Эльвира Сергеева
Разнообразие физкультурных минуток и их роль в организованной образовательной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
«Дайте ребенку немного подвигаться, и он вознаградит вас снова десятью минутами живого внимания, а десять минут живого внимания, когда вы смогли их использовать, дадут вам в результате больше целой недели полусонных занятий» К. Д. Ушинский
По данным ученых-физиологов образовательная деятельность требует от детей большого нервного напряжения. Во время организованной образовательной деятельности у дошкольников любого возраста значительную нагрузку испытывают их органы зрения, слуха, мышцы кистей рук и всего туловища, часто длительно находящегося в статическом положении.
Публикация «Разнообразие физкультурных минуток и их роль в организованной образовательной деятельности» размещена в разделах
- Работа инструкторов по физической культуре
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Темочки
Педагоги должны предупредить возникновение утомления у малышей, своевременно обнаружить признаки его появления и как можно быстрее, эффективнее снять их, так как утомление, накапливаясь, может перерасти в переутомление и стать причиной возникновения различных нервных расстройств. Каждый воспитатель должен знать, что признаки утомления у детей 3-4 лет появляются через 7-9 минут организованной образовательной деятельности, у детей 5-6 лет - через 10-12 минут, в 7-8 лет - через 12-15 минут.
Внешними проявлениями утомления являются потеря интереса и внимания, ослабление памяти, снижение работоспособности. У некоторых детей излишняя подвижность сменяется вялостью: они начинают отворачиваться от воспитателя, зевать, отвлекать других. Очевидный сигнал для воспитателя, что детям срочно требуется физминутка!
Физкультурные минутки - необходимая составляющая любой непосредственной образовательной деятельности в ДОУ, независимо от возраста детей.
Они снимают напряжение мышц, вызванное неподвижным состоянием, переключают внимание с одной деятельности на другую, успокаивают нервную систему, восстанавливают работоспособность детей.
Физминутки в ДОУ, как правило, проводятся примерно в середине организованной образовательной деятельности в течение 1-2 минуты. Совсем необязательно провести лишь одну физминутку, больший эффект будет от сочетания физминуток различного вида.
Не превышайте временной лимит! Детям нравятся несложные упражнения, сопровождающиеся стихами и, по возможности, связанные с темой и содержанием деятельности. Главное, чтобы движения были просты, доступны и интересны каждому ребенку, они должны быть достаточно интенсивны, влиять на многие группы мышц, но не быть чрезмерными.
Кроме того, энергичные движения и дыхание усиливают кровообращение в мозгу, что тоже способствует снятию утомления. Результатом является восстановление устойчивости внимания, поднятие общего тонуса, повышение работоспособности.
Веселые физминутки можно использовать в работе с дошкольниками с самого раннего возраста. Они положительно влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы.
Методика проведения физминуток :
1. Подобрать физминутку с учётом :
- возрастных особенностей детей;
- индивидуальных особенностей детей;
- темы непосредственно образовательной деятельности, на котором будет проводиться физминутка.
2. Подготовить специальный инвентарь, если необходим для проведения физминутки
3. Выучить физминутку наизусть.
Основные требования к проведению физкультминуток :
- проводятся на начальном этапе утомления 8-13-55-я минута занятия (в зависимости от возраста, вида деятельности, сложности учебного материала и т. д.);
- отдается предпочтение упражнениям для утомленных групп мышц;
- комплексы физкультминуток подбираются в зависимости от вида занятия и его содержания;
- подбираются разные по содержанию и по форме физкультминутки, так как однообразие снижает интерес детей к ним.
Физкультминутки во время рисования и печатания целесообразно проводить стоя за столами или около них.
На устных занятиях физминутки можно проводить сидя за столом, поскольку на этих занятиях дети находятся в более свободных позах и имеют возможность чаще менять положение тела.
Виды физкультминуток многочисленны :
1. Обще-развивающие упражнения.
Известно, что тонус мышц передней части туловища имеет естественное преобладание над тонусом мышц задней поверхности, что является одной из основных причин нарушения осанки – сутулости, наклона головы вперёд.
Поэтому, проводя физминутку, необходимо уделять внимание укреплению мышц задней части тела. Преобладающее место занимают упражнения, которые связаны с наклонами туловища назад с сильным напряжением мышц.
С целью предупреждения бокового искривления позвоночника (сколиоза) необходимо укреплять мышцы боковой поверхности туловища. Для этого выполняют наклоны вправо-влево с напряжением соответствующих мышц.
2. Подвижные игры. (Игры средней и малой подвижности) Игры на внимание «Капуста-морковка», «Карлики - великаны»
3. Танцевальные движения под музыку, пение воспитателя и детей. (Можно использовать между занятиями) Например: музыкальные физминутки – Фиксики «Помогатор», «Самолет»
4. Упражнения для отдельных частей тела:
-Зрительная гимнастика, мимические упражнения
-обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза;
- повышает силу, эластичность и тонус глазных мышц и глазодвигательных нервов;
- укрепляет мышцы век;
- снимает переутомление зрительного аппарата;
Кот.
Кот на солнышке сидит,
Глаз закрыт, другой закрыт
(закрыть по очереди оба глаза)
Кот играет в «Жмурки»
(крепко зажмуриться)
— С кем играешь, Васенька?
— Мяу, с солнцем красненьким!
(открыть оба глаза)
- Игры руками
- Пальчиковая гимнастика
Во время выполнения детьми работ по печатанию букв и рисованию быстро устают мышцы пишущей руки. В результате этого нарушается навык правильного письма, замедляется скорость печатания и рисования. Для устранения усталости мышц кисти выполняют разные упражнения в виде ритмических сжиманий и разжиманий пальцев, потряхивания кистями и другие. Целесообразно проводить стоя за столами или около них
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я
Вместе дружная семья!
5. Двигательно-речевые
Дают отдых различным группам мышц, активизируют деятельность мозга, сердечно-сосудистой и дыхательной системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов. Кроме того, они помогают взрослым развивать у дошкольников координацию движений, стимулируют развитие речевых навыков, активизируют память, внимание, развивают творческое воображение.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали,
Вверх на солнце посмотрели,
И их лучики согрели.
6. Дыхательная гимнастика
Дыхательная гимнастика способствует развитию дыхательной мускулатуры, увеличению подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшению кровообращения в легких.
«Дровосек»
Дети стоят. Ноги на ширине плеч, руки опущены и пальцы рук сцеплены «замком». Быстро поднять руки – вдох, наклониться вперед, медленно опуская «тяжелый топор», произнести – ух! – на длительном выдохе.
Физминутка необходима и важна, это - "минутка" активного и здорового отдыха. Физминутка - это весело, интересно и полезно!