Алефиренко
Экологическое мероприятие в форме квест–игры «Мой дом — зелёная планета»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологические мероприятия-игры наиболее естественный и радостный вид деятельности в младшем школьном возрасте. Игры формируют характер детей, они позволяют развивать у детей самые разнообразные положительные качества: самостоятельность, доброжелательность, жизнерадостность, инициативу, творческую выдумку, облегчают восприятие излагаемых проблем и знаний, приобщают к коллективным переживаниям, наполняют детскую жизнь яркими красками.
Публикация «Экологическое мероприятие в форме квест–игры „Мой дом — зелёная планета“» размещена в разделах
- Дом, дома. Планирование
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Экологические квесты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В ходе таких игр дети не только получают положительные эмоции, у них формируются элементарные экологические представления о природе, понимание важности охраны окружающей природы, а также осознанное выполнение определенных норм поведения.
В процессе игры, с одной стороны, закрепляются навыки и умения, полученные на занятиях, а с другой - углубляется потребность в познании нового, расширении кругозора, совместных действиях и переживаниях.
Цели:
• расширение кругозора детей, их знаний по окружающему миру;
• воспитание экологической культуры, бережного отношения к окружающей природе, желание заботиться о ней;
• воспитание чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы.
Задачи:
• развивать умственные способности младших школьников, умения и навыки логического мышления;
• пробуждать интерес к окружающему миру через игру;
• показать огромное значение животных и растений в природе и жизни человека;
• показать, что человек постоянно интересуется жизнью животных, отображая их повадки и образ жизни в сказках и пословицах;
• развивать познавательную и творческую активность обучающихся;
• развивать интерес и наблюдательность, научить правилам поведения в природе;
• воспитывать у школьников бережное отношение к растениям, неравнодушие к многообразному миру животных;
• развивать коммуникативные навыки, умения работать в группе, слушать своих товарищей, отстаивать свою точку зрения.
Оборудование: разрезанные картинки о природе (пазлы, конвертики с разрезанным на слова текстом пословиц и поговорок, плакаты с надписями о пользе животного и растительного мира, карточки с изображением животных, растений и грибов, карточки с буквами слова ЭКОЛОГИЯ, маршрутные листы.
Направление внеурочной деятельности: экологическое
Виды внеурочной деятельности: игровая и познавательная
Форма проведения внеурочной деятельности: квест - игра
Универсальные учебные действия:
• личностные;
• регулятивные;
• познавательные;
• коммуникативные.
Ожидаемые результаты:
должны иметь представление:
- о значении животного и растительного мира в природе и жизни человека;
- о культуре общения со сверстниками в условиях игровой и соревновательной деятельности;
должны знать:
- правила проведения игр, викторин и соревнований;
- правила поведения во время игры.
должны уметь:
- проявить смекалку и находчивость;
- применять игровые навыки в жизненных ситуациях.
Ход квест - игры
Перед началом мероприятия звучит фонограмма со звуками леса.
Ведущий: Ребята, прислушайтесь, а что это за звуки раздаются? (Ответы детей). Я рада приветствовать вас на квест – игре «Мой дом – зелёная планета».
Сегодня мы с вами побываем в удивительном мире природы: на речке, в поле, в лесу и на полянке. Побываем в гостях у животных, заглянем в царство грибов. Вас ждут интересные вопросы и не менее интересные задания.
Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нём солнце,
дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нём птицы и цветы,
Весенний звон ручья,
Живёшь в том светлом доме ТЫ
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели
Всегда ты будешь в нём.
ПРИРОДОЮ родной земли
Зовётся этот дом.
(Л. Дайнеко)
Ведущий: Сегодня в квест-игре принимают участие команды, с которыми мы сейчас познакомимся.
(Приветствие команд, каждая команда говорит свое название)
Ведущий: Вот мы и познакомились с командами. А сейчас каждая команда получает маршрутный лист и отправляется на свою станцию.
На каждой станции вам будут заданы вопросы или даны задания по теме «Мой дом – зелёная планета» и вы получите карточку с буквой. Из полученных букв в конце вашего пути вы соберете слово, связанное с темой игры. На каждой станции вы будете находиться 5 минут. За каждый правильный ответ вы получаете 1 балл, а за каждое выполненное задание команда получает 10 баллов. УДАЧИ, ВАМ!
(Капитаны команд получают маршрутные листы)
Маршрутный лист команды ___
Название станции Количество баллов команды Подпись ответственного лица
«Ответь на вопрос»
«Царство Растений»
«Загадочная»
«Царство Животных»
«Пазлы»
«Царство Грибов»
«Пословицы и поговорки»
«Друзья природы»
Итого
Подведение итогов путешествия.
