МААМ-картинки

Консультация для педагогов «Привычка сосать палец»

Богаевская Юлия Николаевна
Консультация для педагогов «Привычка сосать палец»

Привычка сосать палец

ГБУ СО «Ершовский реабилитационный центр для детей и подростков

с ограниченными возможностями»

Методическое пособие

«Привычка сосать палец»

Составил: специалист по реабилитационной работе в социальной сфере Богаевская Ю. Н

Публикация «Консультация для педагогов „Привычка сосать палец“» размещена в разделах

Кушать хочется, или по-научному – нутритивное сосание. Ребенок сосет грудь или бутылочку и получает пищу. Тут всё понятно: перевели на твердую пищу и произошел отказ от этого вида сосания.

Страшно, тревожно, не могу уснуть, пережил стресс – это ненутритивное сосание. Именно оно и остается у детей, и именно про него будем говорить.

Когда ребенок «должен» перестать сосать пальцы? (а сюда же еще добавлю и сосание пустышки, уголка одеяла, жевание ворота футболки или пряди своих волос).

Единого ответа на этот вопрос нет. Вот паспорт получать надо ровно в 14. За руль садиться - в 18. Во сколько лет ребенок обязан удовлетворить свой сосательный инстинкт и отказаться от него – такого закона нет.

Одни авторы пишут о возрасте двух лет, другие – четырех, кто-то говорит, что эта привычка сама отвалится к началу школы.

Поэтому отучать малыша от сосания пальцев или нет, решают непосредственно родители. Это их зона ответственности.

На что стоит обратить внимание, принимая это решение?

На здоровье ребенка.

Посоветоваться со стоматологом и посмотреть, влияет ли привычка на формирование прикуса и челюсти, дикцию и речевое развитие. Посетить дерматолога, если на пальцах появились трещины от слюны, - они являются отличным гнездышком для инфекции, так что требуют контроля.

На социальную функцию ребенка.

То есть на его общение с другими людьми. Если привычка приводит к «дефектам фикции», задержкам речевого развития, это сказывается на качестве взаимодействия с остальными людьми.

На неврологическую составляющую.

Если вдруг малыш недавно пережил стресс (а под стрессом мы подразумеваем практически всё : рождение брата или сестры, начало посещения садика, выход мамы на работу, развод родителей, переезд. Так вот, если пережил стресс и начал сосать палец, то решаем проблему стресса, а не пальца. Успокаивается, как может. Перестанет нервничать – перестанет тянуть в рот всё, что не прибито.

И вот мы тут всё взвесили и решили, например, что само не отвалится, будем отучать.

Не рекомендуется

Сюда же сразу отметаем все угрозы, крики, вопли, попытки пристыдить и воззвать к разуму – он это делает неосознанно, то есть разум не задействует, смысл к нему взывать?

Действуем неожиданно, нелинейно и с фантазией. Идем от обратного: нельзя ругать – будем хвалить! О, ты сегодня за весь вечер ни разу не дотронулась руками до рта - классно! Я заметила, что вчера ты уснула без пальчика во рту – здорово!

Замечаем ситуации, когда именно ребенок прибегает к этому способу успокоения, и меняем их. Например, если это просмотр телевизора, то выдаем в руки игрушку-антистресс. Если при засыпании, садимся рядом и гладим ручки, спинку – работаем антистрессом сами.

Используем сказкотерапию – придумываем историю, где прекрасная маленькая принцесса, идеальная во всем, имела пристрастие сосать пальчик.

Подойдет и игротерапия – теперь сказку перекладываем на пупсиков или мягкого зайца.

Узнайте у ребенка, он сам замечает, что сосет пальчик? Спросите, что ему помогло бы этого не делать, - дети иногда выдают очень интересные варианты. Озвучивайте свой план и привлекайте в свою компанию сына или дочку – вы команда и боретесь не друг с другом, а с общим врагом.

В план можно включить использование специальной силиконовой насадки на палец – но по согласованию со второй стороной, иначе этот самый прогресс будет постоянно вдруг теряться и незаметно сниматься, как только мама отвернулась.

Для девочек такого возраста хорошим стимулом является маникюр, кстати. Отбрасываем стереотип, что «не по годам еще» и красим ноготки во все цвета радуги.

Крайне редко такая привычка остается с людьми на всю жизнь, поэтому не стоит из-за нее портить семейную атмосферу зловонием скандалов. Пусть всё пройдет максимально мягко и будет вспоминаться спустя 20 лет как часть истории ее детства. Хорошей истории хорошего детства.

Если у ребенка нет никаких неврологических нарушений, о которых вы узнали на консультации у детского невролога и психотерапевта, то эту проблему можно решить поведенческой терапией не только самого ребенка, но и остальных членов семьи.

