Получи документы

Закрепление понятий с использованием элементов психологических практик «Зима. Признаки зимы» в логопедической группе

Александра Диденко
Закрепление понятий с использованием элементов психологических практик «Зима. Признаки зимы» в логопедической группе
▼ Скачать + Заказать документы

Закрепление понятий с использованием элементов психологических практик в логопедической группе

ГБДОУ детский сад №55 компенсирующего вида кировского района города Санкт-Петербурга

Методическая разработка

закрепления понятий детьми дошкольного возраста

с использованием элементов психологических практик здоровьесберегающих технологий

в логопедической группе

Публикация «Закрепление понятий с использованием элементов психологических практик „Зима, Признаки зимы“ в логопедической группе» размещена в разделах

на тему: «Зима. Признаки зимы».

Выполнила и провела:

воспитатель

логопедической группы

Диденко А. С.

Санкт-Петербург, 2019г

Аннотация

Методическая разработка посвящена речевому развитию детей дошкольного возраста в рамках темы «Зима», расширению их словарного запаса, расширению сенсорного опыта.

Содержание

1. Ведение

2. Программное содержание

2.1. образовательные задачи

2.2. развивающие задачи

2.3. воспитательные задачи

2.4. предварительная работа

2.5. словарная работа

2.6. оборудование

3. Ход занятия

Введение

В дошкольной педагогике дидактические игры и упражнения с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. На них почти полностью возлагалась задача формирования сенсорики ребенка: знакомство с формой, величиной, цветом, пространством, звуком.

Отличительной особенностью дидактических игр является наличие игровой ситуации, которая обычно используется в качестве основы метода. Дидактическая игра как игровая форма обучения – явление очень сложное. В отличие от учебной сущности занятий в дидактической игре действуют одновременно два начала: учебное, познавательное, и игровое, занимательное.

Сенсорное развитие во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания детей. Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте трудно переоценить, именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Это постепенное усвоение сенсорной культуры, созданной человечеством.

Сенсорное развитие необходимо также и для успешного обучения ребенка в детском дошкольном учреждении, в школе и для многих видов трудовой деятельности. От того, как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир путем, во многом зависит его психическое развитие.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего психического развития и всестороннего воспитания дошкольника.

Программное содержание:

Образовательные задачи:

- закрепить представления детей о зиме и активизировать словарь детей по теме «Зима»;

- развивать умение подбирать слова-родственники к заданному слову и образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном числе.

- развивать умение детей составлять предложения по картинкам-признакам.

- расширять представления детей о свойствах снега и льда.

Развивающие задачи:

- продолжать развивать у детей длительный плавный выдох, мелкую и общую моторику и координацию речи с движением.

- продолжать развивать у детей порядковый счет в пределах 10

Воспитательные задачи:

- воспитывать отзывчивость и эмоциональный отклик на просьбу о помощи.

Предварительная работа:

Беседа с детьми о зиме, её признаках, изменениях в природе.

Рассматривание иллюстраций, картин с изображением холодного времени года.

Чтение художественной литературы.

Наблюдение на прогулке за явлениями природы.

Загадывание загадок о зиме.

Разучивание пальчиковой гимнастики, самомассажа.

Словарная работа:

Лед, снег, метель, вьюга, ветер, снежинки, снегопад, сугроб, снеговик, снегурочка, снежки, снегири, мороз, пушистый, гладкий, рыхлый, плотный, мягкий, твердый, прозрачный,зимушка-зима, зимовье, зимний.

Оборудование:

Проектор, компьютер, видео-файл «красивая зима», конверт с письмом, поднос со льдом, салфетки бумажные и влажные по количеству детей, поднос, снежинка с загадками, цветные листы бумаги, пластиковые бутылочки с соломинками, фланелеграф с сюжетными картинками по теме «Зима», белая гуашь, квадраты из прозрачного пластика 15*15 см по количеству детей, снежинки из бумаги 10*10 см по количеству детей, зубные щетки по количеству детей, подставки для кисточек по количеству детей, ватные диски пропитанные маслом хвойных, шесть пар нарисованных ключей

Ход занятия:

Организационный момент (создание эмоционального фона занятия. Развитие слухового внимания).

Воспитатель: Ребята, я хочу вам кое-что показать. Посмотрите, пожалуйста.

На экране воспроизводится видео «красивая зима».

Дети рассаживаются на стульчики. Смотрят видео.

За 30 сек до окончания видео воспитатель начинает читать стихотворение

Воспитатель: На дворах и домах

Снег лежит полотном

И от солнца горит

Разноцветным огнем.

На безлюдный простор

Побелевших полей

Смотрит весело лес

Из- под черных кудрей…

Здравствуй, гостья-зима!

Просим милости к нам

Песни севера петь

По лесам и степям.

И. Никитин

Видео останавливается. Проектор выключается.

Воспитатель: - Ребята, какое сейчас время года?

Дети: -Зима.

Воспитатель: Посмотрите на окно. Ребята, там кто-то оставил нам письмо

Дорогие ребята!

«Зимушка-Зима не может полностью вступить в свои права, и просит освободить её от злого волшебника, который запер ее за шестью замками. Если мы преодолеем все препятствия и найдем все шесть ключей, то чары волшебника исчезнут и Зима придет к нам снежная, морозная со всеми своими зимними забавами»

Снеговик.

Воспитатель: Ребята, давайте поможем Зиме, освободим её от злого волшебника? В конверте есть ключи, расставьте их по порядку. Теперь необходимо найти в группе первый ключ «чтобы Зиму спасти из темницы, спрячься зайцем от хитрой лисицы»

- закройте глаза… сказка начинается…

Над детьми вуаль с запахом хвои имитирует ветер

Звучит спокойная музыка «мир заснеженных вершин. Музыка для релаксации»

Воспитатель: Представьте, что мы оказались в зимнем лесу. Как здесь свежо. Дышите всей грудью. Когда вы вдыхаете, то представьте себе, что вдыхаете спокойствие, уверенность, легкость. А выдыхать можно свое беспокойство, страх, напряжение. Вдох - пауза, выдох - пауза.

Улыбнулись друг другу.

-замерзли в снежном лесу? давайте согреемся.

«Снеговик» (Массаж биологически активных зон)

Раз и два, раз и два Имитируют лепку снежков

Лепим мы снеговика

Мы покатим снежный ком, Поочередно проводят ладонями

по шее справа и слева

Кувырком, кувырком

Мы его слепили ловко, Проводят пальцами по щекам сверху вниз

Вместо носа есть морковка, Растирают указательными пальцами крылья носа,

Вместо глазок – угольки, Прикладывают ладони ко лбу

«козырьком» и энергично растирают лоб,

Ручки - веточки нашли Трут ладонями друг о друга

А на голову – ведро Раздвигают указательный и средний

пальцы «вилочкой» и растирают точки

перед ушами и за ними,

Посмотрите, вот оно! Кладут обе ладони на макушку и

покачивают головой

молодцы, с первым заданием справились ловко, а что же ждет нас под вторым ключем?

Дети находят ключ на столе со снегом и льдом «Снежок пархает, кружиться. На улице бело. И превратились лужицы в прозрачное стекло»

Упражнение «Сравни и расскажи». (Составление предложений с противоставлением).

Воспитатель: Ребята, что стоит у вас на столе?

Снег и лед – их появление связано с наступлением зимы. Сравните их и расскажите об этом.

-Снег мягкий, а лёд твердый.

-Снег пушистый, а лёд гладкий.

-Снег белый, а лёд прозрачный.

-Снег рыхлый, а лед плотный.

-Снег легкий, а лед тяжелый.

-А как вы думаете, что быстрее растает? (ответы детей)

-Снег тает быстрее, а лёд медленнее.

-Молодцы.

Дети вытирают руки салфеткой.

- Ребята, наши пальчики замерзли, давайте их согреем. Сделаем пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять».

Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики по одному.

Мы во двор пошли гулять. Идут по столу указат. и средн. пальч.

Бабу снежную лепили, «Лепят» комочек двумя ладонями.

Птичек крошками кормили, «Крошат» хлеб всеми пальчиками.

С горки мы потом катались, Ведут указ. пальцем по ладони.

А еще в снегу валялись. Ладошки кладут на стол одной и др. стор.

Все в снегу домой пришли. Отряхивают ладошки.

Съели суп и спать легли. «Едят ложкой» суп, сложили ладошки «спят»

-Ребята, какие вы молодцы! посмотрите, какая красивая снежинка опустились мне на ладошку. На ней ключик с цифрой три «дом ее на белой туче, но ей страшен солнца лучик. Серебристая пушинка, шестигранная…» Эта снежинка не простая, здесь стерлись слова: игра «Закончи стихотворение».

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю… (снег)

С неба все скользят пушинки-

Серебристые… (снежинки)

На поселки, на лужок

Все снижается (снежок)

Вот веселье для ребят

Все сильнее… (снегопад)

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в. (снежки)

Словно в белый пуховик,

Нарядился… (снеговик)

Рядом снежная фигурка-

Это девочка… (снегурка)

На снегу-то посмотри-

С красной грудкой… (снегири)

- Какие слова-отгадки здесь повторяются?

- Это слова родственники. Они очень похожи по звучанию и произошли от слова СНЕГ.

- у нашей снежинки есть сестрички, посмотрите, что на них за картинки?Давайте еще подберём родственные слова к слову «зима»? (зимушка,зимовка,зимний)

-Как ласково назвать зиму? (зимушка-зима)

-Какую одежду мы одеваем зимой? (зимнюю)

- Осенью звери готовятся? (к зимовке)

- Снегири прилетают к нам (зимовать).

Справились и с третьим препятствием!

Какая цифра идет за цифрой три? Четыре! Давайте найдем в группе ключик с цифрой четыре!

- Посмотрите, четвертое препятствие. Здесь стихотворение: на коньках верблюд катался, щука грелась на суку, слон на дерево забрался и поет :-ку-ка-ре-ку. Как можно это стихотворение назвать?все ли в нем правильно?

Игра на экране «Не бывает»

Воспитатель предлагает посмотреть на электронную доску и убрать те фрагменты, которые не подходят к зиме, объяснить почему.

Ребята! Какие вы молодцы! И этот ключик разгадали.

После цифры четыре идет цифра… пять! Ищем ключик с номером пять «вдруг зима нагонит тучи. Снег в лицо летит колючий. Ветер воет, снег швыряет, по домам всех разгоняет. Стелет снежную постель и гудит-гудит…метель. У метели есть подруга, звать подружку эту…вьюга»

Упражнение «Вьюга».

(формирование направленной воздушной струи)

Воспитатель: - Хотите устроить вьюгу в стаканчиках? Встаньте прямо, левой рукой поднесите стаканчик ко рту в вертикальном положении, а правой держите соломинку. Сделайте глубокий вдох, а потом долго дуйте в бутылочку, не надувая щёк. Вот так.

Воспитатель показывает, как правильно выполнять упражнение.

Раздать детям пластиковые прозрачные емкости с крышкой, наполненные тертым пенопластом. В крышке каждой бутылочки закреплена соломинка для коктейля.

Включается музыкальное сопровождение «Вьюга».

Выполняется детьми 3-4 раза.

-У нас остался последний ключик! Это ключик с цифрой…шесть! «дунул ветер и мороз, снег нам с севера принес. Только вот с тех самых пор на стекле моем …узор!

Воспитатель: Мы с вами изобразим морозные узоры на окне. Мы нарисуем узор при помощи губки, которую сначала намажем краской при помощи кисточки. Итак, мы наносим краску кисточкой на губку, а потом губкой тычковым методом «закрашиваем» окошко поверх снежинки. После того как мы «заморозим» окошко, можно снять снежинку и узор останется на окошке.

Продуктивная деятельность

Дети на прозрачном пластике «окошке» рисуют зимние узоры.

Музыка звучит на протяжении всего художественного процесса (Шопен «Зимний вальс»)

Рефлексивно — корригирующий

Что изобразили на своих зеркалах? Молодцы, хорошо поработали, красивые картины создали, как настоящие художники.

Обращаю внимание на блюдца со льдом.

- Ребята, а что случилось со льдом?

-Да, лед растаял не полностью, значит снег тает быстрее, а лёд медленнее.

Итог: -Ребята, мы справились со всеми заданиями. Все чары злого волшебника исчезли. Теперь, к нам обязательно придет зимушка зима.

-Пришла пора вернуться в детский сад.

«Вокруг себя обернись,

В детском саду очутись!»

Публикации по теме:

Использование элементов кинезиологии в логопедической работе с детьми с ОВЗ «Едва ли 10% людей на земле сбалансировано используют оба полушария своего головного мозга. Остальные развивают только левое полушарие и.

Итоговое интегрированное занятие в младшей группе с использованием элементов логоритмики «Путешествие в весенний лес» "Путешествие в весенний лес"Цель: Закрепление знаний детей о признаках весны. Задачи: 1. Обобщить знания детей по теме «Весна». Уточнить.

Конспект НОД по познавательному развитию в разновозрастной группе «Кораблик» с использованием элементов ТРИЗ-технологии Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально - коммуникативное развитие, формирование элементарных.

Конспект НОД по развитию речи «В гости к бабушке в деревню» с использованием элементов УНТ в средней группеКонспект НОД по развитию речи «В гости к бабушке в деревню» с использованием элементов УНТ в средней группе "В гости к бабушке в деревню" с использованием элементов устного народного творчества. Программное содержание: Образовательные задачи:.

Конспект НОД с использованием элементов технологии ТРИЗ во второй младшей группе «В гости к солнышку» Программное содержание: Коммуникация Связная речь: учить детей составлению небольшого описательного рассказа вместе с воспитателем: продолжать.

Конспект занятия по ФЭМП во второй младшей группе «Закрепление понятий один — много». Программное содержание: закреплять умение находить один и много предметов в специально созданной обстановке, обозначать совокупности словами.

Конспект занятия «Зима, признаки зимы» Цель: Развитие лексико –грамматических категорий речи детей и развитие связной речи детей. Задачи: 1. Уточнить представление о зиме. 2.

Конспект занятия в подготовительной группе «Дети — герои ВОВ» с использованием элементов нетрадиционного рисования Конспект занятия в подготовительной группе «Дети - Герои ВОВ» (с использованием элементов нетрадиционного рисования). Цели: Расширять.

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи «Закрепление понятий «предложение», «слово», «звук» Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи «Закрепление понятий «предложение», «слово», «звук». Воспитатель: Стаценко.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе с использованием элементов ТРИЗ «Зима — лето» Программное содержание: Создать условия для психологического и эмоционального комфорта. Систематизировать: знания детей о сезонных изменениях.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Закрепление понятий с использованием элементов психологических практик «Зима. Признаки зимы» в логопедической группе
Опубликовано: 8 сентября 2019 в 18:19
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Закрепление понятий с использованием элементов психологических практик «Зима. Признаки зимы» в логопедической группе» (включая файлы) размещена пользователем Александра Диденко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


МААМ-картинки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД