Оксана Васильева
Методическая разработка занятия с элементами экспериментирования «Эти удивительные камни»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка
занятия по ознакомлению с миром природы
с элементами экспериментирования
Тема
«Эти удивительные камни»
(старшая группа)
Модуль: ознакомление с миром природы
Составил:
Воспитатель I квалификационной категории
Васильева Оксана Викторовна
Цель занятия :
познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами, которые использует человек.
Программные задачи
Обучающие:
Публикация «Методическая разработка занятия с элементами экспериментирования „Эти удивительные камни“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Камни. Знакомство с камнями
- Камни. Свойства камней, опыты и эксперименты
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2021
-уточнять представления детей о свойствах объектов неживой природы (дерева, воды, камней);
-развивать умение сравнивать материалы, проводя элементарные опыты, правильно называть их особенности, в соответствии с их свойствами использовать в поделках;
-познакомить с увеличительным прибором – лупой, с приемами работы с ней.
Развивающие:
-развивать визуальную, мышечную память, глазомер, логическое мышление.
Воспитательные:
-воспитывать интерес к объектам неживой природы;
-воспитывать уважительное отношение к природе;
-воспитывать уважительное и доброжелательное отношение к сверстникам.
Интеграция образовательных областей:
-познавательное;
-художественно-эстетическое;
-развитие речи;
-физическое;
-социально-коммуникативное развитие
Форма проведения:
опытно-экспериментальная
Виды деятельности: коммуникативная, познавательная, продуктивная.
Оборудование и материалы:
на каждого ребенка в лотке камни, деревянные брусочки; на каждого ребенка пластилин в лотке; на каждого ребенка вода в лотках, лупы; молоток, гвозди; ракушки и песок в большом лотке для коллективной поделки; мешочек; шапочки ученых на каждого ребенка.
Предварительная работа:
чтение сказки П. П. Бажова “Каменный цветок”; рассматривание глобуса, карты мира и нахождение высочайших гор нашей планеты и нашего государства; беседа с детьми о горах, рассматривание иллюстраций, больших картин с горными ландшафтами.
Литература:
- В. Н. Веракса, Т. С. Комарова, Примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы», 2014г. ;
- О. А. Соломенникова, Ознакомление с природой в детском саду, 2017г. ;
- Под редакцией Л. А. Парамоновой, Развивающие занятия с детьми 6-7 лет, 2014г. ;
- Н. В. Нищева, Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах, 2015;
- Л. В. Рыжова, Методика детского экспериментирования, 2015г.
Интернет-ресурсы:
https://yandex.ru/images
https://nsportal.ru
https://infourok.ru
Обоснование целесообразности применения ИКТ на занятии позволяет :
- В доступной форме, ярко, образно, преподнести материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста.
- Привлечь внимание детей понятным и ярким изображением, но не перегружать знаниями.
- Сделать занятие эмоционально окрашенными, привлекательными.
- Способствует развитию у дошкольников исследовательских способностей, познавательной активности, навыков и талантов.
Ход занятия
Слайд 1
- Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся.
Дети здороваются.
- Сегодня мы с вами превратимся в ученых и отправимся в научную лабораторию. Как вы думаете, что ученые делают в лаборатории? (Дети)
У меня есть мешочек и сейчас вы попробуете наощупь определить, с каким материалом мы будем проводить опыты. С помощью считалочки мы выберем того, кто просунет руку в мешочек и попробует определить, что в нем лежит.
Давайте проверим, правильно ли ведущий угадал.
Отгадайте загадку:
Его в горах полным - полно.
Он часто падает на дно
Ущелья со скалы крутой.
Он твёрдый, маленький, большой.
По форме разным он бывает.
Его с дороги убирают.
(камень)
Выслушав детей, воспитатель открывает мешочек и достает камни.
