Елена Скопина
Методические рекомендации для педагогов ДОУ по самообразованию
▼ Скачать + Заказать документы
Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Самообразование педагога есть необходимое условие профессиональной деятельности. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к педагогу самые высокие требования. Для того чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Педагог должен учиться всему постоянно. Способность к самообразованию определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного педагога, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.
Публикация «Методические рекомендации для педагогов ДОУ по самообразованию» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2021
Однако, как бы ни были высоки способности педагога к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют педагоги – это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др. Назовем мотивы, побуждающие педагога к самообразованию :
• Ежедневная работа с информацией. Готовясь к непосредственно образовательной деятельности, выступлению, родительскому собранию у педагога возникает необходимость поиска и анализа информации.
• Желание творчества. Педагог – профессия творческая. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.
• Изменения мира.
• Конкуренция. Родители являются заказчиками и имеют право выбирать воспитателя, который будет работать с их ребенком.
• Общественное мнение. Педагогу не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». «Плохим» педагогом быть обидно.
• Материальное стимулирование. В садах ведется персонифицированный учет достижений педагога. И чем больше достижений, тем больше материальное поощрение.
• Интерес. Учиться всегда интересно. Познавая новое, мы развиваем себя.
Источники получения информации :
• Газеты, журналы.
• Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.).
• Интернет.
• Видео, аудио информация на различных носителях.
• Платные курсы.
• Семинары и конференции.
• Мастер-классы.
• Мероприятия по обмену опытом.
• Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты и т. д.
• Курсы повышения квалификации.
• Телевидение.
Организация работы по самообразованию.
Важным условием самообразования является правильно организованная и проводимая работа по самообразованию.
Продолжительность работы по теме самообразования может быть учебный год или достаточно длительный период – 2 – 3 года.
Темы для самообразования педагогами могут подбираться с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы.
Тема для самообразования выбирается педагогом, исходя из его затруднений по какому-либо направлению работы или в соответствии со сферой его интересов.
Этапы работы по самообразованию :
1. Подготовительный этап
-Выбор темы.
- Изучение научно-методической и учебно-методической литературы.
- Изучение периодической печати.
- Работа с интернет ресурсами.
- Знакомство с работами других педагогов.
2. Практический этап.
- Составить картотеки игр и упражнений по теме, над которой работает.
- Разработать схемы, модели, алгоритмы по теме самообразования.
- Разработка конспектов НОД.
- Разработать рекомендации, памятки для педагогов и родителей.
- Подготовить консультации по теме.
- Разработать и апробировать систему работы по конкретному разделу программы – составление перспективного плана и подбор методов, приемов для развития детей.
- Разработать проект.
- Разработать опросники для диагностирования детей.
- Создать фотоальбом или видеофильм по проблеме, над которой работает педагог.
- Создать собственные методические пособия, атрибуты.
- Участвовать в работе конференций, семинаров.
3. Итоговый этап (отчет).
Формы отчета:
- Презентация проекта.
- Выступления на педсоветах, методических часах по представлению опыта.
- Открытые просмотры.
- Мастер – классы.
- Участие в конкурсах «Воспитатель года», «Педагог-психолог года» и т. д.
- Консультации для педагогов по теме самообразования.
- Внедрение в педагогический процесс проектов, рабочих учебных программ, методических пособий.
- Ознакомление коллег с новинками методической литературы по теме самообразования (проблеме).
- Выставки работ воспитателей и детей по темам самообразования.
- Определение направления для дальнейшего самообразования.
Самообразование помогает :
-пополнить и конкретизировать свои знания.
- осуществить глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.
- пополнить копилку своих знаний.
- найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей работы с детьми и родителями.
- овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью.
- развить в себе потребность в постоянном пополнении педагогических и психологических знаний.
- формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно - образовательный процесс.
- раскрыть творческий потенциал.
Список используемой литературы:
1. Белая К. Ю. 200 ответов на вопросы заведующей детским садом / К. Ю. Белая. - М., 1996.
2. Голицына Н. С. Организация и содержание работы старшего воспитателя ДОУ. - М. : Издательство: Скрипторий, 2003.
3. Львова Л. Т. Держим на контроле / Л. Т. Львова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2008. - № 11. - С. 10-17.