Сердюк Ольга Николаевна
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Русский лес»
▼ Скачать + Заказать документы
2022 год
Тема:Беседа по рассказу Соколова-Микитова «Русский лес»
Цель: Воспитывать эстетическое отношение к природе, к лесным богатствам. Помочь увидеть их красоту.
Задачи:
1. Познакомить детей с многообразием природных богатств русского леса.
2. Повышать заинтересованность детей к русской природе, развивая их способность любоваться и очаровываться ее красотой.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе „Русский лес“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2023
3. Обогатить словарный запас детей (кружевные арки, смолистые почки, глухари токуют, ноздрястый снег, воркует голубь, золотой фон, цветистый лес и т. д)
4. Воспитывать чувство гордости за свою страну.
Предварительнаяработа:рассматривание различных иллюстраций с изображением русского леса в разные времена года.
Материал к занятию : рассказ Ивана Соколова-Микитова «Русский лес». Музыкальное сопровождение «Песня о Родине» музыка И. Дунаевского,слова В. Лебедева-Кумача
Краски, вода, салфетки, соль, коктейльные трубочки, изолента.
Ход занятия : звучит фрагмент «Песня о Родине»
Широка страна моя родная
Много в ней лесов, полей и рек
Я другой такой страны не знаю
Где так вольно дышит человек…
Ребята, всем нам известно что мы живем в само огромной стране. Скажите, как же она называется? (Россия)
Да ребята, наша страна называется Россия. И ни одна страна в мире не имеет такой богатой и разнообразной природы, как наша.
Одно из богатств нашей природы-это леса.
Поселок, в котором мы живем тоже находится в лесной полосе. И поэтому наш детский сад так же окружен лесом.
Дети, сегодня я хочу вам прочитать рассказ Ивана Соколова-Микитова (выставляет портрет писателя на мольберт). Рассказ этот называется «Русский лес». А вы его внимательно послушайте.
После чтения рассказа воспитатель проводит беседу:
1. Как называется рассказ, который я вам прочитала (ответы детей)
2. Назовите имя и фамилию автора, который написал этот рассказ.
3. А каких деревьях автор говорит в этом рассказе (о дубе, иве, рябине, березе и еле). Правильно Иван Соколов-Микитов говорит об этих деревьях с не меньшим уважением и нежностью, чем о людях. Бережное отношение и благодарность к природе угадывается в каждом его слове.
4. В какие времена года писатель описает русский лес в этом рассказе (писатель описывает все четыре времени года). Правильно, автор с такой любовью говорит о лесе, так красиво описывает все краски, запахи и звуки, что можно только пожалеть, что нельзя перенестись в лес сию секунду. Если внимательно наблюдать, вести себя тихо и слушать, говорит писатель, то даже зимой можно обнаружить, что лес не застыл в колдовском сне, а живет полной, маленьких чудес жизнью.
5. Назовите птиц о которых говорит писатель в рассказе «Русский лес»(о глухарях, клестах, дроздах,диком голубе-витютени,кукушке, тетереве-косоче, длинноносом вальдшнепе, дикой утке, баранчике-бекасе, рябчиках,сове, журавлях, соловьях и других)
6. Как писатель в этом рассказе описывает зимний лес. (ответы детей)
Над лесными тропинками,кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Высокие вершины елей унизаны ожерельем лиловых шишек. Невидимой жизнью полнится зимний лес. Только очень внимательный человек может наблюдать жизнь зимнего леса.
7. А как описывает писатель лес весною (ответы детей). Хорош лес ранней и поздней весной, когда начинает пробуждаться в нем сокрытая от глаз и ушей бурная жизнь.
Можно увидеть осыпанные надувшиеся смолистыми почками тонкие ветки берез,слышны чаще птичьи голоса перелетных птиц. Опавшие хвоёю осыпан под елями ноздрястый снег. Кое-где начинают зацветать подснежники. Многое можно услышать в пробуждающемся весеннем лесу.
8. А как описывает писатель лес летом? (Ответы детей)В самые знойные дни в прохладном лесу смолкают голосистые птицы, много можно найти в эту пору грибов. На лесных открытых полянах зреет душистая земляника, поспевает много ягод.
9. А какой же лес в описании Соколова-Микитова осенью (ответы детей). На золотом фоне пожелтевшей листы выделяются яркие пятна раскрашенных кленов и осин. Медленно падают пожелтевшие листья берез. Тихо в осеннем лесу. Шелестит под ногами опавшая сухая листва. Что-то грустное, прощальное слышится и видится в осеннем лесу. Прозрачен осенью и чист воздух, еще цветут поздние цветы. Вершины берез уже оголились.
Соколов-Микитов заново знакомит нас с привычными обитателями русских лесов,вспоминая их ласковые имена, рассказывая об их жизни. О том, какую пользу приносят эти деревья животному и человеку, с кем любят расти по соседству, какие ягоды можно собрать рядом, какие звери селятся или просто отдыхают под ними. Соколов-Микитов полностью раскрывает богатство и красоту русского леса.
Дети, а сейчас я вам предлагаю нарисовать зимний лес. Мы с вами будем рисовать не просто водой и красками, еще будем использовать соль, коктейльные трубочки, изоленту восковые мелки.