Станция 1 «Ответь на вопрос»
За 5 минут вам нужно ответить на большее количество вопросов. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
1. Что делает ёж зимой? (Спит)
2. Живая мышеловка. (Кот)
3. Кто ни на шаг не отходит от собственного дома? (Улитка. Черепаха)
4. Какая птица не строит гнезда? (Кукушка)
5. Как называются птицы, которые остаются зимовать? (Зимующие)
6. Какая птица выводит птенцов зимой? (Клёст.)
7. Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму листву? (Лиственница)
8. Какие животные носят еду на спине? (Ежи)
9. На каком цветке можно погадать, отрывая лепестки? (Ромашка.)
10. Листья какого растения прикладывают к ранке? (Подорожник.)
11. Какой колокольчик не звенит? (Цветок)
12. Какую траву и слепой знает? (Крапива.)
13. Наука о связях живых существ с окружающей средой и бережном отношении к природе. (Экология)
14. Охраняемые государством территории, где запрещена охота, сбор ягод и трав. (Заповедник)
15. Как называется книга, где записаны исчезающие виды животных и растений? (Красная книга)
16. Ближайшая к нам звезда. (Солнце)
17. В него превратился гадкий утёнок. (Лебедь)
18. Сколько ног у паука? (8)
19. Назовите последний месяц зимы. (Февраль)
20. Сколько цветов у радуги? (7)
21. Какой предмет может сказать о себе:
«Со мной пойдешь,
Дорогу обратно найдешь!»? (Компас)
22. В какое время года бывает листопад? (Осенью)
23. Животное, у которого много ножек. (Сороконожка)
24. В какое время года бывает ледоход? (Весной)
25. Какой гриб носит название лесного хищного зверя? (Лисичка)
26. Как называются птицы, которые улетают на юг? (Перелетные)
27. Углубление в дереве, где живет белка. (Дупло)
28. Это самый первый цветок, появляющийся из-под снега. (Подснежник)
29. Зеленый покров земли. (Трава)
30. Дом для птицы. (Гнездо)
ИТОГО 30 баллов + карточка с буквой Э.
Станция 2 «Царство Растений»
Нашу планету называют Зелёной Планетой. Кто подарил ей зелёный наряд? Деревья и травы, цветы и кустарники. Они всюду вокруг нас. На крайнем севере и в жаркой пустыне. Высоко в горах, в лесу, на лугу и у самой воды. Первая станция нашего путешествия «Царство РАСТЕНИЙ». (Приложение 1)
За каждый правильный ответ вы получите 1 балл.
Вычеркни лишние.
1. Клён, рябина, ель, тюльпан.
2. Берёза, дуб, шиповник, тополь.
3. Яблоня, смородина, малина, рябина.
4. Осина, липа, дуб, ель.
5. Сосна, тополь, рябина, ива.
6. Липа, осина, клён, яблоня.
7. Груша, слива, тополь, вишня.
8. Клубника, роза, ландыш, фиалка.
9. Ель, лиственница, сосна, кедр.
10. Роза, тюльпан, астра, одуванчик.
ИТОГО 10 баллов + карточка с буквой К
Станция 3 «Пазлы»
Дети собирают пазл с изображением животных. (Приложение 2)
ИТОГО 10 баллов + карточка с буквой О.
Станция 4 «Загадочная»
Отгадайте загадки.
Сколько загадок отгадано, столько баллов получает команда.
1. По весне к нам с юга мчится
Черная, как ворон, птица.
Для деревьев наших врач,
Насекомых ест всех. (Грач.)
2. Тлю с ветвей она съедает
И в саду нам помогает.
На листок уселась ловко.
Это. (Божья коровка.)
3. Поставив солнышку бочок,
Лежит на грядке. (Кабачок.)
4. Он соло пел среди ветвей,
Его назвали. (Соловей.)
5. Как зовут мeня скажи –
Часто прячусь я во pжи,
Скромный полевой цветок,
Синеглазый … (Василек.)
6. Не рыбак, а сети расставляет. (паук)
7. Есть на речках лесорубы
В серебристо-бурых шубах
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины. (Бобры).
8. Скачет зверюшка:
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка. (Лягушка).
9. Над рекою он в полёте,
Этот чудо-вертолётик.
Над водой парит он гладкой,
На цветке его посадка. (Стрекоза).
10. На спине я дом ношу,
Но гостей не приглашу:
В костяном моём дому
Место только одному. (Черепаха).
11. На свинью похож, а в лесу живёт. (Кабан).
12. Всю зиму спит,
Весной на пасеку спешит. (Медведь).
13. В птичник повадится - жди беды.
Рыжим хвостом заметает следы. (Лиса).
14. Зубовато, серовато, по полю рыщет, телят, ягнят ищет. (Волк).
15. Сама пёстрая,
Ест зелёное,
Даёт молоко. (Корова)
16. Маленький рост,
Длинный хвост,
Серая шубка,
Острые зубки. (Мышь)
17. Надели коняшки
Морские тельняшки. (Зебры)
18. В воде они живут,
Клюва нет, а клюют.