Чаще всего привычка сосания держится только потому, что у ребенка нет альтернативных способов снять напряжение, получить успокоение, а в семье постоянно твердят об отучении сосания. Естественно, ребенок сопротивляется и продолжает сосать пальчик. Постарайтесь непредвзято оценить психологический климат семьи. Насколько Ваш ребенок чувствует себя комфортно? Не слишком ли он часто остается один со своими игрушками и мультиками даже при наличии других членов семьи дома? Часто ли Вы играете вместе с ним, посвящаете качественное время; играя с ним, не отвлекаетесь на домашние дела? Аналогично нужно оценить, комфортно ли ребенку в детском саду, если он его посещает. Поведенческая терапия складывается из безусловного принятия ребенка таким, какой он есть (даже с этой вредной привычкой) и проведения арттерапии. Это значит, что Вы исключаете любое порицание, возмущение, одергивание, не стыдите и не язвите. Не пугаете страшными последствиями. Потому что, как Вы уже убедились, это не срабатывает. Если ребенок испытывает дискомфорт от мысли, что надо прекратить сосание, он его будет повторять снова и снова. А когда он почувствует желание бросить (чтобы добиться приза, к примеру, или быть «взрослым» и «красивым», т. е. видит приятную перспективу для себя, он сам приложит к этому свои усилия. Постарайтесь найти то, чем бы ребенок мог увлечься, максимально задействовав свои ручки: это рисование различными способами (от акварели до мелков и угля, лепка глиной, мягким пластилином необычной расцветки. Познакомьте его с вязанием и вышиванием, бисероплетением и т. д. Дополнительно можно подключить акватерапию (различные игры с водой, песочную терапию. Сократить просмотр мультиков до минимума (не более 10 мин в день). Когда ребенок увидит, что все члены семьи перестали напоминать ему о прекращении сосания пальчика, можно включить элементы поощрения: на специальном ватмане расчертить дни недели по временам суток (утро, день, вечер) и наклеивать веселые мордашки с растопыренными пальчиками (если ребенку удалось, например, утром до обеда удержаться от сосания) и грустные мордашки с пальчиком во рту (если не удалось). Цвета подберите соответствующие: веселые - с его любимым цветом из ярких насыщенных тонов и грустные - с нелюбимым цветом (лучше темным, например, черный темно-синий, темно-фиолетовый). И в конце каждого дня подсчитывать, каких мордашек она набрала больше всего. Если - веселых - маленький, но желанный приз (наклейка, мелкая сборная игрушка и т. д.). Если грустных, соответственно не даем ничего. Еще можно сделать акцент на внешнем виде: рассказать ребенку, что, поскольку он – девочка (мальчик, его пальчики хотят быть красивыми. Если это девочка - можно в качестве наглядного примера раскрасить ее ногти нежным лаком и сделать легкий рисунок, а если они попадут в рот, вся красота сотрется. Чаще говорите своему ребенку, какой он у Вас молодец, он сам решил, что может сосать, но и также может сам решить, когда бросить это делать. Подчеркивайте его самостоятельность и выражайте уверенность в том, что он с этим справится обязательно. На ночь в ручки вкладывайте такую игрушку, которая будет спать с ним, и которую можно немного покусывать. Игрушка должна умещаться в ручке. Если во сне ребенок автоматически положил пальчик в рот, попробуйте очень осторожно (чтобы не разбудить) вынуть пальчик. Если не удается, оставляем. Вывод: Используйте вышеописанные виды терапии в течение дня, поощрение. И все это должно сработать на подсознательном уровне.

Публикации по теме:

Консультации для родителей дошколят «Привычка держать палец во рту. Привычка ругаться» Привычка держать палец во ртуЕсли ребенок держит палец во рту – значит, он чувствует внутренний дискомфорт. Часто эту привычку приобретают.

Консультация для педагогов «Би-Ба-Бо»Консультация для педагогов «Би-Ба-Бо» Детский кукольный театр всегда популярен у маленького зрителя. Каждое представление вызывает неописуемый восторг у малышей! Для них то,.

Консультация для педагогов «Ещё раз о Щелкунчике»Консультация для педагогов «Ещё раз о Щелкунчике» Что в новый год самое-самое? Вопрос, требующий ответа или нет? Может, для каждого что-то своё? Не знаю. Но всё же считаю, что новый год.

Консультация для педагогов «Формы, методы и приёмы взаимодействия педагогов с родителями» Консультация для педагогов «Формы, методы и приёмы взаимодействия педагогов с родителями» Содержание работы с родителями состоит в следующем:.

Автор публикации:
Консультация для педагогов «Привычка сосать палец»
Опубликовано: 16 июля 2024 в 08:55
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Привычка сосать палец»» (включая файлы) размещена пользователем Богаевская Юлия Николаевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 августа. Яблочный Спас, папка-передвижка

19 августа празднуется Яблочный Спас. Это народное название православного праздника в честь Спасителя Христа — Преображения Господня. В августе три праздника в честь Спасителя, которые так и называются —...

12 августа. День Военно-воздушных сил России. Передвижка «Летчики. Авиация России»

12 августа в России отмечается День Военно-воздушных сил, День ВВС.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД