Марина Столярова
Инновационные технологии как одно из слагаемых художественно-эстетического воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Инновационные технологии как одно из слагаемых художественно-эстетического воспитания дошкольников». Выступление на семинаре.
Подготовила Столярова М. Е. воспитатель СП «Детский сад №31»
ГБОУ СОШ №14 «Центр образования» г. о. Сызрань
«Это правда!
Ну чего же тут скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать
На бумаге, на асфальте на стене
И в трамвае на стекле…»
Э. Успенский
Публикация «Инновационные технологии как одно из слагаемых художественно-эстетического воспитания дошкольников» размещена в разделах
Сегодня вся педагогическая общественность ищет пути оптимизации учебного процесса, стимулирования деятельности педагогов и детей. Сначала это привело к резкому увеличению образовательных программ, затем стало расти число вариативных форм дошкольного образования. Но объём информации, которую хотелось бы дать детям, стремительно растёт и уже не помещается ни в рамки учебных планов, ни в детские головы. Поиск и самостоятельный выбор конкретных форм образовательной работы стал нормой деятельности педагогов. Инновационное движение в дошкольном образовании по своему масштабу не уступает школьным инновациям. Поиск и разработка новых эффективных технологий – одно из его направлений.
Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий. Инновационные технологии – это система методов, способов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счет динамических изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях.
Актуальным является решение задач в дошкольном образовательном учреждении, направленных на организацию художественно-творческой деятельности детей дошкольного возраста, которая в настоящее время рассматривается в качестве значимой с точки зрения развития личности, её творческой инициативности, самостоятельности, формирования мира личностных смыслов и практического опыта. Стратегическую линию художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста определяет задача направленного и последовательного формирования основ художественно-эстетической культуры в целях содействия формированию у ребёнка эстетического отношения к миру и гармонизации мировосприятия картины мира.
В нашем дошкольном образовательном учреждении в работе с детьми по художественно-эстетическому воспитанию используются как традиционные педагогические технологии (например, игровые, так и высокоэффективные дидактические системы на основе теории проблемного изложения, теории сотрудничества, теории диалога культур, ТРИЗ, частично поисковый (эвристический) метод, исследовательский метод, метод проектов, интегрирование, использование компьютера. По отношению взрослого к ребёнку в ДОУ используются личностно-ориентированные, гуманно-личностные технологии и технологии сотрудничества.
На помощь в работе с детьми по использованию инновационных технологий по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников приходят нетрадиционные изобразительные техники рисования, которые используются в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями развития детей. Нетрадиционные изобразительные техники – это эффективное средство изображения, включающие новые художественно-выразительные приёмы создания художественного образа, композиции, колорита, позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе, чтобы у детей не создавалось шаблона. Это – рисование ладонью, рисование мыльными пузырями, кляксография, набрызг, рисование по мокрому, отпечаток, монотипия (предметная, сюжетная, рисование крупой, манкой, солью, песком, на песке, ватными палочками, граттаж, тканевые изображения (батик, эбру, безумное рисование, рисование с помощью бисера, рисование с помощью изоленты, витражная роспись, рисование пеной для бритья, рисование цветным льдом, рисование с оригами, рисование нитью, изонить, пластилинография и др.
Результатами использования нетрадиционных техник в детском творчестве с применением инновационных технологий является : эмоциональный подъём у детей, почти полное исключение скованности и страха в общении или выражении собственного мнения, проявлении самостоятельности в выборе материала и техники; овладение новыми способами художественных изобразительных техник, умение передавать чувства. Радость от встречи с прекрасным помогает постичь науку добра, воспитывает способность понимать и ценить то, что создано трудом людей, даёт возможность сделать прекрасное своими руками, да ещё с помощью таких совершенно нетрадиционных и привлекательных техник. Это способно удивить всех.
В качестве пожелания к творческим содействиям взрослых и детей рекомендую: - быть терпеливее, не ждать от детей быстрых результатов – они обязательно будут, просто не торопите события; - не забывайте о доброжелательности, не спешите давать оценку детским работам – это иногда становится для детей источником неуверенности в себе и своих возможностях.
Спасибо за внимание! Желаю творческих успехов в художественно-эстетическом воспитании дошкольников!