Слайд 2, 3
- Посмотрите на экран. Что вы видите? Горы - это огромные глыбы камня. Когда от них откалываются кусочки, получаются маленькие камешки. Но камни есть не только в горах, они есть и под землёй, и под водой.
- Где мы можем встретить камни?
Дети: Во дворе, на берегу реки, у моря, на участке детского сада, в лесу на дороге.
- Ребята, как вы думаете, нужны человеку камни, использует он их для жизни? (Дети)
Чтобы это понять, нужно больше узнать о свойствах камней.
Итак, наступает ответственный момент. Вы готовы превратиться в ученых и приступить к опытам и экспериментам?
Слайд 4. Лаборатория.
На столах у каждого ребенка: 1 лоток с камнями и деревянным бруском, крышка от лотка с тестом, пластиковый лоток с водой.
Ребята, надевайте шапочку ученого и приступим к опытам.
Слайд 5.
Опыт 1.
- Ребята, давайте посмотрим на камни перед вами. Они одинаковые по размеру? (Нет) Найдите самый большой камень. А теперь самый маленький.
Давайте возьмем в руки лупы. Скажите, для чего нужны лупы? В лупе увеличительное стекло, с помощью которого можно рассмотреть мелкие детали. Давайте рассмотрим камни под лупой. Что вы видите? Какого цвета перед вами камни?
Отложите лупы.
Скажите, по форме камни одинаковые? Найдите камень круглой формы. А теперь овальной.
Какой можно сделать вывод?
Дети: камни бывают разного размера, цвета и формы.
Слайд 6.
Опыт 2.
- Давайте выясним следующее свойство камней. Возьмите в одну руку камень, а в другую руку пластилин. Сожмите каждую руку. Посмотрите, что произошло. Если мы погреем пластилин и камень и еще раз сожмем руки, то что произойдет?
Дети: пластилин сжался, а камень нет.
- Правильно, камень не изменил свою форму. Как вы думаете, почему?
Дети: он твердый.
- Как вы думаете, а камень тверже дерева?
Я возьму гвоздь и молоток и попробую забить гвоздь в дерево. А теперь забить гвоздь в камень. Не получилось. (Двое детей пробуют забить гвоздь)
Вот мы и узнали одно из свойств камней – твёрдость.
Слайд 7.
Опыт 3.
Как вы думаете, что произойдет с камнем и деревянным брусочком, если мы опустим их в воду?
Рассуждения детей.
Предлагаю вам самим убедиться с помощью опыта, правы вы или нет.
Подвиньте к себе лотки с водой и опустите туда одновременно камень и брусок дерева. Что произошло?
Дети: камень утонул, а брусок нет.
Как вы думаете, почему?
Дети: камень тяжелый.
Вот мы и узнали еще одно свойство камней – камни тяжелые.
Слайд 8.
Опыт 4
Ребята, подойдите к моему столу. Давайте найдем самый большой камень. Как вы думаете, он прочный или хрупкий? Как мы можем это проверить? (Можно постучать камень о камень)
Попробуйте постучать по камню. Что произошло с камнем? (Ничего) А если мы попробуем отломить кусочек камня, что произойдет? (Ничего)
Какой можно сделать вывод?
Дети: камень прочный.
Молодцы! Вот мы и узнали еще одно свойство камней – прочность.
Слайд 9
Опыт 5
А теперь давайте потрогаем камни по очереди. Скажите, камни одинаковые на ощупь?
Дети: одни гладкие, другие шершавые.
Молодцы! Вот еще одно свойство – камни бывают гладкие и шершавые.
Слайд 10
- Ребята, мы свами говорили, что камень — это горная порода. Камнем называют отдельный кусок такой породы. Предлагаю вам поиграть. Превратимся в гору.
