Получи документы

Методическая разработка занятия с элементами экспериментирования «Эти удивительные камни»

Оксана Васильева
Методическая разработка занятия с элементами экспериментирования «Эти удивительные камни»
▼ Скачать + Заказать документы

Методическая разработка

занятия по ознакомлению с миром природы

с элементами экспериментирования

Тема

«Эти удивительные камни»

(старшая группа)

Модуль: ознакомление с миром природы

Составил:

Воспитатель I квалификационной категории

Васильева Оксана Викторовна

Цель занятия :

познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами, которые использует человек.

Программные задачи

Обучающие:

Публикация «Методическая разработка занятия с элементами экспериментирования „Эти удивительные камни“» размещена в разделах

-уточнять представления детей о свойствах объектов неживой природы (дерева, воды, камней);

-развивать умение сравнивать материалы, проводя элементарные опыты, правильно называть их особенности, в соответствии с их свойствами использовать в поделках;

-познакомить с увеличительным прибором – лупой, с приемами работы с ней.

Развивающие:

-развивать визуальную, мышечную память, глазомер, логическое мышление.

Воспитательные:

-воспитывать интерес к объектам неживой природы;

-воспитывать уважительное отношение к природе;

-воспитывать уважительное и доброжелательное отношение к сверстникам.

Интеграция образовательных областей:

-познавательное;

-художественно-эстетическое;

-развитие речи;

-физическое;

-социально-коммуникативное развитие

Форма проведения:

опытно-экспериментальная

Виды деятельности: коммуникативная, познавательная, продуктивная.

Оборудование и материалы:

на каждого ребенка в лотке камни, деревянные брусочки; на каждого ребенка пластилин в лотке; на каждого ребенка вода в лотках, лупы; молоток, гвозди; ракушки и песок в большом лотке для коллективной поделки; мешочек; шапочки ученых на каждого ребенка.

Предварительная работа:

чтение сказки П. П. Бажова “Каменный цветок”; рассматривание глобуса, карты мира и нахождение высочайших гор нашей планеты и нашего государства; беседа с детьми о горах, рассматривание иллюстраций, больших картин с горными ландшафтами.

Литература:

- В. Н. Веракса, Т. С. Комарова, Примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы», 2014г. ;

- О. А. Соломенникова, Ознакомление с природой в детском саду, 2017г. ;

- Под редакцией Л. А. Парамоновой, Развивающие занятия с детьми 6-7 лет, 2014г. ;

- Н. В. Нищева, Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах, 2015;

- Л. В. Рыжова, Методика детского экспериментирования, 2015г.

Интернет-ресурсы:

https://yandex.ru/images

https://nsportal.ru

https://infourok.ru

Обоснование целесообразности применения ИКТ на занятии позволяет :

- В доступной форме, ярко, образно, преподнести материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста.

- Привлечь внимание детей понятным и ярким изображением, но не перегружать знаниями.

- Сделать занятие эмоционально окрашенными, привлекательными.

- Способствует развитию у дошкольников исследовательских способностей, познавательной активности, навыков и талантов.

Ход занятия

Слайд 1

- Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся.

Дети здороваются.

- Сегодня мы с вами превратимся в ученых и отправимся в научную лабораторию. Как вы думаете, что ученые делают в лаборатории? (Дети)

У меня есть мешочек и сейчас вы попробуете наощупь определить, с каким материалом мы будем проводить опыты. С помощью считалочки мы выберем того, кто просунет руку в мешочек и попробует определить, что в нем лежит.

Давайте проверим, правильно ли ведущий угадал.

Отгадайте загадку:

Его в горах полным - полно.

Он часто падает на дно

Ущелья со скалы крутой.

Он твёрдый, маленький, большой.

По форме разным он бывает.

Его с дороги убирают.

(камень)

Выслушав детей, воспитатель открывает мешочек и достает камни.

Слайд 2, 3

- Посмотрите на экран. Что вы видите? Горы - это огромные глыбы камня. Когда от них откалываются кусочки, получаются маленькие камешки. Но камни есть не только в горах, они есть и под землёй, и под водой.

- Где мы можем встретить камни?

Дети: Во дворе, на берегу реки, у моря, на участке детского сада, в лесу на дороге.

- Ребята, как вы думаете, нужны человеку камни, использует он их для жизни? (Дети)

Чтобы это понять, нужно больше узнать о свойствах камней.

Итак, наступает ответственный момент. Вы готовы превратиться в ученых и приступить к опытам и экспериментам?

Слайд 4. Лаборатория.

На столах у каждого ребенка: 1 лоток с камнями и деревянным бруском, крышка от лотка с тестом, пластиковый лоток с водой.

Ребята, надевайте шапочку ученого и приступим к опытам.

Слайд 5.

Опыт 1.

- Ребята, давайте посмотрим на камни перед вами. Они одинаковые по размеру? (Нет) Найдите самый большой камень. А теперь самый маленький.

