Наталья Старкова
Методические аспекты взаимодействия учителя-логопеда с современной семьей с целью коррекции речевых нарушений у дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Методические аспекты взаимодействия учителя-логопеда с современной семьей с целью коррекции речевых нарушений у дошкольника
В настоящее время овладение родным языком как средством и способом общения и познания трактуется одним из важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте. В последние годы по данным статистики наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Количество детей, нуждающихся в логопедической помощи доходит в дошкольных учреждениях до 70-80 % от числа всех воспитанников.
Наблюдаются
Публикация «Методические аспекты взаимодействия учителя-логопеда с современной семьей с целью коррекции речевых нарушений у дошкольника» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
- увеличение тяжелых и полиморфных речевых нарушений сочетающихся с другими нарушениями в развитии,
- тенденция роста речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста.
Речевая некомпетентность дошкольника отрицательно отражается на формировании базиса общей компетентности, необходимой на последующих ступенях обучения. Актуален поиск новых образовательных технологий для решения данной проблемы. И так как детский сад, как социальный институт, связан формой преемственности с семьей. А активное участие родителей в речевом развитии ребенка имеет колоссальную и бесспорную роль. Таким образом, в отношениях «детский сад – семья» выбрана позиция не параллельности, а позиция взаимопроникновения, взаимодействия как образовательная технология. Понятие «взаимодействие», по И. С. Ожегову, следует рассматривать как
- взаимную связь двух явлений,
- взаимную поддержку.
Цель взаимодействия учителя-логопеда и семьи – объединение усилий взрослых для успешного речевого развития ребенка, но это невозможно без этапа мотивации родителей на предстоящую совместную деятельность,без повышения педагогической, практической грамотности родителей в области коррекции речевых нарушений,без формирования адекватной позиции и поведения по отношению к ребенку.
Основополагающий принцип взаимодействия детского сада и семьи – личностно-ориентированный, ориентированный и на личность ребенка, и на личность взрослого - родителя, и на семью в целом.
Модель взаимодействия
имеет позиционно-стадийную структуру. Различные формы работы условно соотнесены с какой-либо из стадий и выполняют определенную функцию (или ряд функций - аналитическую, информационную и др.) в зависимости от позиции родителя.
I стадия. Мотивационная (подготовка) – направлена на родителей с позицией «Я не знаю», «Мне помощь не нужна».
Функция – мотивационная.
Взаимодействие включает общие и групповые собрания с разъянительной направленности, открытые установочные занятия «Вот и стали мы на год взрослее» раскрывающие проблему ребенка, форму, организацию и содержание развивающей и/или коррекционной работы с учетом каждой возрастной группы, ежегодное торжественное вручение грамот родителям в номинациях «Самый стремительный», «Самый кропотливый» от администрации и учителя-логопеда, вручение детям грамот «Лучший говорун» от друзей, администрации и учителя-логопеда, индивидуальные консультации по результатам логопедического обследования уровня речевого развития воспитанников по результатам выявленных нарушений и рисков развития нарушений.
II стадия. Когнитивная (осознание) – направлена на родителей с позицией «Я тревожусь, потому что что-то не так».
Функция – разъяснительная.
Индивидуальные консультации семьям с детьми, в том числе с неорганизованными, индивидуальное консультирование семей в составе ПМПк учреждения, воспитывающих детей с ОВЗ, используются кадровые возможности городского округа (договоры внутрисетевого взаимодействия с ДОУ, развивающими частными центрами, имеющими в штате различных специалистов, информационные стенды «Логопед в детском саду.», «Логопед советует» (в каждой группе, мини библиотека с серией авторских книг «Советы специалистов родителям кратко и доступно», в которых поясняются методы обследования ребенка с речевыми нарушениями педагогическими и медицинскими специалистами, даны практические советы по коррекции речи и восстановлению здоровья, цикл конференций с приглашенными специалистами: детский врач (невролог и/или гастроэнтеролог, психолог-практик, учитель начальных классов «Речь дошкольника и…физическое здоровье (психологическое здоровье, современная школа);все приглашенные специалисты предоставляют бесплатную возможность лечения и консультирования воспитанников ДОУ; открытые индивидуальные логопедические занятия для родителей с участием их детей.
III стадия. Аффективная (переоценка) – направлена на родителей с позицией «Мне нужна помощь!»
Функция – разъяснительно-образовательная.
Ежегодные круглые столы для семей с целью распространения личного семейного опыта, круглые столы по запросам родительских сообществ групп, возможность подачи анонимного вопроса - карман-стенд «Ваши вопросы, пожелания, предложения», еженедельные обучающие занятия-консультации для детей с ТНР и ОВЗ, неорганизованными детьми, желающим семьям консультации проводяться как на базе группы, так и в уютном кабинете логопеда. Форма консультации «на бегу» во время ухода детей в вечернее время, также по телефону, через сайт, электронную почту ДОУ. Ежегодные мастер-классы «Говори звуки правильно» с целью распространения знаний о физиологической основе развития звукопроизношения с одновременным усвоением родителями практических навыков по проведению артикуляционной гимнастики с элементами постановки звуков позднего онтогенеза в паре со своим ребенком или с ребенком- ведущим. Мероприятию предшествует рекламная акция, которую проводят дети-ведущие - дети подготовительной к школе группы, успешно занимающиеся с логопедом на индивидуальных коррекционных занятиях, смотивированные на участие в мастер-классе в паре с чужим родителем.