У родителей и деток
Вся одежда из монеток. (Рыбы).
19. Зашевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел –
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка).
20. Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается. (Кошка)
ИТОГО: 20 баллов + карточка с буквой Л.
Станция 5 «Царство Животных»
На нашей планете много животных, но некоторые из них занесены в красную книгу, т. к. они могут исчезнуть совсем. Животные делятся на 2 группы: дикие и домашние. Люди не могут представить свою жизнь без домашних животных. Домашние питомцы приносят много радости, особенно детям. Но не всегда мы можем позволить себе завести домашнего любимца. Предлагаю изготовить бумажного щенка. Дети изготавливают щенка в технике оригами. (Приложение 3)
ИТОГО 10 баллов + карточка с буквой О
Станция 6 «Царство Грибов»
По дорожке, по тропинке
В лес за ними мы идём.
Если место попадётся,
То лукошко наберём. (Грибы).
Среди даров природы, которыми богата наша страна, значительное место занимают грибы – ценный продукт питания. Собирая грибы, мы много времени проводим на свежем воздухе, вдыхаем аромат леса, любуемся красотой природы. Это очень полезное и увлекательное занятие. Вы любите собирать грибы?
За 5 минут найдите и зачеркните названия грибов. Оставшиеся буквы подскажут, что еще за гриб "спрятался" в магическом квадрате. (Приложение 4)
За каждый найденный гриб – 1 очко.
С П О Д Б Е К О
Ы И В О Л Р И Г
Р Л А К Н Ё В Р
О И В Ш У З О У
Е С М А Ё Н Д З
Ж И Е С Л О Ь Д
К Ч К А К К Ж К
А Д Б О Р О В И
В карточке названия грибов: сыроежка, подберёзовик, груздь, лисичка, маслёнок, волнушка, боровик. (В квадрате "спрятался" дождевик.)
ИТОГО: 8 баллов + карточка с буквой Г
Станция 7 «Пословицы и поговорки»
Участники команд получают конверт с разрезанным на части текстом пословиц и поговорок. По сигналу ведущего они должны открыть конверт и, соединив начало и конец текста, составить пословицы и поговорки. (Приложение 5)
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
Весна красна цветами, а осень плодами.
Ласточка день начинает, а соловей кончает.
Волков бояться- в лес не ходить.
За двумя зайцами погонишься- ни одного не поймаешь.
С кем по грибки, с тем и по ягодки.
К грибку грибок- наберёшь полный кузовок.
ИТОГО: 7 баллов + карточка с буквой И
Станция 8 «Друзья природы»
В природе все взаимосвязано между собой.
И каждый, по-своему, чем-то хорош,
Поганка и рыжик, лягушка и еж!
Нет ни цветка, ни зверька, ни куста,
Где бы не встретилась нам красота!
Отдыхая на природе, человек не всегда задумывается, что он находится в гостях у природы. А в гостях, как известно, не принято вести себя плохо и невоспитанно. Поэтому давайте вспомним правила поведения в природе.
– Вспомните правила друзей природы? (Называют правила).
1. Не ломай ветви деревьев и кустарников.
2. Не повреждай кору деревьев!
3. Не рви в лесу, на лугу цветов.
4. Съедобные ягоды собирай так, чтобы не повреждать веточек.
5. Не сбивай грибы, даже ядовитые.
6. Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.
7. Не разоряй муравейники.
8. Не убивай змей, лягушек, жаб
9. Не лови диких животных и не уноси их домой.
10. Не подходи близко к гнездам птиц.
11. Не трогайте птичьи яйца и птенцов.
12. В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву.
13. Не шуми в лесу, в парке.
14. Не оставляй в лесу, парке, на лугу, у реки мусора.
15. Нельзя разводить огонь в лесу.
Молодцы, ребята. Я надеюсь, когда вы будете отдыхать на природе, вы будете помнить о том, как нужно вести себя, чтобы не навредить природе.
ИТОГО 15 баллов + карточка с буквой Я
На последней станции команда составляет слово из полученных карточек с буквами (ЭКОЛОГИЯ).
За правильно составленное слово команде добавляется 2 балла.
Ведущий: Наша игра подошла к концу. Пока жюри подводит итоги квест-игры, я предлагаю всем поиграть.
Игра «Змея»
Две команды (не менее 10 человек в каждой) выстраиваются в ряд. Перед ними на небольшом расстоянии ставится какой-нибудь предмет (стул). По сигналу первый игрок из каждой команды бежит к этому предмету, обегает его, возвращается к своей команде, берёт за руку другого игрока и бежит с ним. Когда они возвращаются к команде, то берут двоих игроков, потом четырёх, затем восемь… Цепочка не должна размыкаться!
Вручаются грамоты, сертификаты участникам игры.