Татьяна Валерьевна Олемская
Современные подходы к здоровьесбережению детей в процессе проведения образовательной деятельности
Современные подходы к здоровьесбережению детей в процессе проведения образовательной деятельности
Отношение ребёнка к своему здоровью является посылом в будущее. Потребность в здоровом образе жизни зарождается и развивается в процессе осознания ребёнком себя как человека и личности.
Возраст с 5 до 7 лет является наиболее благоприятным периодом формирования осознанного отношения детей к своему здоровью.
Публикация «Современные подходы к здоровьесбережению детей в процессе проведения образовательной деятельности» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция апрель 2018
Гигиенически организованная социальная среда обитания ребёнка в дошкольном образовательном учреждении является первым и основным условием развития у него потребности в здоровом образе жизни. Это не только организация учебной деятельности с учётом состояния здоровья детей (группа здоровья, проветривание помещений, соответствие мебели росту, учёт ослабленного зрения, но и гигиена нервной системы, психологическая безопасность, гигиена социальных отношений.
Детям важно услышать при встрече: «Здравствуйте, ребята, я рада видеть вас». Многие дети откликаются на приветствие, кто - то отвечает этими же словами. Детям нравится, когда их гладят по голове, обнимают, пожимают руку. Они ощущают себя комфортно, спокойно.
Перед занятием можно использовать игру - ритуал, который помогает напомнить ребёнку, что он рядом с товарищами, которые вместе с ним играют, узнают что - то интересное, вспоминают о чём - то. Ритуал порадует детей и в конце занятия, а также настроит на ожидание следующей встречи. Для ребёнка она станет примером интересного и содержательного общения. Тёплое дружеское отношение друг к другу, доброжелательность – это помощь каждому, и, особенно, неуверенным, застенчивым детям.
Есть ещё один важный момент, который помогает в формировании здоровой личности – доверие к самому себе. Самомассаж помогает сказать себе: «У меня получится», «Я помогу себе сам». Дети выполняют поглаживание, постукивание, растирание, похлопывание ладонями, пощипывание, разминание пальцами мочек ушей. Это происходит незаметно, во время игр на развитие внимания и во время пальчиковой гимнастики, которую может предложить педагог, а так называемое творческое преобразование знакомых пальчиковых упражнений и игр с включением различных атрибутов, помогает расслабиться, успокоиться и чувствовать себя комфортно и уверенно.
Также детям нравится делать массаж ладоней друг другу (имитация ходьбы пальцами по ладошке товарища одной рукой, посыл этой же ладонью жеста, обозначающего пожелание сердечного тепла). В процессе массажа ребята обмениваются тактильными посланиями, выражая своё внутреннее состояние, отношение к товарищу. Нравится детям театр пальцев и ладоней. В процессе таким образом организованной работы у детей формируется способность к содействию и сопереживанию. Они понимают, что все люди разные, а уважительное отношение – это помощь и поддержка.
Игровые технологии помогают детям активно работать, взаимодействуя друг с другом.
Особенно важно не забывать об этом, планируя образовательную деятельность с детьми старшего дошкольного возраста (занятие в старшей группе длится 25 минут, в подготовительной - 30 минут). Чтобы детям было интересно, занятия проводятся в игровой форме. Мы учитываем потребность детского организма в движении, поэтому на занятиях происходит чередование различных видов деятельности, нагрузки и отдыха.
Известно: уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Поэтому на занятиях мы проводим специальные пальчиковые игры, пальчиковую гимнастику, специальные упражнения для пальцев с использованием различных предметов (счётных палочек, фломастеров). Детям нравится изображать при помощи пальцев предметы, буквы, рисовать пальцем в воздухе картины. Таким образом, в процессе развития мелкой моторики развивается речь детей и мышление. А такое игровое упражнение как «Лепим уверенную и умелую руку», где в роли скульптора ребёнок, одна рука – «ваятель», другая – «материал», одновременно способствует развитию осмысленной моторики мелких мышц руки, воображению и уверенности в себе, чувства психологической защищённости (каждый из пальцев – член семьи) и вместе с тем происходит своеобразный массаж, активизация биологически активных точек, релаксация и т. д.
Обязательными на занятиях являются физкультминутки, логоритмические игры и упражнения. Дети очень любят их: они расслабляются, отдыхают в процессе выполнения движений, подражая воспитателю, вживаясь в роль. К тому же происходит эмоциональная разрядка, которая позволяется детям сбросить накопившееся физическое и психологическое напряжение. Кроме того, исследователями установлено, что во время эмоциональной разрядки повышается способность организма к усвоению кислорода, что даёт оздоровительный эффект. Физкультминутки могут проводиться как с использованием музыкального сопровождения, так и без него. Игры-импровизации, мини-этюды, которые комментирует воспитатель, задав тему, также помогают детям расслабиться, способствуют развитию пластики, чувства ритма, музыкального слуха, пантомимики, воображения, дают возможность проявить себя через самовыражение (например, в роли «Я – листочек», «Я – талая вода», «Я – снежинка», «Я – берёзка» и т. д.).
Поскольку в процессе образовательной деятельности, например, во время рисования, работы с компьютером, интерактивной доской предполагается длительное напряжение зрительных мышц, использование зрительной гимнастики просто незаменимо. Это различные упражнения для расслабления мышц глаз типа «сделай, как я», «солнечные зайчики», «яблочки», «мячики», переведение взгляда на различные предметы в группе, специально наклеенные кружочки на окне и т. д. Зрительная гимнастика является профилактикой переутомления глаз в процессе работы с «Буквенным конструктором», во время печатания букв, штриховки и других заданий, выполняемых детьми на дополнительных занятиях.
В нашей практике много авторских музыкальных динамических пауз, которые одновременно включают в себя пальчиковую игру, зрительную гимнастику, самомассаж, игру на внимание, подражание движениям, артикуляционную гимнастику и т. д.
Таким образом, используя в процессе обучения детей на занятиях элементы массажа и самомассажа, зрительную гимнастику, пальчиковые игры и упражнения, физкультминутки, логоритмические упражнения, мини-этюды, игры-импровизации и т. д., мы применяем современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении, выполняя заказ семьи – здоровый ребёнок - и формируя совместными усилиями потребность детей в здоровом образе жизни.
Литература.
Из детства – в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4-7 лет/ Т. Н. Доронова, Л. Г. Голубева, Н. А. Гордова и др. – М. : Просвещение, 2012.
В. Г. Алямовская, «Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении», Москва, «Первое сентября», 2005.