Марина Юрьевна Бурашова
Методические рекомендации «Что такое виммельбух?»
▼ Скачать + Заказать документы
Что такое виммельбух?
Виммельбухи – это книги без текста, но с яркими и детализированными иллюстрациями: персонажи, предметы, сюжетные линии – всё это объединено в единую смысловую композицию. Такие книги впервые появились в Германии. Глагол «wimmeln» означает «роиться, толпиться».
Развороты виммельбухов могут содержать множество сюжетных линий или столько деталей, что по ним можно сочинять невероятное количество историй. Это прекрасно помогает в развитии речи ребёнка.
Цель использования:
Публикация «Методические рекомендации „Что такое виммельбух?“» размещена в разделах
• развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, которые тесно связаны с полноценным развитием речи, а также непосредственно развитие речи (обогащение словаря, формирование лексико-грамматического строя речи, развитие связной речи;
• формирование причинно-следственных связей;
• расширение общего кругозора, представлений об окружающем мире;
• актуализация имеющегося опыта социальной коммуникации и накапливание нового;
• развитие способности сопереживать другому человеку, понимание его чувства и эмоции, регулирование своего поведения на их основе;
• тренировка усидчивости, самоконтроля;
• развитие умения ориентироваться в пространстве и времени;
• развитие мелкой моторики рук.
Этапы знакомства:
4-5 лет
1 этап: Ознакомительный, внесение виммельбуха в предметно-пространственную среду, использование в образовательной деятельности
Показываем ребенку один или два разворота. Так как деталей много, то делаем упор на новые слова: животные, транспорт, предметы и т. д.
Для составления рассказов используется прием «Я начну, а ты продолжи» (составление коллективного рассказа).
С одним разворотом можно придумывать истории целую неделю, а затем переходить к следующему и начинать новый рассказ с поиска уже знакомых вам героев.
Составляем более объёмные истории или вспоминаем и находим героев, о которых говорили ранее, тем самым активно тренируем память и внимание. Присматриваемся к мелким деталям. Они позволяют придумать новые сюжетные ходы для истории. Внесение предметов-помощников для составления рассказа (ниточки, резиночки).
5-6 лет
3 этап: Составляем самостоятельный рассказ по содержанию виммельбуха.
Мотивируем ребенка к созданию собственной творческой истории (через использование яркого красочного виммельбуха, предметов-помощников и создание собственного виммельбуха).
Придумываем рассказ, название и записываем его. Сочиняем небольшую историю сами, а потом, придумав начало истории, просим ребенка продолжить вашу историю с опорой на виммельбух.
Сочиняем историю о герое, которого, выберет ребенок.
Включение цветовой полоски для знакомства с частями рассказа (начало, середина, конец)
6-7 лет
4 этап: Самостоятельное создание виммельбуха
Предлагаем не только рассматривать, искать, придумывать свои истории, но и создавать виммельбух самостоятельно. Вписывая, при желании, небольшие слова или текст.
• Определям тему виммельбуха.
• Создаем фон виммельбуха (нарисовать на ватмане, распечатать и др.).
• Находим и вырезаем большое количество героев, придумывая сюжет и обстановку.
• Размещаем героев на фоне и приклеиваем их.
Современные технологии, способы и приемы, помогающие педагогу при работе с книгами виммельбух.
название содержание этап введения
Методика Джанни Родари -Составление концовки рассказа
-Составление начала рассказа
-продолжение рассказа
-«салат из сказок» Данную технологию используем на этапе обучения творческому рассказу.
А так же на этапе самостоятельного составления творческих рассказов.
Прием «Подзорная труба» Через подзорную трубу (сделанную из подручных материалов) ребенок выбирает изображение на виммельбухе о ком или о чем будет составляться рассказ. Выбор объекта в ППС группы для самостоятельного создания виммельбуха и составления творческого рассказа. Прием используется на этапе выбора героя, предмета, рассказа.
Прием «предметы - помощники» Предметы-помощники (фишки, резиночки, маркеры, и т. д.) которые помогают визуально соединить сюжетную линию рассказа, выбрать и обозначить героя о ком будет рассказ.
Помогают познакомиться со структурой рассказа. Используется на этапе составления творческого рассказа.
Примерные вопросы и ситуации для работы с виммельбухом :
• Ты вместе со своей семьей отправился в (зоопарк, кинотеатр, поездку, на прогулку и др.) Где был бы ты? Кого бы ты взял с собой?
• Если бы ты пошел в (зоопарк, магазин и др., то на месте какого человека ты был бы?
• Как ты думаешь, почему этот человек плачет? Чем ему можно помочь?
• «Что изменилось» (Интересное задания при работе с виммельбухом по временам года. Ребенок может в игровой форме наблюдать за природными изменениями. Взрослый использует дополнительные вопросы: «Посмотри на дерево, как оно изменилось с приходом осени? А какое оно было летом?» и др.)
• «Сравни» (При выполнении этого здания можно предложить ребенку сравнить двух героев, чем они отличаются и что у них общего).