Ольга Геннадьевна Макарова
Тематическое занятие для старших дошкольников «Из истории музыкальных инструментов»
▼ Скачать + Заказать документы
Тематическое занятие для старших дошкольников
Вед. Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня я пригласила вас на необычное музыкальное занятие. Вы узнаете, когда и как возникли первые музыкальные инструменты. Точно ответить на этот вопрос очень трудно. Наверно этот было давным – давно. А началось всё со звуков…
Давайте сейчас посидим в тишине,
Публикация «Тематическое занятие для старших дошкольников „Из истории музыкальных инструментов“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыкальные инструменты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2023
Так тихо, как будто бы это во сне.
Услышим тогда, как звучит тишина,
Хоть кажется нам, что она не слышна.
Закройте глазки и послушайте …
Ветер чуть слышно поёт, липа вздыхает у сада,
Музыка всюду живёт – в шелесте трав, в шуме дубрав,
Только прислушаться надо!
Звуками наполнен весь окружающий мир. Они бывают разные: звонкие, глухие, звенящие, шипящие, шуршащие и даже скрипящие.
Звуки можно воспроизводить голосом или с помощью других различных предметов. Люди всегда пытались подражать звукам природы Они поняли, что можно заставить звучать знакомые предметы. Человек обтянул глиняный горшок кожей – получился барабан, с помощью которого люди предупреждали друг друга о приближающейся опасности. (Этот ударные инструменты) Подул в отверстие травинки или тростинки – получилась дудочка. (Это духовые инструменты) Тронул тетиву лука – она зазвучала. Так стали появляться струнные инструменты. Благодаря звукам – музыканты передают музыкой природные явления. Звуки флейты похожи на пение птиц, переливы арфы напоминает волнение волн.
С тех пор люди не расстаются с музыкой. На высоких башнях средневековых замков стояли трубачи – часовые.. Различными сигналами они сообщали горожанам о кораблях, входящих в гавань, о пожаре или приближении врага. А вот русские скоморохи. Где праздник – там скоморох Хороводы, игры, пляски, представления…
Пролетали за годом годы и люди придумывали всё новые и новые музыкальные инструменты. Сначала их делали вручную. А по мере того, как они становились сложнее – на музыкальных фабриках.
Ребята, какие музыкальные инструменты вы знаете?
Мы с вами можем исполнять пока музыка на детских музыкальных инструментах. Назовите их, пожалуйста.
А для того, чтобы играть на взрослых настоящих музыкальных инструментах, нужно много учиться. Для этого существуют музыкальные учреждения: музыкальные школы, училища и консерватории.
И сегодня к нам в детский сад пришли учащиеся Детской музыкальной школы нашего посёлка в месте со своими педагогами. Они расскажут о своих музыкальных инструментах и сыграют на них.
У нас в гостях баянист, пианист и виолончелист.
Только кнопочки затронешь, нежно разведёшь меха,
Сразу в музыке утонешь – унесёт тебя река.
Та река из нот чудесных, ей всегда и всюду тесно.
Льётся речка и журчит, что за инструмент звучит? Баян.
Звук у баяна получается оттого, что струя воздуха, проходя через отверстие, заставляет колебаться находящийся в нём металлический язычок.
Клавиатура – кнопчатая. Баян был изобретён в России. Вот почему лучше всего и интереснее в его исполнении звучат русские народные произведения. За последние годы баян сильно усовершенствовался. Это сделало возможным исполнение на баяне сложных музыкальных произведений, имеющих большую художественную ценность.
Смычком по струнам проведу – и сразу в сказку попаду.
Мне дивный инструмент поможет – по разному звучать он может.
То нежно, ласково, легко – то низко, сочно, глубоко.
Он звуком бархатным поёт и сразу за душу берёт.
Не контрабас и не свирель. Зовут его…. Виолончель
Следующий инструмент – Виолончель. По своей форме – копия скрипки, только в 3 раза больше. Голос у неё низкий. Её звуки так проникают в сердце, что перед ними невозможно устоять. Когда она поёт – все сидят тихо – тихо, потому что её звуки завораживают.
Для того чтобы играть, музыкант ставит виолончель таким образом на пол, чтобы корпус инструмента оказался между коленями, а верхний конец с наклоном лёг на его левое плечо. Так как колени не создают достаточно надёжной опоры, к нижнему концу корпуса приделывается острый шпиль, которым упирают инструмент в пол. Звук возникает благодаря тому, что струны начинают колебаться под воздействием смычка, которым играющий проводит по струнам. Смычок делается только из конского волоса. Особой смолой – канифолью натирают волосы смычка. Если бы не было канифоли, волос просто скользил бы по туго натянутым струнам. И не какого звука бы не получилось. Струны настраивают, то есть натягивают до такой степени, при которой их колебания дают определённое правильное звучание.
И последний инструмент, который вам всем знаком.
Пальцем тронешь – звук родится. Волшебством всех удивит,
Запоёт как будто птица или слоном он затрубит.
Может звук издать глухой, звонкий, тихий, нежный, длинный.
Дивный инструмент такой называют….пианино.
Или еще его называют - Фортепьяно.
Вы знаете, что его название переводится как Громко – Тихо.
Итальянский мастер. Б Христофори. Внутри деревянного корпуса из сосны помещается чугунная рама с натянутыми на неё струнами. Струны натянуты вертикально. По струнам ударяют молоточки. А чтобы молоточек ударил по струне – нужно нажать на клавишу. Клавиш много и чёрных и белых: целых 7 октав по 12 клавиш.
Нажмёшь сильно - получиться громкий, нажмёшь тихо – тихий звук. Отсюда и название инструмента. А для того чтобы усилить или приглушить звук существуют ещё и педали.
Надеюсь, что вам понравилось путешествие в мир музыкальных инструментов, и мы обязательно продолжим его на следующих занятиях и, познакомимся с новыми инструментами.