IV стадия. Поведенческая – направлена на родителей с позицией «Я готов делать!»
Функция – образовательно-стимулирующая.
Круглые столы с участием семей преодолевшими речевое нарушение у своего ребенка, удачно справляющимися с коррекцией речевых недостатков, открытые для родителей праздничные развлечения «День Рождения звука» в честь ребенка, успешно справившимся с речевыми нарушениями, включающим развивающие игры, праздничную атмосферу, с вручением медали и подарка с целью создания ситуации успеха ребенку и его семье, стимулирование других семей и детей на достижения, изготовление ежеквартальной газеты «Наши звуки – друзья и подруги» о детях, занимающихся на логопедическом пункте с их фото дополненные шутливыми, стихотворными подписями об успехах, получение домашних рекомендаций по электронной почте в наглядных программах PowerPoint, PDF, в файлах в виде картинок и видео инструкций, организована работа отдельных страниц сайта ДОУ в помощь по воспитанию и развитию детей с ТНР, ОВЗ – персональная страница учителя-логопеда и страница «Все вместе», "дискотека" с подбором дисков типа «Трудные звуки: Учимся правильно говорить».
Ситуация общения педагога с родителем является для последнего во многом обучающей. Такое общение со взрослым требует подхода с учетом его возрастных, жизненных и субъективных особенностей.
Необходимо соблюдать принципы андрогогики --
- наука об образовании взрослых-
где ведущая роль принадлежит самому получающему знания:
- отказ от критики участников процесса,
- обеспечение свободы мнений,
- уважение плюрализма жизненных позиций,
- удовлетворение познавательного интереса.
Взрослый принимает новые знания, руководствуясь прагматическими мотивами.
Воздействие нового знания на личность взрослого идет непросто, требует от него критической переоценки собственного опыта. Желание узнать что-то новое подразумевает готовность расстаться со сложившимся порядком вещей. Нежелание знать – неадекватный способ самозащиты личности.
Родители чувствуют себя компетентными в воспитании ребенка. Каждому специалисту необходимо помнить, что ответная агрессивная реакция родителя проблемного, особенного ребенка, на замечания, попытки педагога указать на недостатки детского развития является защитной реакцией!
Грамотное профессиональное общение логопеда с родителем требует от первого: проявления понимания и корректности, терпимости и педагогического такта, поддержания доброжелательных отношений, основанных на взаимном уважении, соблюдения конфиденциальности, выказывание готовности к педагогической помощи и совместному поиску решения проблемы.
Семья – это целостный и системный организм. Системный и многоплановый взгляд на семью, учет индивидуальных внутрисемейных связей и отношений - залог эффективного взаимодействия педагога с семьей. На современном этапе родителям свойственны:
* низкий уровень педагогической компетентности родителей, зачастую они отвергают специальные знания для воспитания ребенка даже в проблемных ситуациях («так жили наши родители и ничего, прожили», отмечаются случаи беспризорных детей у равнодушных, но благополучных родителях – феномен социального сиротства;
* слабое здоровье современных детей, зачастую от рождения, увеличение детей с пороками развития и аномалиями ЦНС. Больной неуспешный ребенок – психологически тяжелая внутрисемейная ситуация;
* рост числа разводов. Современные семьи чаще нуклеарные семьи, где вырабатывается автономность членов семьи от предков, и при сложностях у пары нет поддержки со стороны старшего поколения. Современный брак не является средством выживания, а рассматривается лишь как душевно-комфортный смысл жизни. Отмечается удлинение психологического детства (инфантилизм) у молодых родителей которые при своих маленьких детях, не готовы крепко удерживать свою семью,могут быть до сих пор сами материально и психологически зависимы от своих родителей.
Любая проблема ребенка, в том числе речевая, должна рассматриватся педагогом в контексте внутрисемейных особенностей. Необходимо сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, придать деятельности дошкольного учреждения «открытость и прозрачность», создать условия для принятия родителя как активного участника образовательного процесса с целью полноценного развития ребенка. В нашем учреждении в течение нескольких лет ведется деятельность такой направленности.
В ходе взаимодействия логопеда с семьей были выделены и использованы в практике следующие важные позиции:
- необходимость практического освоение игровых навыков общения родителя с собственным ребенком;
- необходимость наглядности, доступности подаваемой информации с практическими образцами с обязательным участием детей;
- разъяснительные мероприятия с подключением различных специалистов;
- организация гибкой доступности учителя-логопеда.
Содержание и формы взаимодействия с семьей в ДОУ разнообразны и не могут быть стандартизированы, любой педагог должен быть чутким к меняющейся социальной действительности и потребностям семьи воспитанника для совместного достижения цели.