Физкультминутка
Стоит гора-старушка (поднимают руки вверх)
До небес макушка (тянутся на цыпочках вверх)
Её ветер обдувает (обмахивают себя кистями рук)
Её дождик поливает (встряхивают кистями рук)
Стоит гора страдает (прикладывают ладошки к щекам и качают головой)
И камешки теряет (дети медленно отходят назад)
И каждый день
И каждую ночь
Катятся, катятся (по сигналу воспитателя дети разбегаются в стороны)
Камешки прочь
Раскатились камни
И с той самой поры (прикладывают ладошки к щекам и качают головой)
Ничего не осталось
От нашей горы (двумя руками показывают на опустевшее место)
Люди еще в древности начали использовать свойства камней.
Слайд 11
Первобытные люди использовали камни для изготовления орудий труда и охоты (делали ножи, стрелы). Древние люди жили в горных пещерах, укрываясь от непогоды и хищников. В пещерах было темно и, когда люди ходили по пещере, то задевали ногами камни в темноте. И они заметили, что при ударении одних камней о другие получались искры. Люди использовали это свойство камней и смогли получить огонь, с помощью которого могли обогреться, приготовить еду и защититься от хищников.
Слайд 12
Человек развивался и начал использовать свойство камней для удобства. С помощью каменных булыжников начали выкладывать дороги и мостовые, чтобы они были твердыми и прочными во время дождей.
Слайд 13
Дома и заборы надежно служили и служат людям. Давайте вспомним в какой сказке каменный дом защитил героев. (Три поросенка)
Слайд 14, 15
Затем люди научились не просто строить дома из камня для надежности, а использовать в отделке домов разные виды поделочных камней для красоты.
Слайд 16, 17
Со временем человек создал инструменты, с помощью которых они научились обрабатывать камни и делать из них красивые предметы интерьера, памятники, фонтаны и многое другое. Камни стали служить людям не только своей надежностью, но и красотой.
Слайд 18
Во все времена люди находили красивые камни и делали из них украшения. Скажите, в какой сказке говорится о камнях самоцветах. (Серебряное копытце) Молодцы!
Слайд 19
Как вы думаете, бывают ли камни съедобные? Это соль.
Посмотрите, это горы с месторождением соли. Ребята, а как вы думаете, как соль туда попала? Месторождения каменной соли находятся высоко в горах. Но очень давно на месте гор был океан. Со временем, в условиях жаркого климата, морская вода испарялась, и соль кристаллизовалась. И образовались горы.
Слайд 20
Ее научились добывать разными способами.
Есть целые соляные шахты. Раньше ее добывали вручную с помощью простых инструментов. Но с появлением разных машин масштабы добычи соли значительно увеличились.
Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье.
- Как вы думаете, как еще можно использовать соль, кроме как в пищу?
СЛАЙД 21
В выработках соляных шахт создают подземные лечебницы, санатории.
Там очень целебный воздух и совсем нет вредных микроорганизмов.
Также соль используют в народной медицине (ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла).
А еще соль полезна и животным.
СЛАЙД 22
Вот и закончилось наше путешествие в научную лабораторию. Понравилось ли вам быть учеными? Что мы с вами исследовали? Что мы выяснили о свойствах камней?
СЛАЙД 23
Ребята, а как вы думаете, из камней можно создать сад?
Посмотрите на экран. Сад можно создать при помощи песка, камней, ракушек. Из камней и ракушек можно выложить разнообразные узоры на песке. И я предлагаю создать свой сад камней. Возьмите свои камни и принесите к столу с основанием для нашего сада. Здесь лежат ракушки. Вы положите свои камни, а потом мы красиво украсим ракушками вокруг.
Слайд 24
Какие вы умнички!
Давайте повторим, о каких свойствах камней вы сейчас узнали.
Дети: камни бывают разного размера, цвета, формы; камни тяжелые, твердые, прочные;, камни бывают гладкие и шершавые.
Молодцы!
Что вам больше всего понравилось в сегодняшнем занятии?
Спасибо вам, ребята! Вы большие молодцы! Нам пора возвращаться в группу. Давайте попрощаемся с гостями.