Папки-передвижки

Методические аспекты применения физкультурных минуток и динамических пауз в процессе оздоровительной работы ДОО

Татьяна Александровна Горшкова
Методические аспекты применения физкультурных минуток и динамических пауз в процессе оздоровительной работы ДОО
▼ Скачать + Заказать документы

Увеличение количества занятий и их продолжительность связана с физической выносливостью и умственной работоспособностью дошкольников. Проблема повышения умственной работоспособности ребенка - дошкольника остается актуальной в течение многих лет.

Средством предупреждения умственного утомления являются физкультминутки, которые обеспечивают смену деятельности, снимают застойные явления в мышцах, активизируют кровообращение, повышают обмен веществ.

Публикация «Методические аспекты применения физкультурных минуток и динамических пауз в процессе оздоровительной работы ДОО» размещена в разделах

Такое же значение имеют и двигательные паузы, которые организуются во время перерывов между занятиями, требующими длительного умственного напряжения и пребывания детей в статичной позе.

Содержание данного параграфа составляют комплексы физкультминуток и динамических пауз, которые собраны автором на основе анализа методической литературы и обобщения опыта работы дошкольных организаций города Пензы.

В дошкольной образовательной организации смену деятельности во время занятий могут обеспечивать игры средней подвижности.

Это могут быть игры средней подвижности, такие, как «Карусель», хороводы типа «Ворон-воронок».

Не требуют дополнительной подготовки и дидактические игры с движением такие, как «Упрямые обезьянки», «Магазин игрушек», «Зеркало».

Одна из веселых, шуточных и эмоциональных игр «Лавота». В игре нужно передвигаться по кругу взявшись за руки, за пояс, плечи, ушки, так как показано на рисунках 1, 2,3 и 4.

Проводить данную игру можно как на улице, так и в помещении, так как она не требует большого свободного пространства.

Любая деятельность, требующая статического напряжения, предполагает проведение физкультминутки или динамической паузы. Некоторые проводятся сидя за столом. Все упражнения должны быть знакомы детям и максимально просты для выполнения.

Физкультминутка на занятии «Знакомство со снегом» по методике экологического воспитания (выполняется сидя за столом).

Дети, давайте поиграем со снегом. Наденем варежки (поглаживание обеих рук с двух сторон в одном направлении от кисти к плечу). Скатаем снежок, один, другой (круговые движения кистями от себя и к себе). Отложите снежок, чтобы не мешал, скатайте другой. Возьмите снежки в ладони, покажите соседу, другому (повороты в одну и в другую сторону). Теперь побросаем снежки (замах, бросок; то же в другую, метание способом «от плеча», «из – за головы»).

Ой, ребята, кто - то в нас начал бросать снежки! Давайте увертываться, прятаться, чтобы в нас не попали (повороты в стороны, наклоны вперед, назад, вперед – в сторону). Как они расшалились! Давайте их прогоним (топаем ногами). Все движения педагог показывает детям, выполняет с ними полностью.

Также за столом могут быть организованы физкультминутки на расслабление.

Если упражнения требуют достаточно места, то детей располагают в групповой комнате.

Ниже приводятся текст подобной физкультминутки.

«Способные художники»

Воспитатель: Ребята, сейчас у нас изобразительная деятельность. Давайте сделаем с вами гимнастику для художников «Способные художники». Мы с вами будем рисовать различными частями своего тела, оказывается так тоже можно рисовать. Итак, за работу, мои веселые художники.

1. «Рисуем солнышко головой»

Исходное положение - ноги на ширине печь, руки на пояс, круговые движения головой. Затем рисуем лучики, (каждый рисует в своем темпе) Резких движений не делаем.

2. «Рисуем локтями воздушные шары»

Исходное положение - ноги на ширине печь, руки к плечам. 1- 4 круговые движения локтями вперед; 5-8 круговые движения локтями назад. Темп умеренный, спина прямая.

3. «Рисуем колеса туловищем»

Исходное положение - стоя, ноги на ширине печь, руки на пояс. 1-4 круговые движения туловищем в левую сторону; 5-8 круговые движения туловищем в правую сторону. Ноги от пола не отрывать.

