале с вполне осязаемыми сенсорными свойствами -величиной и формой предметов, которые можно обследовать путем ощупывания, а уж потом с таким сенсорным свойством, как цвет, ориентировка на который возможна только в плане зрительного восприятия.
Рекомендации педагогам по проведению занятий по сенсорному развитию детей :
1. Педагог должен учитывать психофизические, речевые особенности и возможности детей данной возрастной категории. Необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.
2. Необходимо со временем приучать ребенка к самостоятельному выполнению заданий. Не следует спешить, показывая, как нужно выполнять задание. Помощь должна носить своевременный и разумный характер.
3. Первостепенными при изучении каждой новой темы являются упражнения на развитие различных видов анализаторов.
4. Время занятий 10-15 мин. Занятия должны проводиться в интересной, занимательной форме, с использованием специальных игровых приемов, доступных детям данного возраста. Не должны вызывать утомления, чувства пресыщения у детей.
5. Педагог должен обращать свое внимание на обогащение представлений об окружающем мире, а также на дальнейшее развитие и совершенствование анализаторов детей.
6. Занятия должны носить занимательный характер.
7. Каждая новая тема должна начинаться с экскурсии, приобретения практического опыта, рассматривания, наблюдения, беседы по картине.
8. При объяснении задания необходимо убедиться, что ребенок понимает его содержание.
9. В распоряжении педагога должен быть необходимый наглядный материал, дидактические игры, пособия.
10. Занятия должны быть регулярными.
11. Закрепление знаний может проводиться во время прогулок.
12. Необходимо разнообразить формы и методы проведения занятия, чередовать виды деятельности.
13. Очень важно быть терпеливым с ребенком, доброжелательным, но в достаточной мере требовательным.
14. Необходимо отмечать малейшие успехи, учить ребенка преодолевать трудности, создавать «ситуацию успеха».
15. В задачу педагога входит создание доброжелательной, комфортной обстановки в детском коллективе, укрепление веры в собственные возможности, сглаживание отрицательных переживаний и предупреждение вспышек агрессии и негативизма.
Список литературы:
1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. - М. : Просвещение, 1991.
2. Венгер Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. – М. : Просвещение, 1988.
3. Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. Под ред. Венгера Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Книга для воспитателя детского сада – М. : Просвещение, 1988.
4. Губанова, Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада/ Н. Ф. Губанова - М. : Мозаика-Синтез, 2008.- 128 с.
5. Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ. учеб. - метод. пособие/
6. Раннее детство: познавательное развитие : методическое пособие/ Е. Б.
Волосова, Л. Н. Павлова, Э. Г. Пилюгина М. : Мозайка-Синтез, Творческий центр «Сфера», 2003
5. Павлова Л. Н., Пилюгина Э. Г., Волосова Е. Б. «Раннее детство: познавательное развитие» - М. : Мозаика-Синтез 2000г.
6. Широкова, Г. А. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста /- Г. А. Широкова - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
7. Пилюгина Э. Г. Сенсорные способности малыша : Игры на восприятие цвета, формы и величины у детей раннего возраста. Книга для воспитателей детского сада и родителей. – М. : Просвещение, 1996. – 112с.
8. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 1982. – 96с.
9. Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей. Под редакцией Н. Н. Поддьякова, В. Н. Аванесовой. – М. : Просвещение, 1981. – 192с
Приложение
Программа по сенсорному развитию детей 3-4 лет «Царица Сенсорика»
Цель программы: способствовать развитию представлений детей младшего дошкольного возраста о сенсорных эталонах величины, цвета, формы в процессе проведения дидактических игр.
Задачи программы:
1. Способствовать формированию перцептивных, обследовательских действий у детей младшей группы.
2. Закреплять представлений о сенсорных эталонах : цвет, форма, величина.
3. Формировать умения применять полученные знания в практической и познавательной деятельности.
Программа реализуется через занятия, которые проводятся 1 раз в неделю во вторую половину дня. Формы организации деятельности: подгрупповая, индивидуальная. Используются следующие методы : игровой метод (дидактические игры, наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов, практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.
Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил. В начале деятельности рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику; в ходе деятельности, для расслабления мышц, снятия напряжения - физминутки. Комплексы пальчиковой гимнастики, физминуток педагог подбирает самостоятельно, так как методическая литература по данному вопросу очень разнообразна и содержательна. Формы проведения деятельности различны.
Структура занятия:
• Ритуал приветствия;
• Основная часть,
• Ритуал прощания.
Ритуал приветствия способствует сплочению детей, установлению контакта, создаё т атмосферу доверия: «Добрые пожелания», «Я рад тебя видеть», «Я тебя люблю».
Основная часть включает в себя дидактические игры и задания, направленные на решение задач занятия. На занятиях предполагается чередование видов деятельности: переход от дидактической игры к подвижной деятельности.
Ритуал прощания позволяет создавать у каждого участника чувство принадлежности к группе и закрепляет положительные эмоции, полученные от работы на кружке.
Объекты программы
• Дети 3-4 лет.
• Семьи детей посещающих детский сад.
• Педагогический персонал детского сада.
Принципы комплектования группы и организации работы.
• Учет интересов и способностей детей.
• Желание родителей.
• Добровольное участие.
• Учет психофизических особенностей детей.
Продолжительность реализации программы:
Данный курс состоит из 27 занятий по 15 минут каждое. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Предполагаемый результат:
• Дети различают и называют основные цвета.
• Различают и называют геометрические фигуры и тела (шар, куб, круг, квадрат).
• Используют сенсорные эталоны (лимон желтый как солнышко, огурчик зеленый как травка).
• Начинают на ощупь различать качество предметов и их называть.
• Умеют слушать и различать звуки в окружающей обстановке.