Давайте возьмем в руки лупы. Скажите, для чего нужны лупы? В лупе увеличительное стекло, с помощью которого можно рассмотреть мелкие детали. Давайте рассмотрим камни под лупой. Что вы видите? Какого цвета перед вами камни?

Отложите лупы.

Скажите, по форме камни одинаковые? Найдите камень круглой формы. А теперь овальной.

Какой можно сделать вывод?

Дети: камни бывают разного размера, цвета и формы.

Слайд 6.

Опыт 2.

- Давайте выясним следующее свойство камней. Возьмите в одну руку камень, а в другую руку пластилин. Сожмите каждую руку. Посмотрите, что произошло. Если мы погреем пластилин и камень и еще раз сожмем руки, то что произойдет?

Дети: пластилин сжался, а камень нет.

- Правильно, камень не изменил свою форму. Как вы думаете, почему?

Дети: он твердый.

- Как вы думаете, а камень тверже дерева?

Я возьму гвоздь и молоток и попробую забить гвоздь в дерево. А теперь забить гвоздь в камень. Не получилось. (Двое детей пробуют забить гвоздь)

Вот мы и узнали одно из свойств камней – твёрдость.

Слайд 7.

Опыт 3.

Как вы думаете, что произойдет с камнем и деревянным брусочком, если мы опустим их в воду?

Рассуждения детей.

Предлагаю вам самим убедиться с помощью опыта, правы вы или нет.

Подвиньте к себе лотки с водой и опустите туда одновременно камень и брусок дерева. Что произошло?

Дети: камень утонул, а брусок нет.

Как вы думаете, почему?

Дети: камень тяжелый.

Вот мы и узнали еще одно свойство камней – камни тяжелые.

Слайд 8.

Опыт 4

Ребята, подойдите к моему столу. Давайте найдем самый большой камень. Как вы думаете, он прочный или хрупкий? Как мы можем это проверить? (Можно постучать камень о камень)

Попробуйте постучать по камню. Что произошло с камнем? (Ничего) А если мы попробуем отломить кусочек камня, что произойдет? (Ничего)

Какой можно сделать вывод?

Дети: камень прочный.

Молодцы! Вот мы и узнали еще одно свойство камней – прочность.

Слайд 9

Опыт 5

А теперь давайте потрогаем камни по очереди. Скажите, камни одинаковые на ощупь?

Дети: одни гладкие, другие шершавые.

Молодцы! Вот еще одно свойство – камни бывают гладкие и шершавые.

Слайд 10

- Ребята, мы свами говорили, что камень — это горная порода. Камнем называют отдельный кусок такой породы. Предлагаю вам поиграть. Превратимся в гору.

Физкультминутка

Стоит гора-старушка (поднимают руки вверх)

До небес макушка (тянутся на цыпочках вверх)

Её ветер обдувает (обмахивают себя кистями рук)

Её дождик поливает (встряхивают кистями рук)

Стоит гора страдает (прикладывают ладошки к щекам и качают головой)

И камешки теряет (дети медленно отходят назад)

И каждый день

И каждую ночь

Катятся, катятся (по сигналу воспитателя дети разбегаются в стороны)

Камешки прочь

Раскатились камни

И с той самой поры (прикладывают ладошки к щекам и качают головой)

Ничего не осталось

От нашей горы (двумя руками показывают на опустевшее место)

Люди еще в древности начали использовать свойства камней.

Слайд 11

Первобытные люди использовали камни для изготовления орудий труда и охоты (делали ножи, стрелы). Древние люди жили в горных пещерах, укрываясь от непогоды и хищников. В пещерах было темно и, когда люди ходили по пещере, то задевали ногами камни в темноте. И они заметили, что при ударении одних камней о другие получались искры. Люди использовали это свойство камней и смогли получить огонь, с помощью которого могли обогреться, приготовить еду и защититься от хищников.

Слайд 12

Человек развивался и начал использовать свойство камней для удобства. С помощью каменных булыжников начали выкладывать дороги и мостовые, чтобы они были твердыми и прочными во время дождей.

Слайд 13

Дома и заборы надежно служили и служат людям. Давайте вспомним в какой сказке каменный дом защитил героев. (Три поросенка)

Слайд 14, 15

Затем люди научились не просто строить дома из камня для надежности, а использовать в отделке домов разные виды поделочных камней для красоты.

Слайд 16, 17

Со временем человек создал инструменты, с помощью которых они научились обрабатывать камни и делать из них красивые предметы интерьера, памятники, фонтаны и многое другое. Камни стали служить людям не только своей надежностью, но и красотой.

Слайд 18

Во все времена люди находили красивые камни и делали из них украшения. Скажите, в какой сказке говорится о камнях самоцветах. (Серебряное копытце) Молодцы!

Слайд 19

Как вы думаете, бывают ли камни съедобные? Это соль.