4. «Рисуем домик коленом»

Исходное положение - стоя, правая нога согнута в колене, руки за спиной. Рисуем домик коленом. То же левой ногой. 4 раза каждой ногой. Темп умеренный. Следите за движением колена.

5. «Размешиваем краску»

Исходное положение - стоя, правая нога согнута в колене, носок оттянут, руки на поясе. 1 -7 вращательные движения стопой правой ноги 8-15 то же левой ногой.

6. «Загадочные рисунки»

Исходное положение - лежа на спине, ноги вместе, руки за головой. Поднять обе ноги, нарисовать в воздухе любую фигуру». Заканчиваем рисовать на счет 16.

7. «Радуемся своим рисункам»

Исходное положение - стоя, руки на поясе. Прыжки на 2 ногах вперед-назад по 10 прыжков, чередуя с ходьбой (3р.).

Двигательные задания могут включаться в отдельные части самого занятия. Не отвлекая детей от основного содержания, они позволяют улучшить кровообращение, обеспечивают мышечное расслабление.

Например, на занятии по формированию элементарных математических представлений можно поиграть в «Живые часы», где дети – цифры стоят по кругу и дети – стрелки показывают время. Или игра «Чья неделька скорее соберётся», когда по сигналу необходимо построится в правильном порядке. Дети делятся на команды, каждый имеет жетон с обозначением определённого дня недели. По сигналу нужно ходить или бегать врассыпную. Затем построиться в шеренгу в правильном порядке.

Игра «Сделай геометрическую фигуру», где детям дают задания объединиться в подгруппы и изобразить любую геометрическую фигуру.

Для занятия по экологическому воспитанию можно рекомендовать следующую физкультминутку.

Воспитатель - «Ребята, сегодня мы будем птицами. Эта белая линия - наша жердочка - дом. Встаньте вдоль линии так, чтобы не задеть друг друга крылышками. Расстояние это проверим так - ставьте ладонь ребром (показ) ладошки не должны задевать друг друга. Чтобы не упасть с жердочки, потому что она узкая, нужно подравнять носочки по краю линии, пятки вместе, носки врозь. Теперь поиграем, когда я скажу «День!» все птички летают по группе, «лесу», а когда скажу «ночь!» все сядут на жердочку».

Также старшим дошкольникам можно предложить творческие задания, например, на тему: «спрячься в домик», когда дети под музыку ходят по ковру, а когда музыка замолчит, прячутся в домик из ткани. (Рис. 7 и 8.).

Помимо оздоровительной направленности, эти упражнения развивают фантазию, пространственную ориентировку, ассоциативное мышление.

Более сложными являются пантомимические этюды: «Тесто», «Баба-Яга», «Вежливые люди встретились на улице», где дети показывают продолжительное по времени действие.

Необычен, а значит и увлекателен, приём внесения элементов новизны в уже знакомые детям игры, упражнения, показ новых способов действия с уже знакомыми предметами (например, обычный мяч по желанию может стать юлой или карандашом).

Использование динамических пауз под музыкальное сопровождение способствует всестороннему, гармоничному физическому и умственному развитию дошкольников, формированию необходимых навыков, координации движений, ловкости, гибкости, благотворно влияют на восстановление умственной работоспособности детей, препятствуют нарастанию утомления, повышают настроение, снимают статические мышечные нагрузки.

Ниже дана динамическая пауза под музыкальное сопровождение «У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде».

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.

(Хлопаем по всему телу ладоням).

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках.

(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела)

В приложении №1 представлен полный текст динамической паузы.

Однако двигательные паузы дети могут заполнить самостоятельно. Педагогу необходимо создать для этого необходимые условия, а именно, подготовить предметно – развивающую среду. Для самостоятельных действий детям предлагаются сккалки, мячи, кегли, обручи, кольцебросы

Интересен также так называемый «Футбол – крабиком»

Детям предложено сесть на пол, ноги перед собой опираются на всю стопу, упереться кистями рук в пол позади себя, оторвать тело от пола, оставаясь стоять только на кистях и ступнях. В этом положении быстро пробежать, двигаясь вперед ногами стараться забить мяч в ворота сопернику. Не меняя положение тела, продолжать игру. Соблюдать правила футбола.

Содержанием динамических пауз могут быть и корригирующие упражнения, предупреждающие плоскостопие. На рисунках 16 и 17 изображено, как дети выполняют задание – «Кто больше губок перенесет».

«Сухой» бассейн уже не является на сегодняшний день редкостью в детских учреждениях и может быть использован для проведения динамических пауз между занятиями. Он располагает широким спектром возможностей и позволяет добиться как качественной релаксации, так и тренировки различных мышечных групп, в том числе и формирующих осанку. Разнообразная цветовая гамма шариков, заполняющих бассейн, создаёт положительный эмоциональный фон.

Примером динамических пауз с использованием бассейна могут служить следующие варианты упражнений.

«Поймай бабочку». Взрослый держит в руке веревочку, к концу которой прикреплена бабочка. Он ходит вокруг бассейна, то поднимая веревочку, то опуская ее. Ребенок сидит в бассейне с шариками и пытается «поймать бабочку» (сначала двумя руками, затем одной рукой).

«Быстрые ножки». Дети, стоя в бассейне, держатся руками за его бортики. По сигналу педагога они начинают бег по шарикам.

«Юла». Исходное положение: сидя в бассейне, ноги согнуты в коленях. Дети с помощью ног вращаются вокруг себя.

«Жучки». Упражнение выполняется лежа на спине. Дети одновременно поднимают вверх руки и ноги и двигают ими, словно лапками.

«Найди мишку». Упражнение выполняется, стоя в бассейне. Педагог при детях прячет игрушку-мишку в шарах. По его сигналу дети отыскивают ее.

«Велосипед». Лежа на спине, дети имитируют вращение педалей велосипеда.

«Меткий стрелок». Метание шаров в вертикальную и горизонтальную цель

Современные авторы рекомендуют в процессе занятия применять не одну, а две и даже три физкультурные минутки, чередуя комплексные и специальные. Такой же подход целесообразен в режиме дня. В следующем параграфе мы раскроем содержание специальных физкультурных минуток и динамических пауз.

Зрительный анализатор ребенка имеет особенности, обусловленные ростом и развитием всего организма. В период от 1 до 5 лет наблюдается интенсивный процесс изменения всех элементов глаза, совершенствование его оптической системы. Это сказывается на изменении остроты зрения. К причинам нарушения зрения в дошкольном возрасте, прежде всего, относят характер и длительность зрительной нагрузки. Наибольшая нагрузка на зрительный анализатор бывает во время занятий.

Целесообразна поэтому в процессе их проведения гигиеническая гимнастика для глаз. Рядом авторов рекомендуются нижеследующие варианты организации гигиенической гимнастики для глаз. Это – использование зрительных меток, плаката – схемы и др.

Подобные упражнения способствуют расслаблению глазных мышц, помогают избежать накопления следовых впечатлений в коре головного мозга. Эффективность в процессе их выполнения повышается, если воспитателю удается добиться сочетания движения глаз, головы и туловища сочетаются [2].

«Зрительные метки» (игрушки, красочные картинки) прикрепляются к потолку, по углам, в разных частях комнаты, где проходит занятие. Непременное условие - разное расстояние до них. Вместе зрительные метки составляют сюжет, содержание которого меняется примерно 2 раза в месяц. В процессе выполнения дети фиксируют взгляд на называемых педагогом метках в течение 2-2,5 минут. Примером использования зрительных меток может служить инсценирование русской народной сказки «Колобок».

Воспитатель акцентирует внимание детей на героев сказки, побуждая жестом руки наблюдать за сюжетом только глазами, обращая внимание, что голова и шея неподвижны.

«На плакате-схеме» (Рис. 20.) с помощью стрелок указаны направления, по которым взгляд ребенка движется сначала вверх-вниз (желтый цвет, затем влево - вправо (черный цвет, по часовой стрелке (синий цвет, против ее движения (зеленый цвет) и, наконец, по так называемой «восьмерке» (красный цвет). Длительность таких упражнений – 1,5-2 минуты.

Рис. 20. Плакат – схема

Как видим, каждое упражнение требует многократного повторения детьми однообразных движений. Сохранить интерес детей к выполнению упражнений помогут сказки и небольшие рассказы, которые под силу составить самому воспитателю. Ниже приводится вариант сказки, составленный автором работы.

«Подарок ко дню рождения» (для работы по плакату – схеме). Жил-был веселый Трактор. И был у него лучший друг – маленький Тракторик. Однажды, Тракторик пригласил своего друга на день рождения. Трактор долго думал, что подарить своему другу. Решил, наконец, подарить ему красивый букет из полевых цветов и отправился собирать его рано утром. Сначала Трактор увидел одуванчиковое поле. Он долго ездил по нему вверх - вниз, вверх - вниз пока не нашел самый красивый одуванчик. К желтому так идет голубое, - подумал Трактор и поехал искать незабудковое поле. Он ездил по черной дорожке вправо-влево. Вправо-влево. Но незабудкового поля так и не нашел. И тогда Трактор отправился к васильковому полю, оно ведь тоже голубое. В поисках самого красивого цветка он не раз проехал по полю. Один круг, другой, третий. Наконец, самый красивый и пушистый василек был найден.

Затем Трактору встретилась красивая зеленая полянка. Обогнул ее Трактор один раз, затем еще и еще. Нет на полянке цветов! Не может быть, чтобы здесь росла одна зеленая травка, - подумал Трактор и еще несколько раз обогнул полянку. И нашел таки! В густой траве спрятались красивые ромашки. Очень обрадовался Трактор и осторожно сорвал одну ромашку. Посмотрел на букет, и очень он ему понравился. Не хватало только алого цвета. С маками букет будет еще лучше, - решил Трактор и покатился по маковому полю. Один раз, другой, третий пока не встретились ему два самых ярких мака.

Как вы думаете, дети, понравится маленькому Тракторику подарок? А почему?

Одним из примеров гимнастических упражнений для развития подвижности моторного аппарате глаз может служить гимнастика для глаз с предметами «Поиграем с матрешками».

Задачи: снять утомление; дать отдых работающим мышцам глаз и нервной системе; повысить продуктивность умственной деятельности.

Оборудование: матрешки по количеству детей и большая матрешка для воспитателя.

У каждого ребенка в руке матрешка:

1. Посмотрите, какая красивая матрешка пришла к нам в гости, какой красивый у нее платочек! (рассматривают 2-3 сек). Посмотрите, какая у меня матрешка (2-3 сек). А теперь опять посмотрите на свою (4 раза);

2. Матрешки у нас веселые, любят бегать и прыгать. Вы за ними внимательно следите: матрешка подпрыгнула вверх (смотрим глазами, а теперь вниз, побежала вправо, влево (повторить 4 раза);

3. Матрешки любят кружиться в хороводе. Они пойдут по кругу, а мы глазками будем следить за ними (дети выполняют круговые движения с матрешкой перед собой 4 раза);

4. Моя матрешка очень любит играть в прятки. Вы сейчас крепко зажмурите глаза, а она спрячется. Попробуем глазками найти её (воспитатель прячет матрешку в разные места комнаты, повторить 4 раза).

Существуют специализированные компьютерные программы, направленные на снятие напряжения и коррекцию зрения.

Как правило, они дорогостоящие и мало используются в дошкольной образовательной организации. Но мультимедийную гимнастику для глаз легко изготовить самим, используя программу PowerPoint для создания презентаций, где любому объекту можно задать определенное движение (инструменты Анимации). На рисунках 21 и 22 даны примеры такой гимнастики «Наряди елку» и «Собери розы в корзину».

Рис. 21. Наряди елку

Рис. 22. Собери розы в корзину

Приведенные примеры гигиенической гимнастики для глаз могут включаться в режим дня детей, как в дошкольном учреждении, так и дома, когда ребенок занимается деятельностью, требующей зрительного напряжения.

С целью совершенствования функции внешнего дыхания и формирования красивой осанки необходимо использовать упражнения дыхательной гимнастики.

В основе методики проведения занятий дыхательной гимнастики для дошкольников лежат специальные статические и динамические дыхательные упражнения. А в основе самих дыхательных упражнений - упражнение с удлинённым и усиленным выдохом, сочетаемое с физическими упражнениями, которые направлены на общее укрепление организма и физическое развитие ребёнка. Этого можно достичь, произнося в момент обрабатывания упражнений гласные звуки (а-а-а, о-о-о, у-у-у, шипящие согласные (ж, ш) и сочетания звуков (ах, ха, фу, ух). Но лучше проводить дыхательную гимнастику именно в игровой форме.

