Алина Суркова
Формирование героических нравственных качеств младших школьников в процессе изучения эпических произведений
▼ Скачать + Заказать документы
Статья по теме «Формирование героических нравственных качеств младших школьников в процессе изучения эпических произведений на уроках внеклассного чтения в начальной школе».
Вы никогда не задумывались, что такое героизм? На мой взгляд, героизм – это выдающийся поступок, подвиг во имя жизни других людей, независимости и процветания Родины. Героическим можно назвать поступок, который совершается во имя благородной цели. Например, если человек, рискуя жизнью, спасает утопающего, - это героизм.
Публикация «Формирование героических нравственных качеств младших школьников в процессе изучения эпических произведений» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Начальная школа. 1-4 классы
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Героизм – способность жертвовать собой и своими интересами ради чужого, общего блага. Героизм – это готовность совершить поступок в момент, и не пожалеть о нем никогда. Очень часто героизм помогал нашим солдатам в спасении жертв войны и в стычках с нацистами. Порой, даже проигрывая численно и в оружии, наши воины побеждали нацистов благодаря боевому духу и героизму.
В. И. Чапаев одна из многих личностей, которая является образцом беспредельной преданности и любви к своей родине, к великому делу, - Василий Иванович Чапаев, легендарный герой Гражданской войны, был отважным бойцом и прирождённым полководцем. В Первую мировую войну он заслужил четыре Георгиевских креста и чин фельдфебеля. Чапаев любил свой народ и верил в его силу. Вера в доблесть и бесстрашие бойцов Красной Армии давала ему успех в сражениях и приносила победы над врагом. Имя Василия Ивановича Чапаева, является гордостью не только для советского народа, но вдохновляет и современную молодёжь на подвиги и героизм
Младший школьный возраст - наиболее благоприятный период для интенсивного формирования учебной деятельности, который является фундаментом развития интеллекта ученика. Психологи установили, что этот возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм; он отличается бескомпромиссностью в нравственных требованиях к другим, непосредственностью в поведении.
Современный ребенок находится под воздействием постоянного информационного натиска, поэтому необходимо помнить, что, говоря словами А. С. Макаренко, ребенка «воспитывает все: люди, вещи, явления, прежде всего и больше всего – люди. Направить это развитие и руководить им – вот задача воспитания».
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО, образовательной программой «Школа России» задачами нравственного воспитания учащихся начальной школы являются :
- развитие личности.
- формирование знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений, способности к решению моральных проблем; способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/ нарушения моральной нормы;
Нравственное воспитание младших школьников является одной из сложнейших задач учителя. Для решения данной проблемы учителю требуется не только знание предметов начальных классов и методики их преподавания, но и умение направить свою деятельность на нравственное воспитание в формировании учебной деятельности.
В педагогической литературе исследуемая нами проблема нашла отражение в фундаментальных исследованиях О. С. Богданова, Н. М. Болдырева, А. С. Макаренко, в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются пути дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания.
На определение роли планирования в нравственном поведении детей младшего школьного возраста было направлено внимание таких ученых, какВяликова Г. С., И. И. Лобанова, Л. А. Матвеева, Л. А. Регуш, В. В. Хромов и многих других.
В своих исследованиях они обращаются к формированию нравственных мотивов поведения, указывают на важность воспитания подрастающего поколения на материале лучших образцов художественной литературы.
Например, Вяликова Г. С. считала, что одним из наиболее эффективных методов нравственного развития младших школьников является метод стимулирования. Педагогическое стимулирование представляет собой комплекс социальных и психологических средств воздействия на личность с целью формирования готовности к самосозиданию, саморазвитию, самосовершенствованию. Педагогическое значение стимула заключается в том, что он «предполагает преднамеренное, целенаправленное влияние на определенные потребности и мотивационную сферу воспитанников, рассчитан на возникновение соответствующей ответной реакции этой сферы, переходящей в действие…обязательно несет в себе эмоциональный заряд, выражающийся в конкретной форме, способной вызвать у воспитанников отвечающее педагогической цели эмоциональное состояние».
В современных УМК мало художественных текстов героической тематике. Значит, младшие школьники не имеют знаний о героях в прямом смысле слова, о героизме, как качестве нравственной личности, не представляют образца героического поведения человека, самоотверженно жертвующего своей жизнью, здоровьем ради Родины, ради великого дела, ради семьи, ради друга и т. д. Значит, есть настоятельная необходимость введения текстов героического содержания на уроках внеклассного чтения и тематических классных часах.
Список используемых источников.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт [Текст] : Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009. - №373, (6 октября). – С. 3
2. Богданова, О. Ю. Теория и методика обучения литературе [Текст]/ О. Ю. Богданова. -Москва: Академия, 2007.-С. 398
3. Вяликова, Г. С. Концепция педагогического стимулирования в зарубежной и отечественной педагогике [Текст]/ Г. С. Вяликова// Монография. - Москва, 2005
4. Макаренко, А. С. Проблемы школьного советского воспитания [Текст]/ А. С. Макаренко - М. : Просвещение,1996.