Галина Калала
Конспект экскурсии в краеведческий музей «Добро пожаловать в музей!» для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка экскурсии в краеведческий музей
«Добро пожаловать в музей!»
Возраст обучающихся: 6 -7 лет
Виды деятельности: общение со взрослыми, игровая деятельность, двигательная деятельность, речевая деятельность.
Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.
Цель: развитие познавательной активности детей в процессе формирования у дошкольников представлений о музее и его коллекциях.
Образовательные:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Подготовительная группа
- Экскурсии в краеведческий музей
- Экскурсии в музей
- Экскурсии с дошкольниками
- Темочки
• рассказать детям, что такое музей и какие виды музеев бывают;
• расширять словарный запас детей понятиями экскурсия, экскурсовод, экспонат, коллекция, реставратор, выставка и др.
Развивающие:
• способствовать развитию познавательного интереса детей;
• развивать любознательность детей;
• развивать умение сравнивать экспонаты музея, находить их отличия и сходства;
• развивать связную диалогическую и монологическую речь;
• расширить и углубить знания воспитанников об истории родного города.
Воспитательные:
• воспитывать бережное отношение к экспонатам музея;
• воспитывать культуру поведения в музее.
• способствовать культуре общения со сверстниками.
1 этап: способствуем формированию
у детей внутренней мотивации к деятельности
Содержание Обратная связь
на высказывания детей
Игровая ситуация «Билет в музей»
Дети с воспитателем находятся в группе. Воспитатель собирает детей около себя, рассказывает, что утром в детский сад принесли конверт.
Воспитатель:
-Как вы думаете, что может лежать в конверте? Хотите узнать?
Открывает конверт и достает пригласительные билеты.
Воспитатель:
-Действительно, билеты, а как узнать куда? (прочитать, спросить у воспитателя)
- Нам поможет узнать куда билеты ребус: мы его сейчас расшифруем.
Надо определить первый звук в слове, а затем записать в клетках. (Молоток, удочка, зебра, елка, йогурт.)
На магнитной доске размещена схема ребуса и магнитный набор букв.
- Какое получилось слово?
-Ребята, скажите мне, а вы когда-нибудь были в музее? Кто-то может сказать, что такое музей?
А хотите узнать? Тогда слушайте: музей – это дом, где собирают, хранят и показывают старинные вещи, где можно увидеть животных и птиц, где много фотографий и картин. В этом доме есть памятники старины и даже кости мамонта.
- Для чего людям музеи? (гипотезы детей)
-Ходили ли вы в музей с родителями? В нашем городе или где- то в другом? какой?»
-Каждую весну проходит ночь музеев, где каждый желающий может бесплатно посетить любой музей в любом городе. В нашем городе тоже есть музей.
- Может кто-то знает, как он называется?
-Музей в нашем городе называется Краеведческий. Почему он так называется?
-Музей краеведческий, потому что в нём хранятся вещи, предметы, которые рассказывают нам о нашем родном крае, городе.
- Какие музеи вы знаете? (музей игрушки, музей книги, музей транспорта, музей восковых фигур, исторический музей и т. п.)
Отвечают на вопрос воспитателя: предполагают, что может лежать в конверте.
- Скажи, как думаешь ты?
- Интересный вариант!
- Какие вы фантазеры!
- Выскажи свое мнение.
- Спасибо за подсказку.
- Спасибо за помощь!
Дети определяют первый звук в слове и заполняют клетки ребуса.
Если испытывают затруднение. помогаю им.
-Музей.
Дети предполагают, что музей – это место, где хранят и показывают разные предметы - экспонаты. В музее много предметов, которые нам незнакомы.
В музее есть оружие и одежда и т. д.)
- Ух ты
- Интересный вариант!
-Здорово, что мама и папа провели это время с вами в музее.
- Я очень рада, что вы так интересно проводите время с родителями.
Слушают воспитателя и делятся впечатлениями из собственного опыта посещения музеев.
Если ответы не поступили, то можно спросить у детей.
- У кого можно спросить?
- Спросите у меня?
-Какие вы сообразительные!
-Краеведческий музей хранит в себе всю историю края.
- Я восхищена вашими знаниями!
-Удивлена, что вы знаете столько о музеях
2 этап: способствуем планированию
детьми их деятельности
Содержание Обратная связь
на высказывания детей
-Ребята, вам хотелось бы заглянуть в прошлое и посмотреть, как на нашей с вами земле, много-много лет назад жили наши предки? К сожалению, учёные еще не изобрели машину времени.