В работе с дошкольниками можно использовать такие варианты дыхательной гимнастики: звукоподражание («Самолет», «Гуси шипят», звуковые игры с применением свистулек, дудочек и других звуковых игрушек.

Интересна также дыхательная гимнастика с использованием оборудования «Чья снежинка дальше полетит» (Рис. 23., «Ветерок» (Рис. 24., пускание мыльных пузырей, «Дуй-бол» (Рис. 25 и 26.).

Рис. 23. Чья снежинка дальше Рис. 24. Ветерок

Рис. 25. Дыхательный футбол Рис. 26. Дуй-бол

М. Л. Лазарев предлагает также проведение динамических пауз, которые называются «Пятиминутка здоровья». В них используются следующие дыхательные упражнения.

«Ароматы природы» (восстанавливает обонятельный компонент дыхания, носовое и кожное дыхание).

И. П. - стоя. После выдоха медленно втягивается воздух. Делается попытка уловить тончайшие ароматы природы. Тело предельно расслабляется. Ребенок добивается ощущения, что он дышит не только носом, но и всем телом. Повторить 4 раза в максимально медленном темпе.

«Озвученное дыхание» (способствует концентрации внимания).

И. П. - стоя. Глаза закрыты. Внимание сконцентрировано на точке, расположенной на расстоянии трех поперечных пальцев ниже пупка. Рот закрыт. На вдохе произносится чуть заметный звук, похожий на всхлипывание. Делается небольшая пауза, затем выдох, также с чуть слышным звуком. Повторить 8 раз в медленном темпе.

«Медуза» (упражнение на релаксацию).

И. П. - стоя. Глаза закрыты. Тело максимально расслабляется до полного «размягчения» мышц. Дыхание очень медленное.

«Ныряние» (выполняется между другими дыхательными упражнениями, чтобы избежать головокружения, а также как дыхательный тест, описанный выше).

И. П. - стоя. Резкий выдох ртом одновременно с быстрым приседанием на корточки, нос зажимается пальцами. Насколько возможно, задерживается дыхание.

«Сеньор помидор» (способствует улучшению микроциркуляции в ткани легких, раскрытию спавшихся альвеол).

И. П. - стоя. Вдох. Рот плотно закрыт. Нос зажат пальцами. Делается попытка выдохнуть воздух. Щеки при этом раздуваются, создается максимальное напряжение мышц, участвующих в выдохе. Делать один раз.

Дополнительно могут быть использованы звуковые игры, описанные ниже.

1. «Чарли Чаплин». Дети передвигаются, изображая походку Чарли Чаплина, произнося при этом звук «Р»;

2. «Старый трактор». Дети изображают трактор, который вот-вот развалится;

3. «Лев». Дети растопыривают пальцы (когти) и изображают рычание льва, готового к нападению.

К дыхательной гимнастике относится и звуковые игры с предметами – свистульки, дудочки, «Дуй-бол», «Чья бабочка дальше полетит» и т. д.

Физкультминутки под стихотворные тексты в практике дошкольных образовательных организаций встречаются чаще всего. Например, «Мишуткин шар».

Надувала мама шар, а мишутка ей мешал,

Подошел и лапкой – хлоп,

А у мамы шарик – лоп, ш-ш-ш-ш-ш.

Развитием дыхательного аппарата ребенка могут заниматься и родители. Например, во время прогулки дать одуванчик и предложить подуть на него сначала ртом, а потом носом. К таким играм - упражнениям можно отнести пускание мыльных пузырей и др.

Пальчиковая гимнастика для дошкольников играет очень важную роль. С ее помощью развивается не только мелкая моторика, но также и речевой центр ребенка.

Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой. Ниже представлен один из интересных вариантов.

«Капустка».

Мы капустку рубим, рубим, (движения прямыми ладонями вверх-вниз)

Мы капустку солим, солим, (поочередное поглаживание подушечек пальцев) (Рис. 27.).

Мы морковку трем, трем, (потирать кулачок о кулачек) (Рис. 28.).

