Светлана Бакулина
Методическая разработка занятия с детьми старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка: Данное занятие является этапом коррекционно – развивающей работы с детьми старшей логопедической группы с элементами занятия по развитию речи. Оно позволяет закрепить представления детей о морских обитателях, в дальнейшем сформировать способности детей к концентрации на стихотворных образах. Все занятие строится с учетом здоровьесберегающих технологий.
Публикация «Методическая разработка занятия с детьми старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Методическая тема занятия :
«Наш дом - Земля»
Тема занятия, называемая детям:
«Путешествие в подводное царство»
Место занятия в образовательной программе логопедической работы и форма проведения:
Фронтальное коррекционно – развивающее занятие с элементами развития речи, речедвигательный тренинг.
Цель: развитие психических функций детей, концентрация на стихотворных образах, активизация словаря по теме «Планета Земля»
Задачи:
коррекционно-образовательные:
- активизация умения концентрироваться на стихотворных образах;
- активизация словарного запаса по теме;
- формирование умения составлять сложносочиненные предложения
коррекционно-развивающие:
- развитие произвольного слухового внимания;
- развитие двигательной, пространственной координации (правая, левая рука);
- профилактика скелетно – мышечных зажимов;
- снижение психо – эмоционального напряжения.
- совершенствование умения выражать положительные эмоции;
коррекционно-воспитательные:
- формировать умение понять и принять образовательную задачу, поставленную в вербальной форме;
- продолжать учить отвечать на вопросы по ходу образовательной деятельности с адекватным использованием усвоенной терминологии;
- развивать умение активно осмыслять и использовать изученный материал;
- воспитывать умение взаимодействовать и оказывать друг другу помощь в процессе совместной работы;
- формировать положительную мотивацию к логопедическим занятиям;
Методы и приемы :
наглядные, словесные, игровые, практические
Формы детской деятельности:
- совместная деятельность взрослого и детей;
- индивидуальная деятельность детей.
Виды детской деятельности:
- игровая, коммуникативная, двигательная, познавательная
Предварительная работы:
- разучивание стихотворения «Веселое купание»;
- разучивание стихотворений для речедвигательной гимнастики «Рыбки шалунишки»;
- подготовка раздаточного, демонстрационного и игрового материала;
Здоровьесберегающие технологии:
- технологии В. Ф. Базарного: использование ростовой мебели – конторки, массажных войлочных ковриков, тренажера «Мигающие огоньки»,
- профилактика скелетно – мышечных зажимов;
- релаксационное упражнение
Оборудование: конторка, войлочные коврики для массажа стоп, тазик с водой, набор игрушек по теме, палочка «Шум моря», тренажер «Мигающие огоньки»
Реализация ФГТ:
интеграция образовательных областей
«Коммуникация», «Здоровье», «Социализация»,
Предполагаемые коррекционно - развивающие результаты логопедической работы:
- развивается слуховое и зрительное внимание, двигательная активность,
- формируется умение детей концентрироваться на стихотворных образах;
- активизируется словарный запас по теме;
- формируется умение составлять сложносочиненные предложения
- формируется положительная мотивация для дальнейшего обучения, познавательный интерес,
- дети учатся сохранять свое здоровье.
Программное обеспечение:
- В. Ф. Базарный, Здоровье и развитие ребенка, М, 2005г
- Трясорукова Т. П., Речедвигательный тренинг, коррекционно – развивающие занятия для детей дошкольного возраста, Ростов – на – Дону, Феникс, 2010г.
Сценарий НОД:
1. Разминка. Речедвигательная гимнастика «Рыбки шалунишки».
Логопед рассказывает стихотворение, выполняя с детьми определенные движения.
Рыбки плавали, шалили,
(руки согнуты в локтях на уровне диафрагмы, пальчики прижаты друг к другу. Кисть слегка напряжена. Делаем одновременные круговые движения кистями рук)
Дядю краба разбудили.
(положение рук то же. Сгибаем пальчики – кисть напряжена, разгибаем пальчики – кисть расслаблена, 3-4 повтора)
Краб на рыбок осерчал,
Рассердился, наказал.
(«Грозим» указательным пальчиком)
Он забрал у них игрушки,
Разноцветные ракушки.
(положение рук то же. Раскрываем ладонь, пальчики разводим в стороны, сжимаем в кулак. Имитируем «хватательное» движение, 3-4 повтора)
2. Основная часть занятия. Упражнение на пространственную координацию «Я водички не боюсь, если надо намочусь»
Дети ловят игрушки в тазу с водой левой или правой рукой.
3. Упражнение «Веселое купание» для активизации словарного запаса по теме и умения концентрироваться на стихотворных образах.
Назвать всех обитателей морских и речных, ответы полным распространенным предложением.
В речке щука нас спугнула,
В море плавала акула.
Есть медуза в океане,
Лучше буду плавать в ванне.
Как дельфин, хвостом махать,
Как пингвин, на дно нырять.
Рот, как сом, свой открывать,
Как акула нападать.
В ванной я люблю играть.
4. Упражнение для профилактики зрения и расслабления скелетно – мышечных зажимов с тренажером «Мигающие огоньки» по методике В. Ф. Базарного
5. Составление сложносочиненных предложений.
Если бы я был рыбкой…
Я хочу быть рыбкой, потому что…
Я не хочу быть акулой. Потому что…
Мне нравится краб, потому что…
Я боюсь медузу, потому что…
6. Упражнение на зрительное восприятие «Найди меня».
Дети ищут на картинке морского обитателя и отвечают полным ответом.
7. Релаксационное упражнение «Морские рыбки»
Логопед вводит детей в игровую ситуацию : «Представьте себя рыбками, не спеша плавающими в море». Логопед шумит с помощью палочки «Шум моря», а дети в спокойном ритме двигаются по кругу. Продолжительность задания 2-3 минуты.