Может вы знаете, как вернуться в прошлое? Заглянуть на минуту в прошлое
Я посетить хочу давно,
Местечко чудное одно.
И посмотреть на достиженья –
Искусства или увлеченья.
Там и рисунки, и поделки…
И никакой тебе подделки.
Возьму с собой и вас, друзей.
И мы отправимся в … (музей).
-Вы хотите туда пойти?
- Итак, музей - это то место, где хранятся и изучаются различные предметы. Они могут быть ценными и не очень, но все эти предметы могут нам о многом «рассказать и поведать» : о своей истории, о происхождении и о том, для чего они нужны и как используются. И такие предметы называются экспонаты. Это слово для вас новое, давайте его все вместе повторим: «Экс-по-на-ты».
- Каждый экспонат имеет свою ценность, потому что рассказывает о жизни в давние времена и мы должны знать, как это было. Сохраняя экспонаты, мы сохраняем историю и культуру нашего края. Но это еще не все: здесь вы можете открыть для себя много нового и интересного.
Упражнение «Расскажи по схеме»
Воспитатель сообщает, что в музеях существуют правила поведения, обращает внимание детей на схему с изображением значков и предлагает детям рассказать по схеме правила поведения в музее.
Подводит итог: в музее нельзя шуметь, трогать руками экспонаты, перебивать экскурсовода, бегать, мешать другим посетителям.
-Чтобы отправиться в музей, нужно вспомнить три волшебных слова.
Первое слово – МУЗЕЙ.
Посещение музея как называется?
- Мы приходим в музей и нас с вами встречает….
-Да, экскурсию проводит экскурсовод. Его еще называют «Музейный учитель», потому что он много знает и умеет очень интересно рассказывать. Вот мы и вспомнили три волшебных слова.
-Вам понятны правила поведения в музее?
-Надеюсь, вы будете их соблюдать.
- Мне нравится ход вашей мысли!
- неожиданное решение!
Соглашаются пойти в музей.
Повторяют новое слово.
Обращают внимания на схему, рассказывают по значкам правила поведения в музее. Предполагают, что нельзя шуметь, кричать, бегать и т. д.
-Очень приятно, что вы все помните!
-Спасибо за подсказку. Так и поступим.
- Я уверена, что вы с легкостью справитесь!
Дети отвечают на вопросы воспитателя.
-Экскурсия.
- Согласна с вами! Мне нравится, что вы это делаете дружно!
-Молодцы! Вот мы и вспомнили второе волшебное слово.
Дети: Экскурсовод.
- Интересный вариант!
- Интересная версия!
Дети высказывают свое мнение
3 этап: способствуем реализации детского замысла
Содержание Обратная связь
на высказывания детей
Воспитатель приводит детей в краеведческий музей, где их встречает экскурсовод.
- Здравствуйте,ребята! Меня зовут
Наталья Витальевна! Подходите поближе, я вам расскажу о нашем музее. (знакомит детей с музеем, рассказывает об экспонатах, о коллекции, об истории экспонатов, пытается заинтересовать детей необычными экспонатами и т. д.)
-Районный краеведческий музей был основан в1967 году по решению Совета ветеранов Кореновского района, сначала была создана комната Рабочей Боевой и Трудовой Славы.
Первоначально он располагался в маленькой хатке: в комнате-музее были представлены предметы быта, документы времен Гражданской войны и ВОВ, фотографии. Жители района приносили и передавали в дар старинные вещи, документы, фотографии, семейные реликвии (это очень дорогие для семьи вещи и предметы).
В 1997 году музею было передано здание 1910 года постройки. До революции это здание принадлежало купцу Арутюнову. В 30-х годах в этом здании располагалась типография районной газеты «Свет коммунизма».
В 1971 году распахнул свои двери новый Дом культуры колхоза им. Ленина, в здании которого было выделено помещение под музей.
В 1997 году музею было передано это здание, где мы находимся.
Сегодня в музее работают :
– зал Воинской славы, в нем была открыта экспозиция «Афганистан, Афганистан мне не забыть тебя»
– зал кубанского быта, где представлены диорама «Заселение Кореновского куреня», предметы быта казаков, воссоздана «великая» хата казачьего дома. Здесь много разных старинных экспонатов. Которые расскажут нам о жизни наших предков – казаков.
– Итак, я приглашаю вас войти в первый зал музея, зал кубанского быта, где представлены предметы убранства казачьей хаты: сундук-скрыня, старинная кровать, «Красный угол», старинный шкаф, горка, рушники с ручной вышивкой и многое другое. Так же представлены предметы домашнего быта казаков, которые позволяют представить, чем пользовались кубанские казачки в повседневной жизни. Своеобразие традиционной культуры кубанцев нашло свое отражение в казачьем костюме. В экспозиции показываются традиционные кубанские костюмы мужской и женский.
Следующий зал воинской славы» Нам не забыть великий подвиг ваш»
Это зал памяти и раздумий. В судьбе малого городка отразилась судьба сотен тысяч таких городов нашей необъятной Отчизны, и судьбы людей оказавшиеся на переломном этапе гражданской войны, установления советской власти, коллективизации и вставших в июне 1941 года на защиту своего дома и страны.
– Как вы думаете, как экспонаты попадают в музей? (Предположения детей).
– Есть люди, которые отыскивают ценности, спрятанные в земле. Их профессия называется археолог.
- А еще экспонаты в музеи дарят люди. Их называют дарители.
- Как называется выставка в музее? (экспозиция)
- В музее трудится много людей.
Какие профессии людей - работников музея вы знаете? (хранитель, экскурсовод, научный сотрудник, смотритель и др.)
- Как называют человека, который проводит экскурсию? (экскурсовод)
Научный сотрудник – собирает материал по выставке (в архиве, библиотеке, интернете, документах)
Смотритель – смотрит за порядком и поведением, проверяет билеты у посетителей.
Реставратор – человек, который ремонтирует предметы старины.
Экскурсовод рассказывает, что очень часто экспонаты со временем теряют свой первоначальный вид.
-Что делать, чтобы экспонаты сохранились в музее?
Рассказывает детям, что экспонаты реставрируют, чтобы сохранить их
первоначальный вид, а занимается этим реставратор.
Игра «Реставратор»
Собирают предметы из частей (ваза, утюг, картина и др.) и называют музей, где хранится экспонат.
Экскурсовод :
-Наша экскурсия подходит к концу. Что вам понравились, и хочется посмотреть еще? Почему?
Воспитатель:
- Давайте сделаем фотографии наших на память и покажем родителям.
-А сейчас вы можете рассмотреть экспонаты поближе и поделиться своими впечатлениями с друзьями.
Рассматривают экспонаты. Сравнивают их, чем они похожи, чем отличаются. Высказывают свои мнения.
Слушают экскурсовода.
Ребята увлеченно слушают рассказ экскурсовода
-
Ребята увлеченно слушают рассказ экскурсовода
(их находят археологи, дарят люди).
- Скажи, как думаешь ты?
- Выскажи свое мнение
Повторяют новое слово
Примерные ответы детей (с моей помощью)
- Если вы затрудняетесь,можно спросить меня.
- Может стоит спросить у экскурсовода?
-Рада, что вы запомнили это слово.
- Подумай,что можно изменить!
- У вас все получится!
-Оригинально!
-Мы можем это делать вместе.
- Вместе мы справимся!
- Как интересно получилось!
- Неожиданный ход!
Дети делятся впечатлениями.
- Я рада, что вы так увлечены
-Здорово!
4 этап: способствуем проведению детской
рефлексии по итогам деятельности
Содержание Обратная связь
на высказывания детей
После возвращения в группу воспитатель предлагает детям поразмышлять на тему «Если бы я открыл музей, то…»
Игра «Размести экспонаты»(по разрезным картинкам)
Предлагает детям разместить экспонаты в музеи : выбирают музей для экспонатов, объясняют свой выбор, проверяют правильность выполнения задания
Воспитатель спрашивает:
Где сегодня побывали? Что нового узнали? Какой музей вы хотели бы посетить и почему?
-Что было трудным?
Край любимый мой родной,
Я люблю тебя душой.
Чтобы многое узнать, по музеям похожу,
На старинные предметы погляжу.
И о том, как жили люди в старину
Своим друзьям я расскажу.
Пусть они растут большими,
Берегут свой край родной,
Все, что есть у нас -
Потомкам сбережем с тобой
Рассказывают о том, каким был бы музей : тематический, исторический, художественный и т. д., какие экспонаты собрали бы в свой музей.
- Отличная идея!
-Неожиданно!
- Мне нравится твоя идея!
Отвечают на вопросы воспитателя