Посмотрите, это горы с месторождением соли. Ребята, а как вы думаете, как соль туда попала? Месторождения каменной соли находятся высоко в горах. Но очень давно на месте гор был океан. Со временем, в условиях жаркого климата, морская вода испарялась, и соль кристаллизовалась. И образовались горы.

Слайд 20

Ее научились добывать разными способами.

Есть целые соляные шахты. Раньше ее добывали вручную с помощью простых инструментов. Но с появлением разных машин масштабы добычи соли значительно увеличились.

Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье.

- Как вы думаете, как еще можно использовать соль, кроме как в пищу?

СЛАЙД 21

В выработках соляных шахт создают подземные лечебницы, санатории.

Там очень целебный воздух и совсем нет вредных микроорганизмов.

Также соль используют в народной медицине (ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла).

А еще соль полезна и животным.

СЛАЙД 22

Вот и закончилось наше путешествие в научную лабораторию. Понравилось ли вам быть учеными? Что мы с вами исследовали? Что мы выяснили о свойствах камней?

СЛАЙД 23

Ребята, а как вы думаете, из камней можно создать сад?

Посмотрите на экран. Сад можно создать при помощи песка, камней, ракушек. Из камней и ракушек можно выложить разнообразные узоры на песке. И я предлагаю создать свой сад камней. Возьмите свои камни и принесите к столу с основанием для нашего сада. Здесь лежат ракушки. Вы положите свои камни, а потом мы красиво украсим ракушками вокруг.

Слайд 24

Какие вы умнички!

Давайте повторим, о каких свойствах камней вы сейчас узнали.

Дети: камни бывают разного размера, цвета, формы; камни тяжелые, твердые, прочные;, камни бывают гладкие и шершавые.

Молодцы!

Что вам больше всего понравилось в сегодняшнем занятии?

Спасибо вам, ребята! Вы большие молодцы! Нам пора возвращаться в группу. Давайте попрощаемся с гостями.

Публикации по теме:

Конспект занятия кружка «Метеослужба» в подготовительной группе «Эти удивительные камни»Конспект занятия кружка «Метеослужба» в подготовительной группе «Эти удивительные камни» Задачи: уточнить и расширить знания детей о камнях, о их роли в жизни человека. Вызвать желание исследовать неживую природу, выделять свойства.

Методическая разработка занятия «Богатыри земли русской» Задачи. • Помочь детям лучше понять и представить время, когда жили славные богатыри земли русской. • Формировать представление детей о.

Фотоотчет о занятии по экспериментированию в старшей группе «Удивительные камни»Фотоотчет о занятии по экспериментированию в старшей группе «Удивительные камни» Сегодня в нашей группе прошло открытое занятие по экпериментированию «Удивительные камни». Дети познакомились с разнообразием мира камней.

Конспект занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования «Волшебные льдинки»Конспект занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования «Волшебные льдинки» Цель: Познакомить детей со свойствами воды и льда. Задачи: • поддерживать интерес к таким явлениям как таяние льда, замораживание воды;.

Конспект занятия по составлению рассказа по картине «Пожар» с элементами экспериментированияКонспект занятия по составлению рассказа по картине «Пожар» с элементами экспериментирования Занятие по развитию речи и обучению рассказыванию с элементами экспериментирования. Составление рассказа по картине «Пожар» Задачи:.

Конспект занятия с элементами экспериментирования «Этот загадочный космос» Цель: Познакомить детей с возникновением науки Астрономия. Дать представления о звездах и созвездиях, кометах, метеоритах и метеорах. Учить.

Методическая разработка интегрированного занятия «За безопасность вместе» Актуальность темы: Представленный материал поможет воспитателям организовать активное взаимодействие с родителями и детьми по закреплению.

Методическая разработка исследовательского проекта «Необычное в обычном. Камни»Методическая разработка исследовательского проекта «Необычное в обычном. Камни» Предлагаю вашему вниманию исследовательский проект, с которым в апреле 2018 года мы вместе с воспитанницей участвовали в заочном, а затем.

Методическая разработка занятия «Обереги семьи» в подготовительной группеМетодическая разработка занятия «Обереги семьи» в подготовительной группе изобилии современных игрушек кукла занимает важное место, помогая ребёнку осознавать роль человека в социуме, семье. Наши предки маленькую.

Методическая разработка занятия «Квиллинг. Будем знакомы!» для 2 классаМетодическая разработка занятия «Квиллинг. Будем знакомы!» для 2 класса Цель: формирование представления о новом виде декоративно-прикладного искусства – квиллинге; знакомство с понятием «квиллинг», вызвать интерес.

Автор публикации:
Методическая разработка занятия с элементами экспериментирования «Эти удивительные камни»
Опубликовано: 3 января 2021 в 00:05
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая разработка занятия с элементами экспериментирования «Эти удивительные камни»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Васильева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД