Тамара Аксакова
Методическая рекомендация «Познавательный маршрут в социальном развитии дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Вопросы социализации и воспитания подрастающего поколения неразрывно связаны со стратегией национального развития страны. Социальное- это то, что объединяет индивида с его ближайшим окружением. Процесс социализации понимается как «усвоение индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, образцов поведения, установок, культуры, присущих данному обществу.
Публикация «Методическая рекомендация „Познавательный маршрут в социальном развитии дошкольника“» размещена в разделах
Значимым направлением процессом воспитания, является формирование у детей ценностного отношения к малой родине. В процессе социального развития дошкольник сначала узнает ближайший круг своего «образа мира» (семью, а затем расширяет этот образ в дальнейшем познании, накоплении жизненного и иного опыта (детский сад, школа, улица и т. д.). Поэтому познание, принятие и приобщение к наследию своего родного края в дошкольном возрасте как одной составляющей образа мира- является важным направлением воспитания. Сегодня, ФГОС ДО обозначено «формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой и большой родине». Это связано с созданием соответствующих парциальных программ.
Маршрут, согласно словарю Д. Н. Ушакова – это заранее намеченный путь следования с указанием основных пунктов.
Познавательный маршрут для дошкольников определяется как составленная взрослыми или совместно с детьми образовательная траектория, в процессе освоения которой дошкольник приобщается к культурно-историческому окружению родного края, проникается чувствами гордости за малую родину, уважения к труду взрослых, населяющих этот край, формируется готовность к участию в социально созидательных событиях ближайшего социума.
Основные методические требования к разработке познавательных маршрутов :
• Введение краеведческого материала с учетом принципа постепенного перехода от близкого и доступного ребенку к следующему социальному кругу : окружающему социуму с обязательной опорой на знакомое и постепенным введением исторических, географических и других фактов;
• Построение маршрута с учетом деятельностного подхода (т. е. прежде всего переживания и действия, а затем – знаниевая сторона (творческая игра, аппликация, поделка, рисование)
• Обращение в познавательных маршрутах не только в прошлое, в историю, но обязательно в настоящее и с установкой на будущее;
• Приобщение детей к социальной действительности, к социальным акциям («Помогаем ветеранам», «Чистый город»)
• Поддержка совместной деятельности детей и взрослых, которая дает возможность на краеведческом материале проявить творчество различным субъектам образовательного процесса;
• Формирование эмоционально-позитивного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни города, республики, страны;
• Разнообразие форм, методов, приемов организации образовательной деятельности с детьми.
Направленность маршрутов носит разнообразный характер, учитывается возраст детей, возможности педагогических кадров, социокультурная среда ДОУ. Начнем с простого… Полезно рассказать детям, как и почему появились у людей имена, что каждое имя что-то означает, нарисовать древо семьи, рассказать о семье. Такие познания расширяют кругозор, воспитывается уважение к близким.
Полезно с детьми рассмотреть карту, найти город в котором живете. Обратите внимание на соотношение: страна-республика-город. Что больше? Такие разговоры способствуют накоплению знаний по географии. Поиграть с детьми в путешествие по планете или по стране, определив вид транспорта. Задав вопрос: почему нельзя объехать всю планету на поезде, а вот на самолете и теплоходе можно. Выслушайте мнение и аргументы детей. Сделайте бумажный самолетик и отправляйтесь в путешествие, каждый раз называя страну, город в которые вы прилетели. Так ребенок усваивает географические названия, делая ваше общение содержательным.
Прогулки с детьми можно сделать познавательными. Рассказывайте, что называют улицей, переулком, проспектом. Эти названия дают люди, вкладывая в них смысл: улицам присваивают имена героев (Винокурова, по названию предприятий (Заводская, улицы, связанные с природой (Сиреневая). Здесь можно подумать и о названии вашей улицы- пусть дети сами догадаются.
После прогулок, экскурсий, походов полезно нарисовать свою улицу со всем тем, что на ней расположено: магазин, сквер, дома…
Поиграть в игру «Кто больше знает о своей улице, семье, городе, республике, стране».
Примеры маршрутов : «Достопримечательности земли Чувашской», «Мой город- Новочебоксарск»
Знакомство с историей, музеями и театрами, памятниками, природой позволяет детям понять особенности жизни своего города и в меру своих возможностей поучаствовать в ней. Каждое путешествие, каждая экскурсия, каждый познавательный маршрут – это новый взгляд на прошлое и настоящее родной земли, знакомство с особенностями малой родины. Таким образом, в ходе освоения познавательных маршрутов дошкольник постепенно вовлекается в различные виды деятельности – познавательную, речевую, эстетическую, практическую и др., что в совокупности позволяет закрепить ценностное отношение к малой родине.
Через такие маршруты детям задаются векторы познания и освоения окружающей среды – моя семья, моя улица, мой детский сад, мой город… Продуманное, эмоционально подкрепленное насыщение жизнедеятельности дошкольника позволяет погрузиться в те факторы – среда, ближайшие контакты, собственная социальность и пр., - которые и приобщают к ценностям малой родины.
Новое содержание в познавательной деятельности детей обусловило обращение к соответствующим формам реализации: слайд-шоу, экскурсии, интерактивные журналы событий, акции, коллажи рисунков, фотографий, поделок, составление альбомов о рабочих (семейных) династиях, театрализации на тему сказок и мифов, связанных с историей республики, города и т. д.
Разработка познавательных маршрутов совместно с родителями, педагогами формирует у всех субъектов мотивацию к познанию малой и большой родины, способствует осознанию сопричастности в событийность своего региона. Что является основой ценностного отношения к Родине.
Литература:
1. //Дошкольное воспитание//. №6-2016 стр. 35.
2. Казакова С. А. Социализация дошкольника. – М. ,2003.
3. Мурашкина Т. В. Программа этноэкологического развития детей 5-6 лет «Загадки родной природы».- Чебоксары, 2014.
4. Николаева Е. И. Программа по приобщению дошкольников к национальной детской литературе «Рассказы солнечного края».- Чебоксары, 2014.