Наталья Сумина
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе на тему «Трудолюбие и лень»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка для детей старшего дошкольного возраста на тему : "Трудолюбие и лень"
Целью которой является: пробуждение интереса к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, обобщить и закрепить представления детей о трудолюбии и лени.
Задачи:
• развивать восприятие, внимание, память и мышление;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
• активизировать глагольный словарь, закреплять образование будущего времени глаголов;
• знакомить детей с характерологическими особенностями человека: ленью, трудолюбием;
• воспитывать нравственные качества: доброту, взаимопомощь и взаимоподдержку;
• Учить детей внимательно слушать сказку;
• Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки
• развивать творческое воображение, фразовую речь при ответах на вопросы и умение свободно и легко излагать свои мысли;
• формировать навыки конструктивного взаимодействия друг с другом;
• создавать благоприятный эмоциональный климат в группе.
Конспект занятия в старшей группе «Трудолюбие и лень»
1. Вопросы
Воспитатель задаё т детям вопросы:
• Трудолюбивый человек, это какой человек? (Тот, кто любит трудиться)
• А ленивый? (Тот, кто не любит трудиться, ничего не делает)
• А как вы считаете вы ленивые или трудолюбивые? (Ответы детей)
• Бывает ли вам скучно?
• А как вы избавляетесь от скуки?
2. Беседа
Уточнить у детей, какого человека называют лентяем (того, кто ничего не делает, не ухаживает за собой, не чистит зубы, не делает зарядку, не любит ходить на занятия, не хочет ничем заниматься, не помогает взрослым ни в садике, ни дома). Предложить прослушать историю, что делала Света, когда ей было скучно (С. Баруздин «Когда не бывает скучно»).
.
Поиграли ребята и стали собираться гулять. Светлана осталась в группе.
– Ты сегодня кашляешь, тебе лучше посидеть в комнате, – сказала Зинаида Федоровна. – Поиграй, а мы скоро вернемся.
Светлана постояла посреди комнаты, посидела на стуле, походила из угла в угол, и так скучно ей стало! На улицу хочется!
– Вовсе я не кашляю! Почему меня гулять не взяли?
Пришла няня Нина Марковна, стала прибирать в комнате. Нужно стулья по порядку расставить, пол подмести, стекла протереть.
Много дел у Нины Марковны! Никак одной не управиться.
– Я помогу! – говорит Светлана. – Давайте вместе убирать.
И они стали работать вместе. Светлана расставляет стулья, а Нина Марковна подметает пол. Света складывает книги, а Нина Марковна оправляет постели в спальне…
– Скорее, – говорит Светлана, – а то не успеем!
– Скорее! – говорит Нина Марковна. – Нужно все до прихода ребят убрать. Тикают часы на стене, бегут стрелки: пять, десять, пятнадцать минут… Время летит быстро, а работа идет еще быстрее. Только Нина Марковна со Светой кончили уборку, как на улице пошел дождь и все ребята прибежали домой. Вошли к себе в группу, посмотрели… Чисто в комнате, уютно, хорошо!
– Ну как, тебе не скучно было? – спрашивает Свету Зинаида Федоровна.
– Нет, – отвечает Светлана, – мы с Ниной Марковной работали!
Воспитатель задаё т детям вопросы:
• Какое настроение было у Светы, когда все ушли гулять? (Ей было скучно, хотелось на улицу к ребятам.)
• Как Света нашла себе интересное занятие?
• Кому Света помогала? Что она делала?
• Что увидели ребята, когда вошли в группу?
• Что сказала девочка в ответ на вопрос воспитательницы : «Ну как, тебе не скучно было?»
• Кто из вас любит работать?
• Как мы называем человека, который любит работать, приносить пользу окружающим? (Трудолюбивый, работящий.)
• Расскажите о том, что вы умеете делать.
• Объясните пословицу «Не сиди сложа руки – так не будет и скуки».
3. Дидактическая игра
Подобрать части пословиц о труде и лени и объяснить их смысл.
4. Пословицы и поговорки о труде для детей
Терпение и труд все перетрут.
Не сиди сложа руки, так не будет и скуки!
Хочешь есть калачи, так не спи на печи.
Глаза глядят (страшат, а руки делают.
По готовой работе вкусен обед.
Кто рано встает, тому бог подает.
Хочешь есть калачи, так не сиди на печи!
Лес сечь - не жалеть плеч.
Кто толчет, тот и хлеб печет.
Легче руками работать, чем головой.
Лентяй да шалопай - два родных брата.
Труд человека кормит, а лень портит.
Еда не достается лежа.
Лежа пищи не добудешь.
Под лежачий камень и вода не течет.
6. Творческое задание «Маленькое дело»
Прочитайте детям пословицу: «Маленькое дело лучше большого безделья».
Воспитатель попросит детей рассказать о разных маленьких делах, которые им приходится делать в течение дня. Придумайте какое— либо маленькое дело, которое может принести пользу многим людям. И Расскажите как вы его делаете? Например: если человек заметит на детской площадке стекла от разбитой бутылки и не поленится их поднять, малыши не порежутся об эти стекла.
7. Работа со сказкой С. Михалкова «Три поросёнка»
Чтение сказки «Три поросенка»
Беседа по сказке.
• ребята, о чём это сказка? понравилась она вам? (дети отвечают)
• почему Наф-Наф решил построить себе дом?
• почему другие два брата отказались строить с ним дом? что они делали в это время?
• когда Ниф-Ниф и Нуф-Нуф всё же задумались над постройкой домов? Какие дома они себе сделали и почему?
• как произошла встреча поросят и волка?
• почему Наф-Наф не боялся волка? Как ему удалось проучить волка?
• кто из героев самый трусливый? (Ниф-Ниф, Нуф-Нуф)
• кто из героев самый злой? (Волк)
• кто из героев самый трудолюбивый?
Нравственный урок.
Сказка учит очень важным жизненным качествам - дружбе и взаимопомощи. Объясняет, зачем необходимо усердие в работе и старательность, учит трудолюбию, находчивости и смекалке, а еще, сказка учит преодолевать страх и показывает, чем иногда опасна беспечность.
8. Воспитание добрых чувств.
Вы переживали за двух глупых поросят? Почему?
Правильно ли они поступили, что не стали строить прочные дома?
Как поступил Наф-Наф, когда его братьям понадобилась помощь?
Чтобы вы сделали, чтобы помочь поросятам?
9. Творческое задание:
Воспитатель предлогает ребятам нарисовать домики для поросят. Каким должен быть этот дом? (прочным, надежным)
Дети рисуют фломастерами домики
10. Подборка дидактических игр по развитию знаний и навыков трудовой деятельности