Олеся Кузнецова
Занятие с родителями, законными представителями с целью формирования и развития родительских компетенций
▼ Скачать + Заказать документы
Настоящая разработка предназначена для организаторов воспитательной работы в образовательных учреждениях.
Цель : формирование и повышение уровня родительской компетентности как основы гармоничного развития ребенка, его успешной социализации и личностной самореализации в коммуникативной и творческой деятельности.
Задачи:
1. Изучить запросы родителей в вопросах формирования и развития своей родительской компетентности.
Темочки:
2. Создать систему обмена родительским опытом с целью поиска эффективных подходов к воспитанию ребенка.
3. Создать банк методических материалов по формированию компетентности для родителей и педагогов.
4. Сформировать систему очного и дистанционного обучения родителей (вебинары, онлайн консультации) и просвещения родителей как современной модели родительского образования.
Учебно-тематический план методической разработки
№ п. п. Название темы Формы проведения
1 «Кто для кого?» (об отношениях детей и родителей в семье). Социально-психологический тренинг
2 Коррекция внутрисемейных отношений Беседа. Обсуждение. Дискуссия. Игра.
3 Ребенок в правовом поле семьи и общества Индивидуальная консультация.
4 Круг открытий и достижений семьи Обсуждение существующих проблем, анонсирование работы творческой группы. Авторские образовательные практики для детей, родителей, педагогов. Вебинар.
Содержание тем:
Тема 1. ««Кто для кого?» (об отношениях детей и родителей в семье).
Социально-психологический тренинг.
Родители должны быть включены в процесс самостоятельного открытия знаний, у родителей должна быть возможность обсуждать и решать свои проблемы в кругу других родителей, обмениваться мнениями и опытом позитивного решения тех или иных проблем, возникающих в процессе воспитания.
Дошкольный возраст.
Упражнение «История игрушки»
Цель : Дать понять родителям, насколько восприятие реальности связано с внутренним состоянием самого человека. Любой предмет сам по себе нейтрален. Значение, которое мы ему придаем, всегда субъективно.
Предложить участникам осмотреть помещение и выбрать какую-то игрушку или другой предмет, который покажется им особенным. Попросить их представить себе, что это не обычная игрушка (предмет, а вещь с «историей», известной только им. Попросить их составить короткий рассказ про этот предмет, отвечая на следующие вопросы:
Что это за игрушка (предмет?
Есть ли у нее имя? Почему она такая, какая есть?
Из чего и как она сделана?
Откуда она взялась?
Каково ей быть такой, какая она есть?
Что хорошего в этой игрушке (предмете?
Зачем она нужна?
Что больше всего требуется этой игрушке (предмету?
Что бы она сама хотела?
На выполнение этого задания им даются 10 минут.
Обсуждение
Спросить родителей : каково сейчас их отношение к предметам (игрушкам, которые они описывали? Воспринимают ли они их теперь как что-то «свое»? Легко ли им будет расстаться с этими игрушками или они хотели бы какое-то время подержать их у себя? Спросить участников, понимают ли они теперь, что игрушки — это очень серьезно для ребенка.
Обратная связь.
Завершение тренинга
Ритуал прощания: Упражнение «Добро»
Давайте, приложим левую руку к своему сердцу и мысленно положим часть тепла нашего сердца в ладонь. Протянем ее в круг, смыкая, как можно ближе, все руки. Мы держим на вытянутых руках тепло наших сердец. Давайте правыми руками перемешаем энергию наших сердец, создавая одно светило. А теперь каждый может взять в пригоршню часть того, что у нас получилось, и поместить в свое сердце. Теперь у каждого из нас есть тепло всех. Почувствовали? Протянем обе ладони в круг и сомкнем руки. Хором скажем «До скорых встреч!»
Тема 2. «Коррекция внутрисемейных отношений».
Беседа о стилях и видах семей. Обсуждение «Притчи счастливая семья»; Притчи «Секрет счастливой семейной жизни». Дискуссия.
Игра-инсценировка «Как поступить?»
– Задание для команд. Каждая команда придумывает конфликтную ситуацию «ребенок — родитель», объявляет её команде соперников. Каждая из команд должна проиграть данную ситуацию и найти выход из создавшейся ситуации (мама предъявляет претензию, ребенок находит выход).
Контроль.
– Вопросы к родителям после проигрывания ситуации:
1. Какую роль было легче реализовать, роль «предъявителя претензий» или роль «ответчика»?
2. Что должен делать родитель, если он не в состоянии убедить ребенка?
3. Какие чаще всего претензии предъявляются к родителям?
Тема 3. «Ребенок в правовом поле семьи и общества».
Работа творческих групп.
В современных условиях эффективность взаимодействия детского сада и родителей определяется партнерскими отношениями с семьей каждого воспитанника. Впервые в истории российского семейного права, Семейный Кодекс (далее СК) РФ устанавливает права детей в семье. При этом дети рассматриваются как самостоятельные участники отношений с отцом и матерью, другими родственниками. В СК РФ все положения приведены в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, участником которой является Россия.
Индивидуальная консультация.
Тема 4. «Круг открытий и достижений семьи».
Авторские образовательные практики для детей, родителей, педагогов. Вебинар. Информация. https://www.fw.ru/index.html - Интернет-система "Мир семьи". На сайте - разнообразная полезная информация по вопросам семьи и семейной политики: база данных российских и зарубежных организаций, ведущих деятельность в области семьи и семейной политики; законодательство семье; аналитические материалы; журнал «Мир семьи»; семейный клуб.
Ожидаемые результаты по реализации методической разработки занятия с родителями.
1. Осознание родителями роли семьи и её влияния на формирование личности ребенка.
2. Обеспечение родителей методической литературой, педагогическими знаниями в области формирования компетентностей воспитания детей и семейного воспитания.
3. Повышение уровня знаний о состоянии физического и психо-эмоционального развития детей.
4. Формирование эмоционального принятия индивидуальности ребенка.
5. Формирование ценностного отношениея к проблеме семейного воспитания
с учётом своих семейных положительных традиций.
Родители и педагоги - две мощнейшие силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить. У обеих сторон есть свои преимущества, свои достоинства, своя специфика. Но наиболее эффективным является их партнёрство. В том числе партнёрство между семьёй и детским садом делает возможным реализацию образования родителей, то есть формирование родительской компетентности. Необходимость данного вида взаимодействия родителей и детского сада основывается на:
- потребности родителей в поддержке;
- потребности ребёнка в образованных родителях;
- бесспорной связи между качеством домашнего воспитания и социальными проблемами общества.
Литература
1. Гордон, Т. Курс эффективного родителя. Как воспитать в детях чувство ответственности. – М. : Ломоносовъ, 2010. – 510 с.
2. Овчарова, Р. В. Психология сопровождения родительства. – М. : Академия, 2005. – 368 с.
3. Овчарова, Р. В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие. - М. : Московский психолого-социальный институт, 2006.– 496 с.
4. Сатир, В. Вы и Ваша семья: руководство по личностному росту / В. Сатир. — М. : Апрель-Пресс, Институт общегумманитарных исследований, 2011. — 288с.
5. https://www.nanya.ru/ Интернет портал для родителей.
6. https://ped-kopilka.ru/blogs/anzhela-yelbrusovna-torchinova/socialno-psihologicheskie-trening-rebenok-i-ego-razvitie.html