Мы капустку жмём, жмём (сжимать и разжимать кулачки).

Рис. 27. Мы капустку солим Рис. 28. Мы морковку трем

Пальчиковая гимнастика может использоваться не только в дошкольных образовательных организациях, но и в домашних условиях, при поездке в машине или поезде. Не обязательно подбирать стихотворные строки, возможна простая, но увлекательная имитация повадок животных, насекомых, птиц, рыб кистью руки и пальцами. Ниже представлены варианты.

«Многоножки». Перед началом игры руки находятся на краю стола. По сигналу педагога многоножки начинают двигаться к противоположному краю стола или в любом другом, заданном педагогом, направлении. В движении принимают участие все пять пальцев.

«Слоны». Средний палец правой или левой руки превращается в хобот, остальные — в ноги слона. Слону запрещается подпрыгивать и касаться хоботом земли, при ходьбе он должен опираться на все четыре ноги (Рис. 29.).

Рис. 29. Слоны

Завершая параграф, хочется отметить, что современных условиях, возможность реализовать оздоровительный потенциал физкультурных минуток и динамических пауз целиком зависит от профессиональной компетентности педагогов конкретного дошкольного образовательного учреждения.

Неравнодушный воспитатель всегда сможет из предложенных форм проведения выбрать необходимую физкультминутку применительно к своей группе дошкольников, соответствующую дидактическим задачам занятия и задачам оздоровительной работы.

Публикации по теме:

Обогащение атрибутивной лексики у старших дошкольников с ОНР в процессе игровой деятельности. Методические рекомендации Пояснительная записка. Прилагательные играют важную роль в умственном и речевом развитии ребенка. Сознательное оперирование этой частью речи.

Разнообразие физкультурных минуток и их роль в организованной образовательной деятельности «Дайте ребенку немного подвигаться, и он вознаградит вас снова десятью минутами живого внимания, а десять минут живого внимания, когда вы.

Из опыта работы «Интерактивные формы работы с родителями в процессе речевого развития детей старшего дошкольного возраста»Из опыта работы «Интерактивные формы работы с родителями в процессе речевого развития детей старшего дошкольного возраста» Статья написана в соавторстве с учителем - логопедом Шамановой Н. В. Речь – бесценный дар природы человеку. Только человек обладает счастливой.

Картотека физкультурных минуток, пальчиковой и артикуляционной гимнастик Картотека физкультурных минуток, пальчиковой и артикуляционной гимнастик по теме «Формирование интереса у детей 4-го года жизни к людям.

Методические аспекты применения программы по здоровьесбережению в ДОУ с детьми с ЗПР по ФГОС Методические аспекты использования (применения) программы по здоровьесбережению в ДОУ с детьми с ЗПР. Дошкольный возраст – это тот период,.

Методические рекомендации для педагогов ДОУ «Организация летней оздоровительной работы» Методические рекомендации для педагогов ДОУ «Организация летне-оздоровительной работы в дошкольных учреждения 1.«Организация летне-оздоровительной.

Основные аспекты коррекционной работы с неговорящими детьми Основные аспекты коррекционной работы с неговорящими детьми Слайд №1 В начале своего выступления хочу кратко остановиться на характеристике.

Основные подходы к квест-технологии и опыт ее применения в образовательном процессе ДОУ при реализации требований ФГОС «Основные подходы к Квест - технологии и опыт ее применения в образовательном процессе ДОУ при реализации требований ФГОС ДО». ЦЕЛЬ: оказание.

Особенности применения образовательных технологий в процессе воспитания с использованием оборудования сенсорной комнаты Князева Ю. И., Ракитина И. В. Аннотация. В статье представлен опыт применения образовательных технологий с использованием оборудования сенсорной.

Планирование «минуток безопасности» в старшей группе Сентябрь 2 неделя Беседа «Забота о здоровье» Цель: навыки личной гигиены, профилактика заболевании, научить заботится о своём здоровье,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические аспекты применения физкультурных минуток и динамических пауз в процессе оздоровительной работы ДОО
Опубликовано: 3 декабря 2016 в 22:11
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические аспекты применения физкультурных минуток и динамических пауз в процессе оздоровительной работы ДОО» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Александровна Горшкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД