Нина Козлова
Методические аспекты организации работы воспитателя по проведению музыкальных игр-сказок у старших дошкольников
▼ Скачать
Музыкальные игры-сказки занимают большое место в жизни детского сада. Игры-сказки дети исполняют в свободное от занятий время. Нередко игры-сказки составляют часть детских праздников. Например, игру «Дудочка» можно провести на весеннем празднике, сказку «Холодный нос, короткий хвост» – на празднике, посвященном выпуску детей в школу.
Игры-сказки оказывают огромное воспитательное влияние на детей. Они способствуют развитию художественного вкуса, певческих навыков, вызывают радостные эмоции. Дети лучше передают характер музыки в движениях, у них развивается речь, четкость дикции, речевые интонации.
Публикация «Методические аспекты организации работы воспитателя по проведению музыкальных игр-сказок у старших дошкольников» размещена в разделах
- Игры для детей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Работа музыкального руководителя
- Старшая группа
- Темочки
Прежде чем предложить детям слушать сказку, музыкальный руководитель и воспитатель должны хорошо знать ее, освоить текст, выучить музыку и художественно ее исполнить. Чем выразительнее будет исполнена музыка, тем ярче и глубже она будет воспринята и тем правдивее и выразительнее передадут дети образы сказки.
Сказка усваивается обычно в несколько этапов.
На первом этапе педагог выразительно читает сказку детям, исполняя по ходу действия имеющиеся песни и музыку. После прослушивания дети делятся своими впечатлениями с воспитателями и друг с другом. По происшествии некоторого времени, примерно через неделю или больший промежуток, слушание повторяется. Таким образом, дети слушают сказку 2-3 раза, постепенно усваивая и запоминая ее.
На втором этапе дети активно включаются в исполнение сказки. Освоение и запоминание текста и музыки может идти двумя путями: сказку можно разучивать со всей группой или подгруппами. Обычно это происходит таким образом. Воспитатель читает сказку, а дети – по своему желанию или по просьбе воспитателя – говорят слова и поют песню того или иного персонажа.
Песни, которые встречаются в сказке, можно также выучить со всеми детьми, а затем для исполнения выделить тех, кому это лучше удается. Разучивание сказки на данном этапе следует проводить сидя на стульях.
На третьем этапе дети усваивают текст самой сказки, а затем мелодии песен и начинают исполнять их в игре. Руководитель дает некоторые режиссерские указания, например: откуда выходить действующим лицам, в каком направлении двигаться, где им находиться и т. д. При разучивании сказки в игре не следует навязывать детям зафиксированных движений, позы, не надо давать готового образца. Желательно поощрять самостоятельное выявление детьми образа, их творческие находки.
Если дети затрудняются изобразить тот или иной персонаж, тогда можно напомнить его характерные особенности (например, зайчик пугливый, осторожный, прыгает, оглядывается; медведь косолапый, неуклюжий; петух ходит, высоко поднимая ноги, горделиво держит голову и т. д.).
На четвертом этапе в игру можно внести необходимые атрибуты, реквизит.
На пятом этапе участники игры надевают полные костюмы или их элементы. Костюмы помогают детям углубить образ, делают его более ярким, эмоциональным.
Чтение текста сказки можно поручить воспитателю или кому-нибудь из детей, кто обладает хорошей памятью и может четко и выразительно прочесть текст. Когда сказка усвоена, участники показывают ее всем детям своей и других групп. Если сказка не включена в праздник, она дается как самостоятельное представление.
Можно организовать приход на этот спектакль как посещение театра. Дети берут в кассе билеты, контролеры проверяют билеты, указывают места, куда сесть, и после третьего звонка начинается исполнение сказки. Желательно для углубления и закрепления впечатлений посмотреть спустя некоторое время эту сказку еще раз с теми же или (еще лучше) с другими исполнителями. При прослушивании обращаем внимание на звучание инструментов симфонического оркестра, находим связь между тембром инструмента и характером музыкального образа. Так для сверкающих на солнце пушистых снежинок композитору необходимо было использовать в оркестровке колокольчики, треугольники, посвистывающий нежный тембр флейты; для передачи картины метели – переборы арфы; а «вьюжную» мелодию сыграли трепетные скрипки. Обязательно показываю иллюстрации этих инструментов.
На следующем этапе предлагают детям самим выбрать музыкальные инструменты для совместного исполнения того или иного фрагмента. Для «Марша» они выбирают барабан, бубен, дудочки, трещотки, а для «Колыбельной» – металлофон, колокольчик, треугольник.
Подбирают иллюстрации, репродукции, соответствующие сюжету, чтобы помочь детям лучше представить саму сцену и понять музыку. Зрительная наглядность, без сомнения, усиливает впечатления от музыки, вызывает в их воображении зрительные образы и побуждает выразить свое восприятие в творческом движении, пластике, танце.
Ребята подготовительной группы отличаются возросшим уровнем интеллекта, определенным жизненным и музыкальным опытом. Это позволяет преподнести им в доступной форме некоторый объем теоретических знаний о музыке. Им можно дать представление не только о балете, но и рассказать об опере, объяснить, что такое ария, хор, увертюра, речитатив, лейтмотив. Нужно подчеркнуть, что ознакомление с жанрами и формами музыки не является самоцелью. Теоретические сведения о музыке прямо связаны с содержанием и формой музыкального произведения.
Подводя итоги можно сказать, что формирование основ музыкальной культуры у ребенка дошкольного возраста происходит в процессе его музыкального развития, то есть в результате музыкального воспитания и обучения, что в свою очередь содействует всестороннему развитию личности, ее эстетическому, умственному, нравственному и физическому самосовершенствованию. Так же, формирование основ музыкальной культуры можно рассматривать как процесс музыкального развития детей дошкольного возраста с позиции педагогики и психологии и в опоре на теоретические основы эстетики. Лишь опираясь на детские музыкальные интересы и отталкиваясь от них можно ненавязчиво, без принуждения направлять развитие музыкального вкуса ребёнка, обогащать его музыкально – слуховые представления и музыкальный опыт посредством различных видов музыкальной деятельности. Но особенно следует отметить роль музыкальной игры-сказки как средства формирования основ музыкальной культуры у дошкольников.
Методические аспекты работы педагога по формированию основ музыкальной культуры заключаются в формировании эмоционально-ценностного отношения детей в процессе ознакомления с музыкальными играми-сказками.
Мы определили следующие этапы реализации методики : эмоционально-познавательный, обучающий и творческий. Целью эмоционально-познавательного этапа является ознакомление неподготовленного ребенка к восприятию содержания сюжета сказки через приобретение начальных знаний, исполнительских умений и навыков, дающих прочную базу для последующего их углубления и совершенствования на следующих этапах формирования основ музыкальной культуры. В задачи данного этапа входит формирование у детей эмоционально-ценностного отношения к музыкальному творчеству на основе восприятия музыкально-литературного искусства как части культурного наследия народа через постижение специфики его образно-эмоционального строя, отраженного в музыкально-игровой исполнительской культуре. Одновременно у детей расширяется информационное поле о музыкальной культуре, сценическом искусстве и формах его воплощения.
На обучающем этапе через практическое освоение музыкально-игрового творчества формируются такие навыки, как синкретизм, музыкально-игровое мышление и т. д. На основе формирования исполнительских навыков у детей старшего дошкольного возраста формируется эмоционально-ценностное отношение. Это репродукция и воспроизведение опыта, который ребенок получил на предыдущем этапе. На творческом этапе совершенствуются исполнительские навыки детей в коллективном творчестве, развиваются художественно-коммуникативные способы общения в коллективе.
Приобретённые на обучающем этапе начальные знания и представления об эстетике национальной музыкальной культуры получают дальнейшее развитие и углубление на занятиях, на которых формируются эмоционально-ценностный, исполнительский, творческий компоненты приобщения детей к музыкально-игровой деятельности.
Благодаря поэтапному процессу формирования основ музыкальной культуры у детей 5–7 лет, мы осуществляем:
- овладение детьми знаниями сюжетов сказок русских и зарубежных авторов, музыкального озвучивания, морально-нравственных норм поведения героев сказок и практическое их применение в быту;
- формирование навыков художественно-коммуникативного общения в процессе учебно-воспитательной работы в музыкально-игровой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста;
- накопление у детей опыта музыкально-игрового исполнительства;
Таким образом, воспитание детей с дошкольного возраста в духе мировой музыкальной культуры является условием художественно-эстетического воспитания.