Регина Богданова
Активизация исследовательской деятельности старших дошкольников с ОВЗ по технологии А. И. Савенкова
▼ Скачать + Заказать документы
Основными принципами дошкольного образования в соответствии ФГОС ДО является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того, стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Согласно ему, программа должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.
Публикация «Активизация исследовательской деятельности старших дошкольников с ОВЗ по технологии А, И, Савенкова» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Темочки
У выпускника детского сада мы формируем такие интегративные качества, как способность решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту, способность применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем, поставленных как взрослым, так и им самим.
Успешно сформировать такие интегративные качества у воспитанников нам помогает внедрение современных образовательных технологий проблемного обучения, которые обогащают субъектный опыт детей, обеспечивают самостоятельную деятельность ребёнка.
Преимущества данной технологии очевидны : процесс усвоения знаний происходит при продуктивном, или развивающем обучении. Ребенок сам добывает знания, сам находит ответы на поставленные вопросы.
С целью активизации исследовательской деятельности воспитанников мы используем следующие методы исследований :
Экскурсии, которые были организованы с воспитанниками нашей группы в Музей воинской славы, музейный ресурсный центр позволили изучать самые разные объекты в их реальном окружении, в действии, дали бесконечно большой материал для собственных наблюдений, анализа и осмысления. В ходе работы мы активно используем эту форму организации, так как бесконечно большое количество источников для получения новых сведений создает прекрасную базу для аналитической работы мысли, выработки суждений, умозаключений и выводов. Например, при реализации проекта «Веселый алфавит» была запланирована и проведена экскурсия в детскую библиотеку, чтобы дети смогли воочию убедиться в необходимости расположения книг в алфавитном порядке.
В исследовательской практике нашей группы коллекционирование играет важную роль. Стремление к коллекционированию мы рассматриваем как проявление поисковой активности, а само коллекционирование – как материализованную интеллектуальную способность к классифицированию и систематизации. Коллекционирование – занятие долговременное. Оно требует таких личностных черт, как целеустремленность, обстоятельность в работе, четкость в отборе материала. Ребенок, собирая коллекцию, расширяет свой кругозор, осваивает навыки исследовательского поиска. Также это один из эффективных способов включения в совместную деятельность родителей воспитанников, которые активно помогали детям в сборе экземпляров и информации, и собранном материале. Например, в нашей группе собраны коллекции иностранных монет, фигурки динозавров, камней различной формы и цвета.
Наблюдение постоянно используется нами в повседневной жизни детского сада. Оно служит ценнейшим и совершенно незаменимым источником получения разнообразных сведений о мире нашими воспитанниками. В ходе него используются различные приборы и приспособления – микроскопы, измерительные приборы и т. д. Метеоплощадка на территории нашего детского сада позволяет проводить наблюдения за погодой: определить направление ветра, влажность, температуру воздуха, а главное, зафиксировать свои наблюдения на специальной доске.
Особое место в наших повседневных исследованиях принадлежит эксперименту. В отличие от наблюдения, только лишь фиксирующего свойства предметов, эксперимент предполагает воздействие человека на объект и предмет исследования. Это воздействие в детском саду у проходит как в специально оборудованных «Уголках экспериментирования», так и в естественных условиях – например, на прогулочном участке. Самые интересные для воспитанников эксперименты - это, конечно, реальные опыты с реальными предметами и их свойствами. Начиная с младшего дошкольного возраста проводились с детьми эксперименты с водой, песком, светом, воздухом, магнитами и т. д., помогая детям выяснить их свойства и качества. Это помогло разработать картотеку опытов для детей разного дошкольного возраста.
Но самое важное в технологии исследовательского обучения А. И. Савенкова - это проведение «мысленных экспериментов». В ходе таких экспериментов наши воспитанники мысленно представляют себе каждый шаг своего воображаемого действия с объектом и яснее видят результаты этих действий. В ходе мысленных экспериментов с воспитанниками мы решали следующие задачи: Что можно сделать из куска бумаги? Что будет, если все станут выше ростом? Что нужно для того, чтобы накормить все человечество? На какое животное похоже темнеющее перед грозой небо? Почему? Что можно сделать из песка, глины? Что будет, если люди научатся читать мысли других?
Также с детьми старшего дошкольного возраста провдятся коллективные игры – это такая организация детской исследовательской практики, когда в исследовании над одной проблемой трудится большая группа детей. При внедрении такой формы деятельности первым этапом является проведение тренировочного исследования, когда мы детям предлагали карточки с изображением тем исследований. Дети выбирали тему для исследования. Например, кролики. Затем задавался вопрос: кролик – дикое или домашнее животное? Это и есть проблема. Затем детей познакомили с методами исследования, которые они впоследствии использовали при сборе информации, проще говоря, с карточками, изображающими способы сбора информации. Затем при помощи этих карточек создавался план исследования. Следующий этап - сбор материала, следуя составленному плану, фиксировали схематично в виде пиктограмм. Следующий этап – это обобщение полученных данных, выделяли главное, отмечали второстепенное и доклад с обязательным обсуждением.
Что мы получили в итоге? Воспитали в детях способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ. Чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение отдавали групповым формам работы. Ребенку легче проявить критичность по отношению к сверстникам, чем по отношению к взрослому. Сомнение, догадка, предположение возникали у него при сопоставлении своей точки зрения с мнением другого человека. В совместной деятельности со сверстниками дети используют формы поведения взрослых: контролируют, оценивают, не соглашаются, спорят. Так зарождается необходимость координировать свои действия с действиями партнеров, принимать их точку зрения. Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за ответами товарищей, соглашаются или спорят.